Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7357) 11 - 18 декабря 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Ностальгия по ХХ веку

Гастроли Бежара в Кремле

БАЛЕТ

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото Михаила ЛОГВИНОВА


Э.Рос. Сцена из балета "Брель и Барбара"

Морис Бежар хорошо известен в России. Его помнят, его любят, его ценят. Нетерпеливо ждут каждого его появления, надеясь на открытия и откровения.

В свой пятый приезд французский мэтр-академик привез программу под многообещающим названием "Лучшее из Бежара", куда вошли четыре пропитанных ностальгией произведения. Два из них ("Концерт для скрипки" и "Жар-птица") посвящены Игорю Стравинскому, музыка которого сыграла решающую роль в карьере знаменитого хореографа: именно с его "Весны священной" (1960) и началась международная слава Бежара. В третьем ("Брель и Барбара", 2001) балетмейстер вспоминает своих друзей - двух популярных французских шансонье 60-х годов, уже покинувших наш мир. Да и бежаровское "Болеро" Равеля (1960), давно ставшее классикой современной хореографии, - еще одно напоминание о триумфах середины прошлого века...

За последнее десятилетие сильно изменились мир, эстетика танца, состав труппы "Бежар Балле Лозанн", в ней теперь нет ярких индивидуальностей. Неизменным остался только сам Бежар, легко узнаваемый как по лексике, так и по постановочным приемам. Он до сих пор обожает самолично появляться перед спектаклем на сцене, где танцовщики при открытом занавесе проделывают свои бесконечные экзерсисы. Так когда-то начинался его балет "Ромео и Юлия" (1966) на музыку Г.Берлиоза, так сегодня начинается и "Скрипичный концерт"...

На этот раз Бежар поведал зрителям занятный эпизод своего знакомства с Игорем Стравинским, упомянутым в одной из его книг, - словно ребенка, он принес на руках престарелого композитора, не смогшего одолеть самостоятельно крутую лестницу в концертный зал. По завершении его рассказа начался бессюжетный балет - почерк балетмейстера угадывается уже с первых па, которые встречаются в каждой постановке. В отличие от Баланчина, Бежар никогда не блистал в области бессюжетного балета: бежаровская постановка "Скрипичного концерта" явно уступает баланчинской, давно признанной лучшей среди прочих. Тут сравнения не в пользу нашего знаменитого гостя - в свое время его бессюжетные композиции неплохо смотрелись лишь в контексте полнометражных концептуальных постановок, хотя сами по себе не представляли особой художественной ценности. Их трудно причислить к лучшему, что создано Бежаром. Да и его лозаннская труппа в классике не очень-то сильна...

Ностальгическими воспоминаниями овеяна и его "Жар-птица" (1970), показанная Бежаром еще во время первых гастролей в России его незабываемого бельгийского "Балета ХХ века". Тогда его танцевальная сюита о повстанцах и революционерах, показанная на сцене все того же Кремлевского дворца, где и сейчас выступала бежаровская труппа, была созвучна времени, замечательно вписывалась в международный "исторический контекст". Да и центральную партию в ней танцевали такие "светоносные", харизматичные танцовщики, как его незаменимый премьер Хорхе Донн, (в Парижской Опере - Микаэль Денар). Нынешние бежаровские исполнители, здорово натасканные на его хореографии, тем не менее осмыслить ее не в силах - проблематика балета давно утратила свою актуальность, она вне сферы интересов нынешней молодежи. Не говоря уже о том, что к очень русской музыке Стравинского она никакого отношения никогда не имела...

"Болеро" Равеля - одна из культовых партитур ХХ века: она в постановке Бежара до сих пор пользуется особым зрительским успехом. В этом бежаровском шедевре всего один-единственный персонаж - Мелодия, которую, танцуя на красном круглом столе, воплощает танцовщица, (или танцовщик), притом что хореография всегда остается неизменной. Эту партию Бежар, как правило, доверял только избранным - Сьюзенн Фаррелл, Майе Плисецкой, Хорхе Донну, Сильви Гийем... На этот раз Мелодия в исполнении Элизабет Рос "прозвучала" весьма неубедительно: вялая и нечеткая работа ног, формальные пассы руками... В ее танце скорее угадываются некие "мотивчики" нашей повседневной безликой жизни, где нет места ни ритуальной магии, ни "сакральной" эротике, словом, всему пафосу бежаровского жертвоприношения Эросу и Танатосу, что и составляет саму суть его очень восточного "болеро". "Брель и Барбара" - одна из последних постановок Бежара, которая была создана по заказу Генерального совета департамента Роны, - премьера прошла в Лионе. Она насыщена многочисленными ассоциациями, к сожалению, доступными только французам, притом знающим определенный культурный контекст Франции 60-х годов. Балет имеет и другое, трудно переводимое на русский язык название "Lumiere" - это и свет, и метафора кинематографа, который в Лионе на своем заводе изобрели братья Люмьер. Бежара с детства завораживало кино - впоследствии он сам снял ряд кинофильмов. В одном из них - "Я родился в Венеции" - одну из главных ролей сыграла его подруга, знаменитая певица Барбара (настоящее имя Моник Серф - ее мать была родом из России), однажды она сказала ему: "Я - черный свет!" Она всегда выступала в черном, была одной из самых эксцентричных фигур парижской богемы 60-х годов - с ней очень дружил знаменитый шансонье Жак Брель - автор песни под названием "Свет"...

К сожалению, на гастролях была показана лишь серия фрагментов этого балета, о чем зрителей забыли предупредить. Поэтому понять логику сценического повествования не удалось даже знающим подробности биографии двух певцов - она отсутствовала ...

Наслаждаясь замечательными шансонами "шестидесятников", я поражалась примитивности и иллюстративности хореографии Бежара, хотя понимала - этот балет ему дорог как воспоминание о былом!

Каждому художнику судьбой предначертан свой путь в искусстве. Марселец Мариус Петипа под закат творческой жизни поставил свою блистательную "Раймонду" (тогда ему было 80 лет!). Другой его соотечественник, Морис Бежар, уже сейчас тоскует по годам былой славы - по ХХ веку.

Также в рубрике:

БАЛЕТ

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;