Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7357) 11 - 18 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНостальгия по ХХ векуГастроли Бежара в Кремле БАЛЕТВиолетта МАЙНИЕЦЕ
Морис Бежар хорошо известен в России. Его помнят, его любят, его ценят. Нетерпеливо ждут каждого его появления, надеясь на открытия и откровения. В свой пятый приезд французский мэтр-академик привез программу под многообещающим названием "Лучшее из Бежара", куда вошли четыре пропитанных ностальгией произведения. Два из них ("Концерт для скрипки" и "Жар-птица") посвящены Игорю Стравинскому, музыка которого сыграла решающую роль в карьере знаменитого хореографа: именно с его "Весны священной" (1960) и началась международная слава Бежара. В третьем ("Брель и Барбара", 2001) балетмейстер вспоминает своих друзей - двух популярных французских шансонье 60-х годов, уже покинувших наш мир. Да и бежаровское "Болеро" Равеля (1960), давно ставшее классикой современной хореографии, - еще одно напоминание о триумфах середины прошлого века... За последнее десятилетие сильно изменились мир, эстетика танца, состав труппы "Бежар Балле Лозанн", в ней теперь нет ярких индивидуальностей. Неизменным остался только сам Бежар, легко узнаваемый как по лексике, так и по постановочным приемам. Он до сих пор обожает самолично появляться перед спектаклем на сцене, где танцовщики при открытом занавесе проделывают свои бесконечные экзерсисы. Так когда-то начинался его балет "Ромео и Юлия" (1966) на музыку Г.Берлиоза, так сегодня начинается и "Скрипичный концерт"... На этот раз Бежар поведал зрителям занятный эпизод своего знакомства с Игорем Стравинским, упомянутым в одной из его книг, - словно ребенка, он принес на руках престарелого композитора, не смогшего одолеть самостоятельно крутую лестницу в концертный зал. По завершении его рассказа начался бессюжетный балет - почерк балетмейстера угадывается уже с первых па, которые встречаются в каждой постановке. В отличие от Баланчина, Бежар никогда не блистал в области бессюжетного балета: бежаровская постановка "Скрипичного концерта" явно уступает баланчинской, давно признанной лучшей среди прочих. Тут сравнения не в пользу нашего знаменитого гостя - в свое время его бессюжетные композиции неплохо смотрелись лишь в контексте полнометражных концептуальных постановок, хотя сами по себе не представляли особой художественной ценности. Их трудно причислить к лучшему, что создано Бежаром. Да и его лозаннская труппа в классике не очень-то сильна... Ностальгическими воспоминаниями овеяна и его "Жар-птица" (1970), показанная Бежаром еще во время первых гастролей в России его незабываемого бельгийского "Балета ХХ века". Тогда его танцевальная сюита о повстанцах и революционерах, показанная на сцене все того же Кремлевского дворца, где и сейчас выступала бежаровская труппа, была созвучна времени, замечательно вписывалась в международный "исторический контекст". Да и центральную партию в ней танцевали такие "светоносные", харизматичные танцовщики, как его незаменимый премьер Хорхе Донн, (в Парижской Опере - Микаэль Денар). Нынешние бежаровские исполнители, здорово натасканные на его хореографии, тем не менее осмыслить ее не в силах - проблематика балета давно утратила свою актуальность, она вне сферы интересов нынешней молодежи. Не говоря уже о том, что к очень русской музыке Стравинского она никакого отношения никогда не имела... "Болеро" Равеля - одна из культовых партитур ХХ века: она в постановке Бежара до сих пор пользуется особым зрительским успехом. В этом бежаровском шедевре всего один-единственный персонаж - Мелодия, которую, танцуя на красном круглом столе, воплощает танцовщица, (или танцовщик), притом что хореография всегда остается неизменной. Эту партию Бежар, как правило, доверял только избранным - Сьюзенн Фаррелл, Майе Плисецкой, Хорхе Донну, Сильви Гийем... На этот раз Мелодия в исполнении Элизабет Рос "прозвучала" весьма неубедительно: вялая и нечеткая работа ног, формальные пассы руками... В ее танце скорее угадываются некие "мотивчики" нашей повседневной безликой жизни, где нет места ни ритуальной магии, ни "сакральной" эротике, словом, всему пафосу бежаровского жертвоприношения Эросу и Танатосу, что и составляет саму суть его очень восточного "болеро". "Брель и Барбара" - одна из последних постановок Бежара, которая была создана по заказу Генерального совета департамента Роны, - премьера прошла в Лионе. Она насыщена многочисленными ассоциациями, к сожалению, доступными только французам, притом знающим определенный культурный контекст Франции 60-х годов. Балет имеет и другое, трудно переводимое на русский язык название "Lumiere" - это и свет, и метафора кинематографа, который в Лионе на своем заводе изобрели братья Люмьер. Бежара с детства завораживало кино - впоследствии он сам снял ряд кинофильмов. В одном из них - "Я родился в Венеции" - одну из главных ролей сыграла его подруга, знаменитая певица Барбара (настоящее имя Моник Серф - ее мать была родом из России), однажды она сказала ему: "Я - черный свет!" Она всегда выступала в черном, была одной из самых эксцентричных фигур парижской богемы 60-х годов - с ней очень дружил знаменитый шансонье Жак Брель - автор песни под названием "Свет"... К сожалению, на гастролях была показана лишь серия фрагментов этого балета, о чем зрителей забыли предупредить. Поэтому понять логику сценического повествования не удалось даже знающим подробности биографии двух певцов - она отсутствовала ... Наслаждаясь замечательными шансонами "шестидесятников", я поражалась примитивности и иллюстративности хореографии Бежара, хотя понимала - этот балет ему дорог как воспоминание о былом! Каждому художнику судьбой предначертан свой путь в искусстве. Марселец Мариус Петипа под закат творческой жизни поставил свою блистательную "Раймонду" (тогда ему было 80 лет!). Другой его соотечественник, Морис Бежар, уже сейчас тоскует по годам былой славы - по ХХ веку. Также в рубрике:
|