Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7357) 11 - 18 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКультурная революция в электронном видеВ Третьяковской галерее прошла пятая юбилейная конференция EVA-2002 ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИАнна СЕЛИВАНОВА Сегодня уже мало кто сомневается, что рано или поздно все мировые информационные ресурсы будут оцифрованы и, соответственно, общедоступны. И мировое культурное наследие здесь не исключение. Наоборот, оно все более активно включается в глобальный проект электронной информатизации, в том числе и в России. Этому процессу и была посвящена очередная конференция EVA (Electronic Imaging&the Visual Arts), которая проходила в Москве 2 - 7 декабря. Ее тема совпала с девизом программы ЮНЕСКО: "Информация для всех". Само название свидетельствует: мировая информационная политика сегодня включает в себя не только решение технических и технологических, но также гуманистических, социальных и политических проблем. Мысль о том, что во главу угла в последнее время ставится не технология и даже не сама информация, а ее создатель и конечный потребитель - человек, звучала в докладах специалистов из самых разных областей культуры, науки и технологии. ДОСЬЕ Конференции EVA - "Электронные изображения и визуальные искусства" - организуются с 1989 года по поручению и при финансовой поддержке Комиссии ЕС. Пять лет назад EVA впервые вышла за рамки Западной Европы, и с тех пор Россия каждый год принимает участие в этом международном проекте. Ее организуют Центр по проблемам информатизации сферы культуры Минкультуры (Центр ПИК) и фирма VASARI Enterprises (Великобритания). Основные цели конференций - профессиональные контакты, демонстрация последних достижений в области информатизации культуры, обсуждение актуальных проблем и, конечно, старт новых инициатив. Одна из причин популярности EVA кроется в том, что именно здесь получили путевку в жизнь многие межрегиональные и международные проекты в области информатизации культуры и образования. Московский форум собрал представителей 40 городов и регионов России, а также стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Великобритании, Канады, Италии, Польши, Украины, Латвии. В работе 12 специализированных секций принимали участие сотрудники музеев, галерей, библиотек, архивов, образовательных учреждений, технологических фирм и международных организаций. Одновременно в фойе Инженерного корпуса прошла выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве, образовании", где можно было познакомиться с новейшими программными продуктами, интернет-сайтами, оборудованием. Кроме того, в рамках конференции были организованы так называемые "специальные события". Самым веселым из них стал детский игровой конкурс на английском языке "Алиса в стране чудес", проходивший при поддержке Британского совета. Взрослые смогли принять участие в более серьезной игре, включившись в работу мастер-класса "Мультимедийные технологии в культуре и образовании", где уроки профессионализма давали специалисты компании "Гиперметод" и Московского государственного университета культуры и искусств. На конференции были представлены проекты, о которых еще несколько лет назад можно было только мечтать. Так, почти недостижимым когда-то казалось объединение в одной информационной системе ресурсов целого региона. Однако на региональной секции специалисты Республики Татарстан, к удивлению многих, продемонстрировали высокопрофессиональный проект, в котором блестяще реализована эта идея. Кстати, подобные разработки ведутся во многих регионах России. Другим примером развития может служить решение вопроса оцифровки культурного наследия, дающей возможность, с одной стороны, сохранить памятники культуры хотя бы в электронном виде, с другой - обращаться к ним из любой точки земного шара. "Первыми на этот путь вступили архивы, - рассказывает Н.