Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7255) 14 - 20 декабря 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПатриотическая песня нерушимого союзаНаталья ШАДРИНА VIII съезд Союза композиторов России, состоявшийся на прошлой неделе, добился полагающейся ему законной дозы внимания - среди отправителей приветственных телеграмм были Президент РФ В.Путин и, например, Союз композиторов Вьетнама - и стал заметным событием в жизни его делегатов. 1445 членов СК представляли 85 человек, получивших возможность встретиться друг с другом и послушать свои сочинения на широкомасштабном - только в Большом зале консерватории было пять вечеров - фестивале "Панорама музыки России". Заседания проходили в зале одного из самых живых и задиристых (определение М.Швыдкого, побывавшего на открытии) московских театров - "Геликон-оперы". Этот факт позволил министру культуры предположить: СК устремлен в будущее. Что, разумеется, можно было счесть за комплимент. Но чтобы уж совсем никто в этом не усомнился, министр поощрил движение в указанном направлении: "Надо осознать себя в XXI веке". Союз композиторов России - самый мирный из всех творческих союзов, что является предметом гордости его руководства. СК РФ не распадался на части - напротив, в последние годы открыл новые композиторские организации в четырех городах, не делил и не терял имущества, но, сдав в аренду львиную долю своей московской недвижимости, обеспечил Музфонду 70 процентов его прибыли. Печатью миролюбия и терпимости был отмечен и съезд: стены зала сами по себе у делегатов задора не вызывали. По окончании съезда причина, по которой их всех собрали, стала видна как на ладони: послушное уставу руководство СК не забыло о том, что наступил срок перевыборов. Каковые и состоялись, сохранив статус-кво нынешнему председателю СК, неутомимому Владиславу Казенину, избранному открыто, единогласно и третий раз подряд. Судя по тому, как проходил съезд, члены СК РФ твердо помнят о том, что будущего без прошлого нет. Большинство делегатов и их гостей из бывших братских советских республик, как деликатно заметил М.Швыдкой, были "не юнее" его, так что ностальгические нотки в речах выступавших оказались неизбежны. (Безусловно, и пришедшееся на этот год 40-летие союза провоцировало собравшихся обратить взоры в минувшее, а там, словно гора Синай или Геликон, высится мощная фигура Дмитрия Шостаковича, которому - как основателю союза - и были возданы все мыслимые и немыслимые почести.) Что касается настоящего, то... Как безусловное его завоевание была расценена отмена цензуры. (Что, очевидно, отменило необходимость обсуждать на съезде сугубо творческие проблемы). В настоящем приходится бороться за исполнение своих сочинений, за организацию фестивалей и конкурсов. И СК со всеми своими региональными подразделениями нередко одерживает победы в этой нелегкой борьбе, хотя трудности, конечно, неисчислимы. К примеру, в Нижнем Новгороде с этого года композиторской организации как таковой не существует - штат ликвидирован, финансирование прекращено. За шесть лет не было приобретено ни одного сочинения. В Смоленске композиторская организация не ощущает к себе никакого внимания со стороны комитета по культуре, и губернатор отдает предпочтение футболу, а не концертам. Саратовский губернатор Аяцков, напротив, заслужил похвалы - он выплачивает стипендии деятелям искусства. Правда, тем из них, кто имеет звание. Предприимчивые саратовцы (и, разумеется, далеко не только они) умеют договариваться с сельхозработниками, нередко оплачивающими концерты "натурой". (Все-таки до конца осознать себя в XXI веке наша жизнь нам мешает, как может...) Устремленность СК РФ в будущее выразилась в том, что на съезде было принято решение определить методы работы с властными структурами, акционировать свою собственность, способствовать пропаганде своего творчества. Как все это будет осуществляться на практике, российским композиторам - Бог им в помощь - судя по всему, предстоит решать уже после съезда. Сейчас очевидно одно: никаких методов работы и никакого нормального существования СК и его членов руководство союза не мыслит без принятия Закона о творческих союзах, на который, как известно, уже дважды было наложено вето - сначала президентом Ельциным, потом Путиным. То, что перо композитора приравнивается к удочке рыболова ("СК, как и другие творческие союзы, - общественная организация, существующая сейчас практически на тех же правах, что и общество рыболовов или филателистов"), по вполне понятным причинам не дает В.Казенину покоя. Необходимо юридически оформить статус творческой личности. Разумеется, с тем чтобы она потом могла успешно решать вопросы, связанные с оплатой своего труда и пенсионным обеспечением. "Держать ответ" пришлось М.Швыдкому, весьма искусно дозировавшему в своей речи пилюли и сахар. Закон, скорее всего, будет принят на весенней парламентской сессии. Но уже сейчас очевидно, что он потребует поправок. Министерство намерено практиковать госзаказ. Но всех и вся им не охватить. Композиторам нужно платить хорошо. Но это значит, что из 10 опер может быть оплачена только одна. Современная музыка должна звучать. Но навязывать ее дирижерам и исполнителям не представляется возможным. Не только спрос определяет предложение (к вопросу о недобрым словом помянутом В.Казениным телевидении), но и наоборот: за вкусы публики надо бороться. Но и ей ничего насильно не навяжешь - Штокхаузен все-таки остается композитором для избранного круга... Михаил Ефимович, когда захочет, бывает очень дипломатичным. У Штокхаузена-то как раз все в порядке... Впрочем, кто-то из делегатов вскользь обронил, что вступить в СК России Штокхаузену было бы нелегко. Ну да не труднее же, чем в XXI век? Миролюбие оставило членов СК на встрече с представителями Российского авторского общества. Если кое-кому из них и не понравилось, что министр приравнял музыку к товару (были подобные реплики), то на этой встрече они, безусловно, и сами выказали к ней такое же отношение. (И у кого бы хватило духа упрекнуть их за это?) Стоял общий стон: отчисления поступают нерегулярно или не поступают вовсе, неправильно определяется их процент, невозможно ничего получить за музыку к фильмам, растиражированным на видеокассетах. РАО оправдывалось и отбивалось, как могло, но согласия достигнуто не было. Очевидно, что этот вопрос у композиторов пока не под контролем и им еще только предстоит вникать во все юридические тонкости и разбираться с якобы представляющим их интересы Авторским обществом. Заходила речь на съезде и о гимне. Себя в авторы делегаты не предлагали - высказывались за Глинку, но обращения к Президенту принимать не стали - к моменту окончания съезда поезд уже ушел. Также в рубрике:
|