Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7258) 11 - 17 января 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Первенство Европы по "Войне и миру"

Постановка Андреем Кончаловским шедевра Прокофьева на сцене Ла Скала

Ирена ЛЕЙНА
Милан - Мюнхен


Г. Цыпин. Макет декораций к спектаклю "Война и мир"

В миланском оперном театре Ла Скала в этом сезоне дают "Войну и мир" Прокофьева. Мариинский театр, 500 человек, практически всем составом переселился в Милан. Прибыли статисты и оркестранты, костюмеры с 1200 костюмами, сам шеф-дирижер Валерий Гергиев, а также Андрей Кончаловский, режиссер-постановщик, и художник Георгий Цыпин, выписанный по этому случаю из Америки. За сценой ничего уже не слышно, кроме русской речи. В партере и на ярусах, наоборот, гвалт на всех европейских языках.

Когда пурпур занавеса и лож гаснет, сцена раскрывается бездонным, в зенит утекающим небом, под которым на двух тонких колоннах продуваемый балкон с мечтающей Наташей. Отрадное, год 1809-й. Нежное сопрано Ирины Матаевой, хрупкой провинциальной девочки, неожиданно плотно заполняет весь воздушный объем. В этот момент становится ясно, в чем, собственно, секрет миланской Скалы, - уникальный акустический эффект. Но это я не берусь описать, это надо однажды услышать...

Г. Цыпин. Макет декораций к спектаклю "Война и мир"

Впрочем, акустикой местную публику ведь не удивишь, поэтому постановка русской оперы, которая с помощью американского спонсора Альберто Виллара с самого начала была задумана на четыре сцены: Мариинку, лондонский Ковент Гарден, Скалу и Нью-Йоркскую оперу, должна была стать в первую очередь уникальным зрелищем. Я пытаюсь выведать секреты сценических идей у Андрея Кончаловского.

- Почему, собственно, "Война и мир"? Редко исполняемая опера, а в нынешнем сезоне сразу две постановки - вначале прошла премьера в парижской Опера Бастий с солистами и хором Большого театра, через полгода Мариинка вывозит в Европу другую, собственную версию.

- Мы просто хотели с Гергиевым что-нибудь ставить вместе. Это бывает. Скажем, как-то встретились мы на улице с Кешей Смоктуновским. Он спросил: "Что-нибудь поставим?" - "Ну давай! "Царь Федор" или "Дядя Ваня"?". - "Лучше Чехов". Ну пошли! Так и поставили... Ну а поскольку Мариинский театр поет всего Прокофьева, Валерий Абисалович решил сделать "Войну и мир", да так, чтобы она "шла", это ведь уже, наверное, пятая его попытка. Это наиболее сложная опера Прокофьева и с музыкальной, и с финансовой, и даже с композиционной точки зрения. Ведь он писал ее в несколько приемов и должен был дописывать для цензуры, для реперткома какие-то патриотические куски с помощью Эйзенштейна. Поэтому надо было очистить зерна от плевел. Впрочем, Прокофьев оставил довольно подробные записи о том, что может уйти из оперы, где можно освободить ее от насильственно включенного, мы это и попытались сделать.

Г. Цыпин. Макет декораций к спектаклю "Война и мир"

И вот еще о чем нужно помнить при прочтении этой оперы: не путать такие понятия, как национализм и патриотизм. Национализм - это утверждение какой-то одной нации за счет других, это утверждение, что есть неполноценные нации. А патриотизм - это любовь к своему отечеству, необходимое чувство, особенно в России, где никогда национальной идеи не было и поиски ее бессмысленны. Национальная идея возникала только тогда, собственно, об этом писал и Толстой, когда приходил враг. Как только война кончалась, люди снова отдалялись друг от друга, и ничто их больше не объединяло. В этом смысле "Война и мир" - очень важное произведение. Национальная идея - это та, которую поддерживают все люди, национализм же, напротив, никогда все общество не охватывает.

- Андрей Сергеевич, в России вы известны как кинорежиссер. И вдруг опера, самый "неактерский" вид искусства, самый условный...

- Собственно, работать с романом Толстого, где он попытался объять глобальную философию мира и показать отдельные личности в счастливые и трагические моменты их жизни в этом самом мире, - это ведь уникальная задача. Не говоря уже о музыке Прокофьева. На Бенджамине Бриттене, Прокофьеве и Шостаковиче опера практически кончилась. Уже никто не может написать больше оперу, которая была бы всемирной.

- Постановка в Париже "задавила" меня своим тяжелым натурализмом. Когда на сцену начали выкатывать, пыхтя и отдуваясь, четвертую пушку, театр для меня умер. Я так ждала, что вы найдете иной, театральный, образный язык. И действительно, сценический объем в каждом фрагменте у вас решен так условно, он завораживает, в нем есть несомненная новизна. Но исполнители, играющие роли аристократов или солдат, выходят одетые с иголочки в музейные костюмы, и выносят нечто, срисованное с настоящих флагов, - опять чистый натурализм? Что за смесь такая?

- Да, у нас абсолютно натуралистические костюмы. И это сделано намеренно. Весь принцип заключается в том, чтобы была декорация, в которой есть пространство, и в нем существуют реальные персонажи, которые можно рассматривать детально, как музейную редкость. В этом и есть качество спектакля и его красота. Собственно, тот же принцип, что и у Толстого: сиюминутное, личное - внутри глобального, абстрактного... А натурализм, реализм, символизм - это лишь стили, они умирают один за другим и для меня не имеют значения...

Что делает спектакль современным, что отличает его от первых постановок в Ленинградском Малом театре в 1946-м или в Праге в 1948 году? Кончаловский утверждает, что сценографа он себе не выбирал. Ну что ж, если появление Георгия Цыпина в роли художника - дело случая, счастливый это случай. Потому что одна глобальная, пространственная идея, на мой взгляд, определила европейский успех спектакля Мариинки.

Принято что угодно ставить вешать и городить на сцене оперы. Пол остается обычно плоским. Цыпин все оставил плоским, он "загнул" именно землю. Он буквально сделал из пола кусок земного шара. И эта трехмерная конструкция дальше трансформируется из овального паркетного зала в холм с редутами, раскалывается под ногами наполеоновских солдат и, наконец, вспучивается подвалами горящей Москвы. И когда на плоском, по сути, горизонте-заднике появляется летучая гряда облаков, уносящаяся в зал, на зрителя, когда силуэты церквей начинают полыхать пожаром красок, пространство волшебным образом становится уже не трех-, а четырехмерным, невиданным.

Счастливым образом избежав сценических штампов, Кончаловский с Цыпиным умудрились также не влезть в болотистую местность, где растет развесистая отечественная клюква. Получился спектакль о России с ее пространством и временем. Опера по Толстому и Прокофьеву, отмеченная современным мироощущением.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;