Браккер, главный специалист Центра ПИК Минкультуры России, - спустя какое-то время необходимость привлечения специалистов в области информационных технологий осознали крупные библиотеки. Работники музеев категорически заявляли, что у них никогда не будет денег на такие проекты, но и здесь сегодня картина меняется". В этом смогли убедиться все участники и посетители конференции. Новейшие мультимедиа CD-ROM'ы, открывающие пользователю музейные сокровища в электронном виде, интернет-сайты и музейные базы данных были представлены Государственной Третьяковской галереей, Смоленским государственным музеем-заповедником, Калужским художественным музеем, музеем-заповедником Кижи и многими другими. В рамках мероприятия были подведены итоги конкурса российских мультимедиа CD-ROM'ов "Контент-2002", обладателем приза Минкультуры стала петербургская студия "Март" - создатель проекта, посвященного искусству импрессионистов. Большое внимание было уделено развитию информационных технологий в области образования. По словам руководителя проекта "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" Марины Юрьевны Бухаркиной, в последние годы этот процесс развивается чрезвычайно стремительно, о чем свидетельствуют появление новых обучающих электронных программ и растущий интерес педагогов. Конечно, далеко не все вузы и тем более школы сегодня оснащены современными компьютерными классами. Тем не менее количество людей, использующих виртуальные возможности в образовании и самообразовании, растет. Однако, как уже бывало в истории, за прогресс надо платить. Как утверждают многие исследователи, вторжение новых технологий в область художественной культуры неизбежно повлечет за собой постепенный отказ от творческого постижения мира, а произведения искусства превратятся в обычные символы. Действительно, если атмосфера музейных залов располагает к неспешной, вдумчивой работе зрителя, то этого никак нельзя сказать об информационном пространстве, отражающемся на экране монитора. Очевидны различия в знаковой системе, ритме, задачах наблюдения. Поэтому тревога искусствоведов по поводу перспективы тотальной виртуализации искусства вполне понятна. По самым пессимистичным прогнозам, оцифровка памятников искусства может вызвать падение спроса на оригинал, а знакомство с культурой посредством получения информации - утрату способности к непосредственному эмоциональному отклику. Еще одна проблема связана с тем, что широкий виртуальный доступ к произведениям искусства создает возможность их неограниченного использования в коммерческих и прочих целях, далеких от просвещения. Сегодня, когда создатели рекламных роликов и плакатов свободно тиражируют "шедевры-знаки" для привлечения покупателей, многие эксперты высказываются за то, что "нецелевое" использование произведений искусства должно быть законодательно ограничено. Помимо этих явных и неявных опасностей, которые несет "технологическая революция" в области художественной культуры, предметом обсуждения сегодня является и ее непосредственное влияние на содержание и самоосознание искусства в целом. Проблемой превращения современных технологий в идеологию, наполняющую культурное наследие особым смыслом, давно и серьезно занимаются многие зарубежные специалисты. Не секрет, что в современном мире Интернет претендует на функцию глобального источника информации. Поэтому многие культурологи настаивают на необходимости наблюдения за последствиями распространения интернет-технологий, а некоторые уже делают выводы. Один из ярких тому примеров - результаты научно-практических исследований группы Йоркского института (Торонто, Канада) образовательных технологий, представленные в докладе Мэри Ли Морби "Киберколониализм в музее "Государственный Эрмитаж", Санкт-Петербург: Важно ли это?". Уже само название вызвало недоуменный интерес многих слушателей, не говоря о его содержании. Канадские специалисты утверждают, что в разработке программного обеспечения для Интернета и глобальной сети сегодня доминирует весьма узкий спектр идеологий, происходящих преимущественно из США и Японии. При этом, согласно концепции ученых, в западном дискурсе Восток играет роль подопечного, полагающегося на западное знание и зависящего от него. Предметом исследования стало интернет-представительство музея "Государственный Эрмитаж", созданное при поддержке компании IBM. Канадские исследователи пришли к выводу, что под влиянием информационных и коммуникационных технологий изменилось представление музея о самом себе, что повлияло на содержание сайта и его дизайн. Как отмечает Мэри Ли Морби, быстрота и информативность, структура веб-сайта и его маркетинг - далеко не самые важные элементы восприятия музея. Между тем именно они определяют концепцию интернет-проекта. Итогом исследования канадских ученых стали не готовые ответы, а серьезные вопросы. Но судя по всему, дискуссия о том, каким может и должно быть существование искусства в виртуальном мире, будет иметь продолжение. Также в рубрике:
|