Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7258) 11 - 17 января 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЭДУАРД БОЯКОВ: "В списках значатся достойные"Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ Объявлены номинанты премии и участники фестиваля "Золотая маска"-2001. На вопросы "Культуры" отвечает директор фестиваля Эдуард БОЯКОВ.
- Эта "Маска" - шестая по счету. Есть ли у нее отличительные черты? - У каждого фестиваля свой стиль, свои фавориты, свои открытия. Говоря о "Золотой маске"-2001, можно отметить несколько "вводных" моментов. Во-первых, фестиваль состоится в преддверии Всемирной театральной олимпиады. С одной стороны, это очень хорошая, даже выгодная позиция. Зрители не успеют устать и пресытиться фестивальными впечатлениями. С другой стороны, наши спектакли будут поводом для сравнения с мировыми шедеврами, которые представит Олимпиада. Это огромная ответственность, но я надеюсь, что "Золотая маска" все-таки будет плодотворной преамбулой для Олимпиады. Во-вторых, есть основания надеяться, что в фестивальной афише не будет обидных пробелов, когда номинированные спектакли не могут приехать в Москву. Нас всегда огорчала ситуация, когда такие, к примеру, безусловные фавориты, как балет "Спящая красавица" или опера "Семен Котко" - премьеры Мариинского театра, вызвавшие огромный интерес у публики не только Петербурга, но и других музыкальных столиц мира, - не были представлены в афише "Золотой маски". Конечно, на прошлом фестивале были настоящие события: это и "Чевенгур" МДТ - Театра Европы, и "Буря" Театра Комиссаржевской из Санкт-Петербурга, и спектакли Евгения Гришковца, и многие другие. Но несовпадение между списками номинантов и участниками беспокоило организаторов. К счастью, мы нашли взаимопонимание и с московскими театрами, и с приезжающими. Руководство Большого пошло нам навстречу и предоставило площадку для гастролей Мариинки. По-моему, это проявление не только доброй воли, но и достоинства. В-третьих, произошли небольшие изменения в Положении о премии. Мы вернулись к практике частных номинаций, шорт-листа, который объявляется за несколько месяцев до фестиваля. В конкурсе драматического театра произошло разделение на спектакли большой и малой формы. Конкурс "Новация" объединил все жанры театрального искусства. Комментировать эти позиции сегодня сложно. Фестиваль многое расставит по своим местам и покажет, правильно ли поступил Секретариат СТД, утвердив новое Положение о "Маске". Вообще, список частных номинаций, представленный в этом году, очень мощный. В качестве примера достаточно посмотреть на художников в драматическом театре: Бархин, Боровский, Гальперин, Степанова, Шейнцис! Потрясающие работы и сумасшедший конкурс в номинациях "режиссер", "мужская роль"... Даже в многострадальной номинации "женская роль", где всегда был дефицит крупных работ, сегодня настоящая интрига. Что касается фестивальной географии, то она, как всегда, очень широка и подтверждает существование единого российского театрального пространства. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, подтверждают реноме театральных центров такие города, как Новосибирск и Екатеринбург. Но каждый год возникают и новые - сейчас это Воронеж, Владикавказ, Краснодар. Уверен, что с помощью федеральных и региональных властей, Московского правительства и спонсоров (такие достойнейшие компании, как Finnair, Marriotte Avrora, Direct Net, уже подтвердили свое участие) мы сможем представить в Москве все эти города.
- Значит, все замечательно? А как же быть с тем, что некоторые театры остались недовольны, кто-то отказался от участия в фестивале, а в ряде номинаций нет очевидного конкурса? - Естественно, такой огромный проект не может обойтись без недовольных, без демаршей и обвинений (что эксперты не посмотрели какие-то спектакли, кого-то не включили в шорт-лист и какие-то заслуженные работы не попали в конкурс). Если, например, в Москве выпускаются сотни премьер в год, то никакой Экспертный совет посмотреть все не в состоянии. Именно поэтому в Москве мы не практикуем заявки на участие в конкурсе. Театр "Современник", к примеру, не заявлял свой спектакль. Мы сами предложили им участвовать и получили отказ. Это очень больной вопрос. Многие, в том числе и вы, Наталия, в своем материале ("Как объять очевидное?") говорили, что эксперты должны иметь право на собственное выдвижение работ. Я с вами не соглашусь. Спектакль - это продукция театра. Театр - собственник этой продукции. Мы как фестивальная дирекция уж точно не имеем права ею распоряжаться. "Современник" показал отношение к коллегам, к Экспертному совету, в конце концов, к своим актерам и к приглашенному режиссеру, который, кстати, является лауреатом "Золотой маски" за лучший зарубежный спектакль. Нам очень жаль. Остается пожелать театру хороших премьер и надеяться, что в следующий раз он будет мудрее. Сценическое искусство - самое эфемерное. Не тиражируется, не фиксируется, модный ныне термин digital arts - цифровые искусства - это тоже не про него. Поэтому любой театральный фестиваль или конкурс - это не только список достижений, но и список потерь. Некоторые спектакли, как, например, "Борис Годунов" в постановке Деклана Доннеллана с выдающейся, по мнению многих, работой Евгения Миронова, имеют совсем другой, отличный от репертуарных театров, режим жизни. В некоторых спектаклях играют председатели творческих союзов, которые не могут позволить себе участвовать в конкурсе... Что поделаешь? Но еще раз прошу взглянуть на афишу - сколько интересного нас ожидает в драме, опере, современном танце, других жанрах! Наконец-то пришло понимание того, что фестиваль - не полная, не абсолютная, но все-таки картина сезона, который, кстати, если говорить, и в музыкальном и драматическом театре был очень плодотворным. Что и подтверждает фестивальная афиша.
