Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7351) 31 октября - 5 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРазум и чувстваДве художницы в ЦДХ Арина АБРОСИМОВА
В ЦДХ на Крымском Валу независимо друг от друга открылись персональные выставки живописи и графики двух российских художниц - Татьяны Вавржиной и Ирины Мащицкой. Представляется случайная возможность для сравнительного анализа творчества столь разных представительниц современного изобразительного искусства. Сегодня определенную сложность в передаче реального представляет повседневность как таковая - сам объект изображения может явиться помехой в силу своей обыкновенности. Придавая окружающему миру ореол романтизма, облегчая его унылую бытийность поиском светлой гармонии, художник вступает на путь идеализации того, что не только восторгов не вызывает, но и попросту нами не замечается. К тому же работа в жанровой живописи обуславливает четкое следование традиции и канонам. Вот почему Вавржина, соблюдая законы одного жанра, прорывается в сферу действия других. Ее многочисленные городские пейзажи - не чистое отражение архитектурных и ландшафтных особенностей объекта, но в большинстве случаев это портреты городов. Есть у них и общая черта - набережные, каналы и мостики через них. Санкт-Петербург, Амстердам и Венеция воспеваются Вавржиной за синтез природной субстанции и создания рук человеческих. Каждый город предстает разными ликами и настроениями. Венеция, карнавальная, шумная, многоцветная и многолюдная, вдруг останавливается одинокими торцами домов, заплаканная дождями, нечаянная и очаровательная. Игрушечные домики Амстердама то, как Нарцисс, любуются своим отражением в воде канала, то теряют собственную основу, форму, цвет и виновато текут грязными, злачными змейками по улице Красных фонарей. Город на Неве нетрадиционно солнечен и ярок, будто специально позирует художнице в своем лучшем наряде. Натюрморты размашистыми мазками повествуют о буйстве жизни и красоте пока неувядших цветов, но художница, словно заглядывая вперед, наделяет роскошные букеты колоритом трагедии. Пограничные состояния улавливаются интуитивно, характеристики даются неоднозначно, но во всех работах Вавржиной преобладает настроенческое, эмоциональное видение мира, подчиненное заданной жанром форме. Ирина Мащицкая назвала выставку своих работ "Музыкой сфер". В экспозицию вошли как новые картины, так и несколько произведений из прошлогоднего цикла "Облако Неведения". Надо заметить, что названия к абстракциям художница подбирает эмоциональные и весьма претенциозные, хотя не всегда можно сопоставить изображение с обозначенной темой: "Полет мысли", "Струны сердца", "Тень сомнений", "Соединение сердец", "Первый поцелуй", "Окрыленные сердца", "Жемчужина Любви", "Огненный туман"... всего 12 полотен в форме круга диаметром 92 сантиметра. Ультрамариновый фон, общий для всех кругов, расписывается золотым и серебристым блеском с помощью пульверизатора и тончайшего маркера, "светофорной" гаммой наносятся мазки в непредсказуемых направлениях, эффект подсветки придает произведениям космическое мерцание. Рядом с развешанными в трех залах работами видеоинсталляция демонстрирует по очереди все круги во вращательном состоянии, из чего вывод напрашивается сам собой: как ни крути, а фантазия замыкается на однообразии. Среди высокой публики, посетившей презентацию, можно было увидеть Павла Бородина, Наталью Селезневу, Юлия Гусмана, Татьяну Михалкову. Адвокат Генри Резник даже сказал, что "абстракция редко пронзает. Есть "общие темы", когда нельзя сказать, что кто-то работает на чьих-то отходах. Влияние "Черного квадрата" воспринимается, когда это состояние тебя затягивает, чего невозможно добиться в суете светского приема. Хочу приехать сюда еще раз и погрузиться в здешнюю абстракцию". И действительно любопытным кажется полиптих "Вечная Истина", сводящий воедино сразу три культурологических образа - "Всевидящее око", "Черный квадрат", множество разбросанных по полу и приклеенных по периметру зеркальных компакт-дисков, олицетворяющих вечность круга. Когда центральная часть полиптиха, око в квадрате, вращается на телеэкране по часовой стрелке, уголки глаза, равноудаленные от зрачка, претерпевают метаморфозу, указывая на безжалостное время. Не всегда абстракция холодна, равно как и романтизм не обязательно лишен рациональности. Именно в доказательстве такой философичности и состоит некое единство художнических позиций Вавржиной и Мащицкой. Помимо того что первая работает в реалистическом романтизме, а вторая - с абстракциями, художницы обладают слишком полярной чувственностью по отношению к предметному и беспредметному мирам, оттого столь увлекательно наблюдать в их произведениях взаимное проникновение разума и чувства. Также в рубрике:
|