Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7357) 11 - 18 декабря 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Закулисные шепоты и кулуарные крики

"Тайны дворцовых переворотов" Светланы Дружининой

Евгения ЛЕОНОВА


Петр II - Дима Веркеенко, Иван Долгорукий - Д.Харатьян

Шестисерийный телефильм "Тайны дворцовых переворотов" снимается с 1995 года. К настоящему времени в прокат вышли четыре части проекта. "Завещание императора" - смерть Петра I (Николай Караченцов) и незаконное воцарение его жены, которой предписывалось печься о наследниках, но не править. Великий реформатор не назначил преемника и успел лишь черкнуть дрожащей рукой "отдайте все..." неизвестно кому. "Завещание императрицы" - двухлетнее царствование веселой Екатерины (Наталья Егорова), растранжирившей казну и оставившей знаменитый "тестамент", где к престолонаследию призывались поочередно четыре потомка Петра, каждый со своим семейством. "Я - император" и "Падение Голиафа" - воцарение чахлого 12-летнего Петра II, сына царевича Алексея Петровича, регентство и ссылка в Березово князя Александра Меншикова (Сергей Шакуров), заядлого друга петровской "семьи". Таковы готовые сюжеты знаменитой "эпохи дворцовых переворотов" 1725 - 1762 гг., означенной распадом царствующего дома на императорскую и царскую линии. Тридцать семь лет беспредела и чехарды. Череда цариц и царей, получивших власть не по закону, а с помощью гвардейцев, подкупов, интриг и коридорных мини-революций.

Елизавета - Е.Никитина

Задумав "Тайны", Светлана Дружинина, по-видимому, хотела создать более длинную и интеллектуальную версию "Гардемаринов". Манком для зрителей и связкой между ее эпохалками послужил Дмитрий Харатьян. В третьей и четвертой сериях он играет 18-летнего Ивана Долгорукого, любимца маленького императора, поселившего в юной душе Петра II (Дмитрий Веркеенко) страсть к вину, женщинам и охоте. Иван ловко подсовывает Петру свою сестрицу, оттирая Марию Меншикову, с которой царь был обручен, и его тетку, цесаревну Елизавету, в которую Петр влюбился. Костюмностью и авантюрностью сюжета режиссер не ограничилась и попыталась вывести фильм на более познавательную ступень. Посему балы, пиры и развлечения в бане, которые несколько мистифицируют реальных персонажей, время от времени прерываются закадровыми резюме, закулисными шепотами, кулуарными криками, монологами на смертном одре. Глухие голоса излагают факты, взятые, в основном, из лекций В.О.Ключевского. Также "Тайны" украшает гриф "История государства Российского", намекающий на скрупулезную реконструкцию в духе Карамзина.

Сын Меншикова - Г.Анашкин, Князь Меншиков - С.Шакуров, жена Меншикова - Н.Фатеева

Налицо внешние признаки исторического фильма. В основе - подлинные события, есть портретное сходство, воссозданы моды и интерьеры. На этом историзм "Тайн" заканчивается, ибо объяснения, коими ограничиваются авторы, несмотря на многословие, отрывочны и сумбурны. С другой стороны, само название фильма предполагает авантюрный ракурс и интимный тон, с которым пересказывается история. И тем не менее. В церкви перед алтарем стоят девушка и подросток. "Обручается раб божий Петр рабе Марии", - гнусит батюшка. "Меншиков авантюру обделал, дочь за царя выдать хочет", - шепчут придворные. "Бедный сиротка!" - жалеют мальчика женщины. Телезритель, на которого рассчитан фильм, "проходивший" историю в школе, вряд ли поймет, в чем цинизм ситуации и кого, напялив парики, изображают Ильин и Жарков. Разве вспомнишь, что у Петра I был брат Иван, как оказалась на престоле Анна Леопольдовна, где находится Голштиния? Ключевский, обращавшийся к не самым необразованным россиянам, посвящает Леопольдовне полстраницы объяснительного текста. "Дворцовые перевороты" могли бы обрести популярность "Семнадцати мгновений весны", если бы на каждое действующее лицо Дружинина завела подробное досье. Обстоятельность и повторы - условие успеха и признак грамотного телефильма. Рассчитывать на зрителя, что, увидав в кадре Петергоф, догадается: царь приехал к сосланной Елизавете Петровне, не приходится.

Тем не менее рассказ о великом Смутном времени - своевременная идея, понятная тем, кто живет в эпоху перемен.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;