Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7387) 17 - 23 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Общество

Возьмите меня в наступление

Евгений Евтушенко продолжает праздновать юбилей

ПЕРСОНА

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
Фото К.КОКОШКИНА


Е.Евтушенко

Евгений Евтушенко еще в молодости написал, что поэт в России больше, чем поэт. Это утверждение, вероятно, можно оспорить - но не в том случае, если речь идет о самом Евтушенко. Ибо если в русской поэзии он - явление яркое, то в российской истории - уникальное. Наша страна фантастически богата поэтическими талантами: начиная с Пушкина едва ли не каждая эпоха рождала своего гения, но, пожалуй, ни один поэт при жизни не оказал такого мощного влияния на действительность, как наш очень талантливый и очень своеобразный современник. Причем не меньшее влияние, чем стихи, оказала личность автора.

Уже в молодости его популярность была просто невероятна. Несколько десятилетий о его стихах или поступках (а его стихи часто и были поступками) говорила вся большевистская империя, более того - практически весь мир. Нередко в средствах массовой информации разных континентов они становились новостью номер один. Вспомните - кого-нибудь у нас интересовало, что по тому или иному поводу сказали Брежнев или Черненко? А несколько строчек Евтушенко, даже не будучи опубликованными, за какую-нибудь неделю облетали страну.

Пик его творческой работы пришелся на тяжкое для литературы время многослойной цензуры. Но гигантский репрессивный аппарат красной диктатуры не справился с долговязым молодым человеком, жившим с мамой и младшей сестрой в Марьиной Роще, в перенаселенном, абсолютно трущобном деревянном двухэтажном доме, который не обвалился однажды ночью, может, только потому, что ни одно из трухлявых бревен не пожелало сыграть роль очередного российского Дантеса.

Разумные люди в России давно поняли, что не стоит играть в азартные игры с государством - оно никогда не проигрывает. Но в этом правиле оказалось по крайней мере одно исключение: молодой Евтушенко вполне добровольно ввязался в самую азартную и очень опасную игру с Советской властью и сумел не только выиграть, но и уйти из казино живым. Впрочем, тут я, пожалуй, не точен: никуда он не ушел, до сих пор играет. Хотя опасность нынче далеко не та - потому, видимо, и азарт не тот.

Можно любить стихи Евтушенко и его самого, можно не любить - но нет ни малейшей возможности отрицать его гигантскую известность. И тут нельзя не задать себе вопрос: а почему именно он из поэтов современной ему России приобрел такую славу. Рак на безрыбье? Ну уж нет - одновременно работало целое созвездие блистательных поэтов, иные из которых добились как минимум не меньших чисто творческих успехов. Но в том-то и дело, что успехи Евтушенко были не чисто творческие. В нем сошлись очень крупный лирический талант, громадная энергетика, гражданское бесстрашие и веселый авантюризм удачливого игрока. Это сочетание практически несочетаемых качеств и вызвало к жизни явление, которое лишь очень условно можно назвать "поэт Евтушенко". Он в России действительно больше, чем поэт.

Говорят, ему очень повезло - его подняла волна всеобщего интереса к поэзии. Это не так: именно стихи молодого Евтушенко вызвали всеобщий интерес сперва к нему, а потом и вообще к поэзии. Нечто подобное произошло чуть позже с Булатом Окуджавой - всенародная любовь к его песням переросла в любовь к жанру.

Любопытно, что Евтушенко никогда не был антисоветским поэтом - он был поэтом советским. Увы, Советскую власть он любил и защищал такой, как она задумывалась идеалистами еще до революции. Он призывал коммунистическую верхушку не врать, не красть, не лицемерить, не подличать - то есть требовал совершенно невозможного. И реальные деятели реальной Советской власти видели в нем врага, что было с их стороны не только правильно, но и справедливо. К сожалению, врага в нем видели и многие собратья по ремеслу: их возмущал не столько талант, сколько безразмерная слава. В Союзе писателей было, я думаю, тысяч пять поэтов, и когда всего один стихотворец вычерпывал общий котел популярности почти до дна, остальные буквально свирепели от бесславия. В чем только ни обвиняли молодого коллегу - и в позерстве, и в пошлости, и в работе на западные спецслужбы, и даже в том, что его не посадили. Последнему факту выискивали самые позорные объяснения.

