Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7258) 11 - 17 января 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

ЭДУАРД БОЯКОВ: "В списках значатся достойные"

Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ


Объявлены номинанты премии и участники фестиваля "Золотая маска"-2001. На вопросы "Культуры" отвечает директор фестиваля Эдуард БОЯКОВ.

    

- Эта "Маска" - шестая по счету. Есть ли у нее отличительные черты?

- У каждого фестиваля свой стиль, свои фавориты, свои открытия. Говоря о "Золотой маске"-2001, можно отметить несколько "вводных" моментов.

Во-первых, фестиваль состоится в преддверии Всемирной театральной олимпиады. С одной стороны, это очень хорошая, даже выгодная позиция. Зрители не успеют устать и пресытиться фестивальными впечатлениями. С другой стороны, наши спектакли будут поводом для сравнения с мировыми шедеврами, которые представит Олимпиада. Это огромная ответственность, но я надеюсь, что "Золотая маска" все-таки будет плодотворной преамбулой для Олимпиады.

Во-вторых, есть основания надеяться, что в фестивальной афише не будет обидных пробелов, когда номинированные спектакли не могут приехать в Москву. Нас всегда огорчала ситуация, когда такие, к примеру, безусловные фавориты, как балет "Спящая красавица" или опера "Семен Котко" - премьеры Мариинского театра, вызвавшие огромный интерес у публики не только Петербурга, но и других музыкальных столиц мира, - не были представлены в афише "Золотой маски". Конечно, на прошлом фестивале были настоящие события: это и "Чевенгур" МДТ - Театра Европы, и "Буря" Театра Комиссаржевской из Санкт-Петербурга, и спектакли Евгения Гришковца, и многие другие. Но несовпадение между списками номинантов и участниками беспокоило организаторов.

К счастью, мы нашли взаимопонимание и с московскими театрами, и с приезжающими. Руководство Большого пошло нам навстречу и предоставило площадку для гастролей Мариинки. По-моему, это проявление не только доброй воли, но и достоинства.

В-третьих, произошли небольшие изменения в Положении о премии. Мы вернулись к практике частных номинаций, шорт-листа, который объявляется за несколько месяцев до фестиваля. В конкурсе драматического театра произошло разделение на спектакли большой и малой формы. Конкурс "Новация" объединил все жанры театрального искусства. Комментировать эти позиции сегодня сложно. Фестиваль многое расставит по своим местам и покажет, правильно ли поступил Секретариат СТД, утвердив новое Положение о "Маске".

Вообще, список частных номинаций, представленный в этом году, очень мощный. В качестве примера достаточно посмотреть на художников в драматическом театре: Бархин, Боровский, Гальперин, Степанова, Шейнцис! Потрясающие работы и сумасшедший конкурс в номинациях "режиссер", "мужская роль"... Даже в многострадальной номинации "женская роль", где всегда был дефицит крупных работ, сегодня настоящая интрига.

Что касается фестивальной географии, то она, как всегда, очень широка и подтверждает существование единого российского театрального пространства. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, подтверждают реноме театральных центров такие города, как Новосибирск и Екатеринбург. Но каждый год возникают и новые - сейчас это Воронеж, Владикавказ, Краснодар. Уверен, что с помощью федеральных и региональных властей, Московского правительства и спонсоров (такие достойнейшие компании, как Finnair, Marriotte Avrora, Direct Net, уже подтвердили свое участие) мы сможем представить в Москве все эти города.

    

- Значит, все замечательно? А как же быть с тем, что некоторые театры остались недовольны, кто-то отказался от участия в фестивале, а в ряде номинаций нет очевидного конкурса?

- Естественно, такой огромный проект не может обойтись без недовольных, без демаршей и обвинений (что эксперты не посмотрели какие-то спектакли, кого-то не включили в шорт-лист и какие-то заслуженные работы не попали в конкурс). Если, например, в Москве выпускаются сотни премьер в год, то никакой Экспертный совет посмотреть все не в состоянии. Именно поэтому в Москве мы не практикуем заявки на участие в конкурсе. Театр "Современник", к примеру, не заявлял свой спектакль. Мы сами предложили им участвовать и получили отказ. Это очень больной вопрос. Многие, в том числе и вы, Наталия, в своем материале ("Как объять очевидное?") говорили, что эксперты должны иметь право на собственное выдвижение работ. Я с вами не соглашусь. Спектакль - это продукция театра. Театр - собственник этой продукции. Мы как фестивальная дирекция уж точно не имеем права ею распоряжаться. "Современник" показал отношение к коллегам, к Экспертному совету, в конце концов, к своим актерам и к приглашенному режиссеру, который, кстати, является лауреатом "Золотой маски" за лучший зарубежный спектакль. Нам очень жаль. Остается пожелать театру хороших премьер и надеяться, что в следующий раз он будет мудрее.

