Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7357) 11 - 18 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСам себе режиссерВ Москве прошла Всероссийская режиссерская конференция Ирина АЛПАТОВА Весь цвет российской режиссуры собрался в стенах московского Театра "Школа драматического искусства" для того, чтобы обсудить наболевшие проблемы и принять ряд важных решений на перспективу. Среди обсуждавшихся доминировали вопросы выработки новой концепции режиссуры и ее места в современном театре, взаимоотношений сцены и публики, режиссерского образования, создания Гильдии режиссеров и разработки конкретных юридических документов-договоров. На старте этого двухдневного марафона, как водится, обратились к истории. Председатель СТД РФ Александр Калягин напомнил о том, что Первая режиссерская конференция состоялась летом 1939 года и запомнилась не столько принятыми решениями, сколько последующими за ней репрессиями. В зале тем временем нашелся единственный участник того давнего форума - Борис Голубовский, которого собравшиеся поприветствовали дружными аплодисментами. Вторая попытка режиссерского объединения была предпринята в конце 80-х и даже увенчалась созданием профессиональной гильдии. Последняя, впрочем, просуществовала недолго и распалась вместе с бывшим СССР. "Разводящий" или творец?
Удручающее словечко "разводящий" впервые прозвучало из уст А.Калягина все в том же стартовом вступлении. Оказалось, что изменившиеся политические, социальные, экономические, юридические и прочие реалии современной России основательно размыли критерии режиссерской профессии, поставив мастеров постановочного цеха перед выбором: отдаться ли "высокому искусству" или послушно бежать на поводке у публики. "Имея великий русский театр, - возвестил создатель "Школы драматического искусства" Анатолий Васильев, - мы можем дойти до уровня крепостного театрика, задача которого - накормить дворню и дать ей развлечься". Нынешний театр он назвал "оборотнем", позволяющим публике себя воспитывать, вместо того чтобы делать наоборот. Отсюда, по мысли Васильева, и большое количество "разводящих". Обидно, конечно, что отношение к публике столь пренебрежительное. Она, между прочим, столь же разная по своему уровню и пристрастиям, как и наши режиссеры. С другой стороны, позволить себе чистый эксперимент и "шаманство" в пустых залах могут лишь харизматические лидеры - собственники роскошных театральных зданий, чья деятельность к тому же щедро финансируется из государственного бюджета. "В провинции иные законы", - вступил в дискуссию Вячеслав Гвоздков, худрук Самарского театра драмы. И режиссер в ряде случаев сознательно становится "разводящим", деля репертуар пополам: на спектакли художественные и коммерческие. Иначе просто не выжить. Хотя кто сказал, что коммерческое не может быть одновременно и художественным?
В положении затравленного волка предстал современный режиссер на страницах трактата Бориса Юхананова, возглавляющего Мастерскую индивидуальной режиссуры. Трактат, прочитанный с трибуны, был им озаглавлен "В тисках метаморфозы". Кто только не виноват в оскудении режиссерских талантов - критики, актеры, хореографы, художники, драматурги, зрители, чиновники, меценаты и спонсоры. Попутно хочется задать справедливый вопрос: а с кем же тогда работать режиссеру, убери он со своего пути все мешающие препоны? Они же, по словам Юхананова, с маниакальным напором "атакуют и замещают" несчастного постановщика, искажают его неповторимый голос. Диву даешься, как бедные режиссеры вообще уцелели при таком активном прессинге. Впрочем, Юхананов предложил все начать с нуля и обозначить нынешнее время "эпохой зарождения", призвав при этом не презирать тяжкий лабораторный труд, где режиссер отступает на "территорию священного подвига". А подкармливать его при этом предстоит, видимо, государству, потому что публика вряд ли способна на подобный альтруизм.
Сравнив себя с раввином, худрук Эрмитажа Михаил Левитин призвал собравшихся: "Вернетесь домой - молитесь. Пусть люди почувствуют, что вы достойны ими властвовать". Высокие мотивы поддержал и представитель "молодой" режиссуры Владимир Агеев (четко обозначив при этом свой возраст - 44 года), уподобив нынешнее собрание "ордену посвященных людей", которому потребно принять свой кодекс. Впрочем, многоопытные мэтры пытались вернуть "парящих" на землю. Как, например, худрук Ленкома Марк Захаров, трезво предложивший выйти за пределы индивидуальных жалоб и болезней, не выплескивать эмоции попусту, но задуматься о конкретном - в частности, о создании режиссерской гильдии. Для этого же нужно попытаться найти сжатую, выверенную, корректную рекомендательную форму необходимых документов, разработкой которых гильдия и займется. Он же не преминул напомнить и об отечественных приоритетах - о русском репертуарном театре, режиссерском образовании и тому подобных вещах.