- Вы упомянули предстоящую Театральную олимпиаду в Москве. А что будет с международной программой "Золотой маски", и уместна ли она в этом случае? - Еще как уместна! Конечно, я как зритель предвкушаю радость встречи на Олимпиаде со спектаклями Стрелера, Бонди, Уилсона, Сузуки, Ронкони, Някрошюса, но, безусловно, у нас есть своя ниша, своя задача. Прежде всего это представление Западу российского театра. Форматы и Олимпиады, и нашего фестиваля настолько уникальны, что, по-моему, и речи не может идти о пересечении. А то, что Москва может проводить несколько крупных фестивалей, - прекрасное подтверждение статуса одной из театральных столиц мира. Что касается нашей международной программы - она состоит из двух направлений. Во-первых, это традиционные семинары и мастер-классы ведущих мировых театральных профессионалов по самым разным темам: от Интернета до копродукции с зарубежными партнерами, от авангардной пластики до современной драматургии. К нам несколько раз приезжали специалисты лондонского Роял Корт, теперь приезжает известнейший немецкий театральный деятель, шеф-драматург и соавтор Марталлера Штефани Карп. Во-вторых, это внеконкурсная программа "Russian Case", которая пройдет при поддержке Альфа-банка. Эту программу мы впервые представили в прошлом году. Мы очень волновались, но результаты превзошли ожидания. Огромный интерес вызвали сами спектакли, возникли десятки плодотворных контактов. Можно говорить о том, что возникли серьезные профессиональные связи: кого-то пригласили на постановку, кого-то на мастер-класс и т.д. Я знаю примеры контактов между Польшей и Латвией, Литвой и Голландией, которые завязались в Москве на этой программе. Если все будет развиваться в том же русле, то, безусловно, "Russian Case" будет важным моментом в нашем театральном сезоне. Специалисты со всего мира съедутся посмотреть российские спектакли, пообщаться между собой. "Russian Case" - это короткая, 4-5 дней, но яркая, интенсивная выставка российского театра, и адресована она прежде всего западным продюсерам и специалистам. В этом году автор программы - известный критик, обозреватель газеты "Коммерсантъ" Роман Должанский, имеющий опыт многих международных проектов. Он в середине января объявит афишу "Russian Case".
- В нынешнем сезоне "Маска" провела выездные акции по России. Будет ли продолжение? - В сентябре этого года мы провели фестиваль театров - лауреатов "Золотой маски" в Петербурге. Это была одна из самых успешных акций "Маски". В рамках проекта прошли два благотворительных вечера с участием Райкина, Тараторкина, Юрского, министра культуры М. Швыдкого. Весь сбор был направлен на учреждение стипендий для студентов актерского отделения Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Петербург оказал нам потрясающий прием, надеемся сделать подобные акции ежегодными. В октябре лауреаты приезжали в Иркутск. Необыкновенная отзывчивость иркутского зрителя еще раз показала необходимость этой программы. Мы пойдем дальше. На днях вице-президент Альфа-банка Александр Гафин и начальник управления искусств Министерства культуры Майя Кобахидзе подтвердили готовность поддерживать гастрольные проекты. Мы планируем акции в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске. Рассчитываем выступить с инициативой проведения нового фестиваля современной пьесы. Я разговаривал с Олегом Павловичем Табаковым на эту тему и передал ему разработанный членами ассоциации "Новая пьеса" проект комплексной программы развития современной драматургии. Табаков обещал содействие и участие в программе. Этими проектами занимаюсь не я лично, а вся команда "Золотой маски", в которой, кстати, очень важное пополнение - с января к обязанностям исполнительного директора приступит Мария Ревякина, прекрасный менеджер, бывший директор Новосибирского театра "Глобус". Надеюсь, что с ее приходом фестиваль получит новый позитивный импульс. Также в рубрике:
|