Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7255) 14 - 20 декабря 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Марта жива, но нож над ней уже занесен

"Темная ночь" Олега Ковалова

Светлана СКРИПНИЧЕНКО
Фото С.КОВАЛЕВА


И.Шакунов и Л.Жаркова в фильме "Темная ночь"

Олег Ковалов - киновед, кинодокументалист, режиссер фильмов "Сады скорпиона", "Остров мертвых", "Сергей Эйзенштейн. Автобиография". "Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия", "Концерт для крысы" - снял вместе с Натальей Скороход, написавшей любопытный сценарий, фильм "Темная ночь". Картина черно-белая. Специально приглашенный для съемок оператор Николай Ивасив (выпускник ВГИКа, мастерской В.Юсова, снявший фильмы "Секретный эшелон", "О ней, но без нее", телесериал "Каменская", "Экстрасенс", "Окраина") получил полную свободу деятельности. Стилистика фильма ориентирована на творчество великого немецкого режиссера Фрица Ланга. А это уже примета времени. И вот почему. Фриц Ланг жил в эпоху посланца преисподней, скромного художника Шикльгрубера, в миру просто Гитлера, который сумел за несколько лет так "уделать" весь мир, что захлопнуть открытую им крышку ящика Пандоры под названием "фашизм" удалось с ядерным грохотом. Но от этого акта насилия осталось "дитя" - национал-социализм, который по всем признакам к концу века достиг совершеннолетия.

И.Шакунов и Л.Жаркова в фильме "Темная ночь"

В картине два главных персонажа: фотограф Имант, фиксирующий мир через объектив фотоаппарата таким, как он есть, и милая, наивная Марта, девочка, олицетворяющая собой жизнь и будущее мира. Невинная профессия в руках Иманта (его исполнил Илья Шакунов) становится страшным оружием, способным не просто разрушать личность, но и убивать. Никто не осознает этого до той поры, пока Марта не окажется на "алтаре смерти". Подробности ужасного жертвоприношения рассказывать нет смысла. Это надо видеть. Марта (Лариса Жаркова) - жертва. Но к своему "нежному" палачу она испытывает больше доверия, чем к матери, пытающейся в последний момент помешать убийству дочери.

Фильм имеет несомненную мистическую окраску. По замыслу Олега Ковалова, оператор-постановщик должен уметь не просто фиксировать жизнь и "состояние" или "предчувствие" смерти, а работать на грани реального противостояния ей. Поверьте, с такими вещами не стоит шутить даже на съемочной площадке. Найти человека, владеющего кинокамерой так же, как главный герой Имант? Или верящего, что такое возможно? Бред! Но Николай Ивасив не только верил в такие вещи. Он о них знал! В то, что происходит иной раз во время съемок, иногда трудно поверить, но эти факты известны. Так, на съемках одного фильма Николай Ивасив предупредил о том, что скоро может произойти несчастный случай. Его не послушали и отстранили от работы. Через несколько дней при подготовке декорации погибли рабочий и два осветителя. Во время съемок "Темной ночи" Николай просит не переснимать кадры с собачкой, которая должна "погибнуть". Приглашенный ветеринар делал собаке усыпляющий укол, и она несколько часов позировала с оскаленной пастью. Просмотрев отснятые кадры, решили переснять эпизод "смерти" собаки. В назначенный час все собрались на площадке. Николай встал за кинокамеру, припал к глазку... и почувствовал, что делать этого не надо, потому что собака на самом деле погибнет. Хотя эпизод обещал быть остроэмоциональным и хорошо ложился в канву фильма.

"Фильм Ковалова, - считает Николай Ивасив, - это автобиография века. Такие режиссеры - достояние страны и времени. Когда мне предложили участие в этой картине, я отнесся к ней, как к обычной работе, которую надо сделать хорошо. Но через какое-то время забыл про все, что меня окружало за пределами съемочной площадки. Все декорации фильма смонтированы в павильонах. Кажется, что Ковалов расставил "фильтры" на окнах подвала, чтобы даже пылинки не нарушили магию того, что творилось на площадке. Знаете, кино похоже на реку, которая течет и меняет свое русло, потому что огибает препятствия: нехватку всего. А фильм Ковалова совсем не такой. Там течение несло километры пленки "Кодак" вперед по прямой линии, к намеченной цели. На практике это выражалось в том, что отдельные кадры снимались целую смену! Никто при этом не смел даже заикнуться о нехватке пленки. Это - как обеспечение систем жизнедеятельности во время полостной операции - должно быть, и все. Директор "Ленфильма" Виктор Сергеев пошел на это, чувствуя, наверное, как и все мы, что участвует в чем-то необычном, что останется после нас...".

Прокатную судьбу картины, вероятно, будут решать шведы, отметившие сценарий Н.Скороход, представленный режиссером Олегом Коваловым в свое время на конкурс. Выделенный гранд позволил начать съемки. Что поделаешь, где-то народ соображает быстрее...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;