Раздражала сама его прямая длинная фигура. Ну почему не гнется?! Сотни литераторов оправдывали себя тем, что нельзя жить, не кланяясь и не приспосабливаясь. Евтушенко самим фактом существования доказывал, что - можно, обижал всю корпорацию. В общей тюремной камере он вел себя как свободный человек, хуже того - он и был свободным человеком. И этим он, как говорили российские чиновники во все времена, "смущал незрелые умы".

А в самом деле - почему Евтушенко не посадили ни при Хрущеве, ни при Брежневе, ни при Андропове? Ведь, по логике, должны были посадить!

Если по уму, конечно, должны были. Наверное, и хотели. Но - не посадили. Думаю, дело было вот в чем.

Слава поэта росла стремительно, а репрессивная машина вертелась медленно и тупо. Всякую бумажку надо было согласовывать. Инстанций было много. Пока согласовывали, поэт стал знаменит настолько, что его арест вызвал бы такую уйму ненужных неприятностей, что практичней оказалось махнуть рукой. В конце концов в стране есть все, что надо: и партия, и армия, и КГБ, и хоккей, и опера с балетом - пусть уж будет и свой диссидент. Не исключу, что отчасти опасались профессиональной мести. Вот Сергей Павлов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ, однажды забежал вперед со справедливой критикой идейных ошибок, и кончилось это для него плохо: на всю оставшуюся жизнь сохранился след поэтической пощечины на румяной комсомольской физиономии...

В течение нескольких десятилетий Евтушенко оставался лидером славного поколения шестидесятников. А быть лидером не столько почетно, сколько хлопотно: и хлопья грязи, и камни летят прежде всего именно в него. Он не просто выдержал - выдержал, азартно ухмыляясь. Я знаю его уже полвека, и ни разу не видел растерянным.

Есть такая байка: "До двадцати лет каждый - поэт. С двадцати до тридцати лет только поэт - поэт. После тридцати лет только сумасшедший - поэт". Евтушенко остался поэтом и в семьдесят. Признаков сумасшествия не наблюдается.

Я вот думаю: а с чем можно поздравить поэта в торжественный день? Наверное, с тем, что сумел остаться собой и в эпоху Хрущева, и в эпоху Брежнева, и при Андропове, и при Черненко. А еще с тем, что, как теперь уже точно выяснилось, это они правили в эпоху Евтушенко. Постановления партии и правительства гниют куда быстрей, чем сгорают - если сгорают - рукописи.

Евтушенко всю жизнь разбрасывался, был жаден и до жизни, и до жанров - даже кино снимал в качестве режиссера. В его книжках каждый найдет что-нибудь для себя. Но для меня он прежде всего - тонкий и чуткий лирический поэт. Вот подрастет дочка, и продиктую ей по памяти два десятка стихотворений Евтушенко, которые вполне способны сформировать добрую и стойкую человеческую душу. Пусть перепишет в тетрадку. А может, запомнит со слуха, как когда-то с авторского чтения запоминал я.

...Кстати, у знаменитого поэта все не как у людей. Даже славный юбилей он справляет два года подряд. Реально родился в 32-м, официально в 33-м. Почему так вышло? Если бы Зинаида Ермолаевна, пробираясь в Москву из Сибири, не исхитрилась сделать сына на год моложе, его просто не впустили бы в режимную столицу. Похоже, азарт в играх с государством у Евгения Александровича наследственный. В принципе даже прославленному поэту хватило бы и одного юбилея. Но я, воспитанный при советской бюрократии, решил уважить когда-то проштампованную ею бумажку. Написано: "родился в тридцать третьем" - вот пусть и будет тридцать третий. В конце концов дополнительный юбилей Евтушенко - прекрасный повод напомнить России, что она - великая страна, а россиянам - что они свободный народ.

Также в рубрике:

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

ПЕРСОНА

ПРЕМИЯ

ПРОВИНЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;