Появление среди выступающих Михаила Швыдкого едва не перевело общую дискуссию в разряд приема по личным вопросам в кабинете министра культуры. От этого конференцию уберегло лишь кратковременное пребывание министра в зале. Тем не менее Швыдкой успел очертить круг проблем, на его взгляд, первостепенных для современного театра. В частности, он еще раз отметил, что режиссер должен адаптироваться к новым реальностям, что следует урегулировать отношения творца и продюсера, заняться защитой авторских прав. На вечный вопрос Михаила Козакова о выделении антрепризам свободной площадки министр ответил осторожным высказыванием: возможно, в перспективе следует "развести" здания и труппы и заключать контракты на 3 - 4 года. При этом из общего ряда будут исключены только "императорские" театры, число которых ничтожно мало. Насторожиться заставило и еще одно обстоятельство. На конференцию собрались в основном мэтры режиссерского цеха, опытные постановщики, определяющие театральный ландшафт на протяжении последних трех-четырех десятилетий. Мастеров моложе сорока в зале практически не было, да и сорокалетних - единицы. Представители мощной новой режиссерской волны, заставившие о себе говорить очень серьезно и с надеждой (назовем Кирилла Серебренникова, Миндаугаса Карбаускиса, Нину Чусову, Елену Невежину, Василия Сенина, Николая Рощина), своим появлением собрание не осчастливили. То ли не были званы, то ли просто проигнорировали приглашение, не веря в пользу многочасовых словесных дебатов. Но без свежего взгляда на современную режиссуру и ее перспективы картина оказывается явно не полной и не законченной. Тем более что по вновь принятым документам работать предстоит именно молодым. Всемирная лига сексуальных реформПомнится, именно туда Остап Бендер рекомендовал обратиться Паниковскому за решением проблемы "меня девушки не любят". В том, что творчество имеет много общего с любовью и оперирует такими понятиями, как "акт" или "потенция", нет ничего удивительного. Но вопрос: что позволено говорить в приличном обществе, а что - нет. Бородка старины Фрейда явно отбрасывала тень на нервное режиссерское сообщество. Тон задал художественный руководитель Малого театра Ю.Соломин, чье эмоциональное выступление началось с утверждения: "Нужно поставить вопрос: кто может, а кто не может?" - впрочем, вполне справедливого. Далее в его речи прозвучал вопрос: "Почему мы легли под зрителя?" - тоже, к слову, не лишенный оснований. Однако, будучи приверженцем академической школы, Ю.Соломин хоть и ступил на опасную стезю подсознания, но не ушел по ней далеко. Зато режиссер Клим (В.Клименко), известный экспериментатор, не отягощенный ни службой в отдельно взятом театре, ни какой-либо театральной традицией, "отвязался" как следует. Призвав где-то в середине своего сумбурного выступления издать закон, "защищающий режиссера от самого себя", он к финалу несколько раз громко выкрикнул... три веселых буквы. Контекст употребления любимого российского словечка намекал, впрочем, на некие искусственные преграды, мешающие режиссерской природе жить полноценной жизнью. Какие конкретно: социальные, административные, финансовые или психические, - в речи Клима было не разобрать. Остается думать, что высокое режиссерское собрание просто огласил вопль режиссерской души и плоти. Все же наша молодежь торопится, когда предлагает отложить на время надоевшие пьесы Чехова. Слушая Клима, как не вспомнить Костю Треплева? С трибуны конференции далеко уже не юный режиссер предлагает выстроить в Москве декорацию (где - не важно), разослать всем режиссерам одну и ту же пьесу ("Люди, львы, орлы..."?), и пусть ставят, и сразу будет видно, кто талантлив, а кто - нет, и сразу станет ясно, кому давать деньги на постановку. Тут на помощь Треплеву спешит Петя Трофимов, которому Раневская бросает в сердцах: "В ваши годы не иметь любовницы!" Однако слезные импровизации Клима оживили тяжеловато и вяловато текущий режиссерский диалог. Г.Яновская назвала режиссеров "одиночками" по своей природе, и она, безусловно, права. Мы не умеем делать автомобили и некоторые виды колбас"Зато, - сказал М.Захаров, - наше режиссерское образование - это все еще предмет национальной гордости". Не секрет, что режиссуре не учат почти нигде в мире. Наша театральная школа в этом смысле подпитывает театры Европы и Америки. Проблемы режиссерского образования были выделены в отдельную тему конференции. Главная мысль прозвучала в выступлении П.Фоменко, заведующего кафедрой режиссуры РАТИ (ГИТИС). Суть ее: далеко не каждому учебному заведению и не каждому педагогу можно доверить это уникальное дело - учить, как ставить спектакли. Далеко не каждый способен разглядеть в абитуриенте ту искру, что отличает "прекрасного идиота" от всякого другого человека с интеллектом и талантом. П.Фоменко высказал тревогу, что при неразборчивом преподавании может быть утрачено одно из главных завоеваний русского театра - воспитание "режиссеров корня". Участники конференции высказали также опасение, что коммерциализация обучения убьет качество. Что государство обязано задуматься о форме поддержки тех, кто только что получил диплом и делает первые шаги в профессиональном театре. В частности, решить вопрос с обеспечением в новых рыночных условиях полноценных дипломных постановок, а также стажировок и лабораторий для молодых режиссеров. И конь, и трепетная ланьОт этой конференции осталось ощущение усталости, растерянности и одиночества едва ли не у каждого из ее участников. Причины того, скорее всего, носят объективный характер. Старый репертуарный театр, равно как и новая антреприза и всякие другие театральные образования, находятся в одинаково сейсмической зоне. В резолюции, принятой на конференции, эта ситуация названа "историческим переходом в новую социально-экономическую и политическую формацию". Что, по сути, верно. Однако СТД РФ, собирая режиссеров со всей России, действовал вполне конструктивно. В эти два дня было принято решение объединиться в "Режиссерскую гильдию России" и до 1 марта 2003 г. разработать проект ее учредительных документов. Решено также: издать методические рекомендации режиссерам по заключению договоров с театрами; ходатайствовать о включении в Федеральную целевую программу "Культура России (2002 - 2005)" раздела "Дипломный спектакль"; содействовать скорейшему принятию долгожданного закона "О театре и театральной деятельности". Эта конференция останется в истории театра как отражение эпохи разброда. Как попытка объединиться по профессиональному признаку. Как осознание необходимости учиться жить в правовом поле и в жесткой экономической структуре. Время романтических монологов о "высоком" закончилось. Также в рубрике:
|