Россия, которую мы не знаем
В Фотоцентре проходит выставка народной фотографии
Жанна ФИЛАТОВА
 |
Ю.Фролов (Воткинск). "Мама летит?" |
"Послушайте пленки настоящего времени, и вы начнете понимать, кто вы и что вы делаете здесь, смешайте сегодня с вчера, и завтра вы услышите, как все ваше будущее всплывает из старых записей..." - написал когда-то Уильям С. Берроуз. Идея забросить сеть народной фотографии, чтобы поймать ускользающую тень настоящего, обозначенного сегодня двойкой с тремя нулями, сродни храбрым проектам "автоматического письма" сюрреалистов начала века. Улов оказался весом и нагляден: 10 тысяч фотографий, присланных на конкурс "Россия-2000: Фото на память" со всей страны и даже иногда из-за новой нашей заграницы были данью честолюбию (отчего же нет?), но и потребности очень человеческой - ощутить время как пространство, уложить мгновение на плоскость фотобумаги, чтобы оно стало наконец наглядным и поддающимся осмыслению. Из 10 тысяч отловленных секунд пространство России на выставке в Фотоцентре (на Гоголевском бульваре, 8) представлено 200 снимками.
 |
Б.Дмитриев (Иркутск). "Любовь" |
Получившийся пейзаж времени, набросанный коллективной камерой, принципиально отличается от привычной, ежедневной перспективы, формируемой теленовостями, радиокомментаторами и ежедневными газетами. Этот пейзаж отличает, как ни странно, редкостный оптимизм. Из 12 номинаций самой непопулярной оказалась публицистическая - "Пришла беда": на нее пришел единственный (!) снимок из 10 тысяч. То ли дело номинации "Вихрь удовольствий", "Свой взгляд", "Когда смех - не грех", "Живая природа", "Ситуация", "Вот мы какие"... Чувство радости жизни - наверное, самый неожиданный и самый ценный подарок, который дарит зрителям эта выставка. Чтобы оценить его, достаточно, например, увидеть снимок C.Михайлова из города Цивильска в Чувашии, подписанный... частушкой: "Нарубили мы дровишки, Получилися штанишки". Этот плясовой жизнерадостный ритм тут же сложенного двустишия подкрепляется рифмой на снимке: малый и старый, примеряя деревянную "обновку", словно отражаются друг в друге. И эта общность радости вдруг проявляет и общность понимания жизни, и теплоту отношений, и естественность общего труда - всю ту старомодную и сокровенную правду, без которой и жизнь не в жизнь.
 |
С.Белоруссов (Камень-на-Оби). "Взгляд" |
Радость жизни эта, что едва ли не самая характерная черта народного искусства по определению, в фотографии не исключает ни изысканности приема, ни трагического ощущения времени. Наоборот, похоже, она их предполагает. На фотографии москвича П.Озерского не старый, но и не молодой человек с военной выправкой опустился на одно колено перед закрытыми дверями мавзолея, в зеркальном граните которого отразилась пестрая жизнь Красной площади. "Верую!" называется этот снимок. Трагедия не одного поколения за этой несогнутой спиной и коленопреклоненностью перед земными идолами. А рядом, в том же пространстве выставки, снимок Е.Чаплыгиной "Поджигатель" (1997): каменный вождь простер руку к кирпичной колоннаде обкома, из-за которого растеклись над городом клубы ядовитого желтого дыма.
 |
А.Петросян (Моршанск). "Одуванчик" |
Один мудрый философ сказал, что если в голове нет идеи, то глаза не видят фактов. Если верить ему, то пейзаж увиденного времени - карта нашего коллективного самосознания. Здесь можно найти утонченную геометрическую красоту "Разбитого мира" (фото В.Кузьмина из Клина), а можно - смешные коллизии треснувшего единства, как, например, бабушку в двух очках, читающую немецкий журнал с сексапильной красоткой на развороте (фото москвича В.Поздняка). Можно обнаружить заржавевшую "Победу", уткнувшуюся в тупик кирпичной кладки (замечательный по композиции и живописному решению снимок И.Катаева из Перми), а можно - испытать перехватывающее дух ощущение полета. Это я о снимке "Высота-а-а" М.Клементьевой из Чебоксар - две хрупкие тени над городом, раскинувшимся далеко внизу, свет и бесконечность неба... А главное, здесь можно найти красоту. И вовсе не обязательно это будет традиционный набор ярких осенних мотивов в духе Левитана или зимних веток, укрытых снегом (но вы еще сумейте так снять!). Например, почти магриттовский сюрреалистический пейзаж - над тянущимся по низкому горизонту желтым бесконечным дымом нависло серое предгрозовое небо, подсвеченное таинственным светом радуги, - находишь на снимке О.Зеленкиной из Самары.
 |
В.Поздняк (Москва). "Все возрасты покорны" |
И еще. Похоже, мы совсем не знаем Россию, которую мы имеем. Россия, которую мы имеем, - очень богатая страна. Если в ней есть столько зорких, умных, талантливых людей, умеющих видеть (а значит, думать), умеющих смеяться и любить, - мы еще поживем... И дай нам всем Бог радости и света знания - говорят, именно этого просили у Господа герои "Ригведы"... И еще побольше солнечных дней - чтобы фотографировать было удобнее...
 |
П.Озерский (Москва). "Верую" |
P.S. Этой выставкой мы обязаны Союзу фотохудожников России и Музею фотографических коллекций.