Сценическое искусство - самое эфемерное. Не тиражируется, не фиксируется, модный ныне термин digital arts - цифровые искусства - это тоже не про него. Поэтому любой театральный фестиваль или конкурс - это не только список достижений, но и список потерь.

Некоторые спектакли, как, например, "Борис Годунов" в постановке Деклана Доннеллана с выдающейся, по мнению многих, работой Евгения Миронова, имеют совсем другой, отличный от репертуарных театров, режим жизни. В некоторых спектаклях играют председатели творческих союзов, которые не могут позволить себе участвовать в конкурсе...

Что поделаешь? Но еще раз прошу взглянуть на афишу - сколько интересного нас ожидает в драме, опере, современном танце, других жанрах! Наконец-то пришло понимание того, что фестиваль - не полная, не абсолютная, но все-таки картина сезона, который, кстати, если говорить, и в музыкальном и драматическом театре был очень плодотворным. Что и подтверждает фестивальная афиша.

    

- Вы упомянули предстоящую Театральную олимпиаду в Москве. А что будет с международной программой "Золотой маски", и уместна ли она в этом случае?

- Еще как уместна! Конечно, я как зритель предвкушаю радость встречи на Олимпиаде со спектаклями Стрелера, Бонди, Уилсона, Сузуки, Ронкони, Някрошюса, но, безусловно, у нас есть своя ниша, своя задача. Прежде всего это представление Западу российского театра. Форматы и Олимпиады, и нашего фестиваля настолько уникальны, что, по-моему, и речи не может идти о пересечении. А то, что Москва может проводить несколько крупных фестивалей, - прекрасное подтверждение статуса одной из театральных столиц мира. Что касается нашей международной программы - она состоит из двух направлений. Во-первых, это традиционные семинары и мастер-классы ведущих мировых театральных профессионалов по самым разным темам: от Интернета до копродукции с зарубежными партнерами, от авангардной пластики до современной драматургии. К нам несколько раз приезжали специалисты лондонского Роял Корт, теперь приезжает известнейший немецкий театральный деятель, шеф-драматург и соавтор Марталлера Штефани Карп. Во-вторых, это внеконкурсная программа "Russian Case", которая пройдет при поддержке Альфа-банка. Эту программу мы впервые представили в прошлом году. Мы очень волновались, но результаты превзошли ожидания. Огромный интерес вызвали сами спектакли, возникли десятки плодотворных контактов. Можно говорить о том, что возникли серьезные профессиональные связи: кого-то пригласили на постановку, кого-то на мастер-класс и т.д. Я знаю примеры контактов между Польшей и Латвией, Литвой и Голландией, которые завязались в Москве на этой программе. Если все будет развиваться в том же русле, то, безусловно, "Russian Case" будет важным моментом в нашем театральном сезоне. Специалисты со всего мира съедутся посмотреть российские спектакли, пообщаться между собой. "Russian Case" - это короткая, 4-5 дней, но яркая, интенсивная выставка российского театра, и адресована она прежде всего западным продюсерам и специалистам. В этом году автор программы - известный критик, обозреватель газеты "Коммерсантъ" Роман Должанский, имеющий опыт многих международных проектов. Он в середине января объявит афишу "Russian Case".

    

- В нынешнем сезоне "Маска" провела выездные акции по России. Будет ли продолжение?

- В сентябре этого года мы провели фестиваль театров - лауреатов "Золотой маски" в Петербурге. Это была одна из самых успешных акций "Маски". В рамках проекта прошли два благотворительных вечера с участием Райкина, Тараторкина, Юрского, министра культуры М. Швыдкого. Весь сбор был направлен на учреждение стипендий для студентов актерского отделения Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Петербург оказал нам потрясающий прием, надеемся сделать подобные акции ежегодными. В октябре лауреаты приезжали в Иркутск. Необыкновенная отзывчивость иркутского зрителя еще раз показала необходимость этой программы. Мы пойдем дальше. На днях вице-президент Альфа-банка Александр Гафин и начальник управления искусств Министерства культуры Майя Кобахидзе подтвердили готовность поддерживать гастрольные проекты. Мы планируем акции в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске. Рассчитываем выступить с инициативой проведения нового фестиваля современной пьесы. Я разговаривал с Олегом Павловичем Табаковым на эту тему и передал ему разработанный членами ассоциации "Новая пьеса" проект комплексной программы развития современной драматургии. Табаков обещал содействие и участие в программе.

Этими проектами занимаюсь не я лично, а вся команда "Золотой маски", в которой, кстати, очень важное пополнение - с января к обязанностям исполнительного директора приступит Мария Ревякина, прекрасный менеджер, бывший директор Новосибирского театра "Глобус". Надеюсь, что с ее приходом фестиваль получит новый позитивный импульс.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;