Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7387) 17 - 23 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Детские тайны Манежа

В Москве проходит VIII Международный форум художественных инициатив

Павел КИНИН
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


На выставке в "Новом Манеже"

Если, промокая под московскими ливнями и натужно раздумывая каждое утро, брать ли с собой кофту, вы все еще сомневаетесь в наступлении лета, быстро бросайте свои унылые домашние развлечения и идите в Новый Манеж - туда, где уже восьмой год подряд проходит Московский международный форум художественных инициатив. Что-что, а ощущение летней июльской "дольче фар ниенте" вам гарантировано.

Казалось бы, последнее крупное событие в жизни засыпающего на лето contemporary art должно, как и явствует из его названия, подводить итоги и обрисовывать перспективы развития нашего отечественного искусства, собирая со всей страны все лучшее, молодое и незнакомое. Может быть, когда-то так и было. Хотя вряд ли. Насколько я помню, и "наслаждение искусством", и извлечение из него утилитарной пользы - а были у форума и такие темы - с завидным занудством выливались скорее в выдумывание необязательных, но непременно мудреных концепций и досужие рассуждения об искусстве вообще, нежели в демонстрацию реальных процессов, в нем происходящих. Впрочем, год от года тенденция прогрессировала. Цветущая сложность "концептуального организма" редуцировалась до оголения известных частей тела перед ежами, "Родина и отечество" (прошлогодняя тема форума) превратились в родинки и отечности, скучная, но не лишенная смысла самоирония - в сплошной стеб и приколы. В этом году бессменный куратор и идеолог форума Георгий Никич, кажется, и вовсе намеренно отобрал для участия проекты, граничащие с патологическим впадением в детство.

Д.Цветков."Березовый сок"

В качестве сквозной идеи была предложена "Разведка искусством", благо, по мнению организаторов, художник и разведчик - близнецы-братья. Оба должны описать местность и ситуацию, найти и завербовать агента, взять языка, доставить информацию о положении дел в штаб или же совершить диверсию. Об общих целях и результатах их работы, как правило, судят другие, сами они владеют лишь конкретным творческим заданием, а мы - случайно попавшие в поле разворачивающихся действий зрители - и вовсе можем лишь теряться в догадках о происходящем. Таким образом, тема милитаризации искусства, хоть и неловко сформулированная, могла стать почвой для нескольких актуальных наблюдений. Ан нет. Художники восприняли приглашение сыграть в "войнушку" в лоб и наперебой бросились вспоминать агитки и юмор времен пионерских зорек и зарниц. Группа "Контора" оптом скупает у населения (посетителей форума) личные и государственные тайны, в лучших традициях Мальчиша-плохиша, оделяя "продажных" сограждан колой и сандвичами. Коллажи "Разведка недр" Александра Гаспаришвили и Дмитрия Яковлева, довольно остроумно продолжая линию звеньевой стенгазеты, включают наклеенные друг на друга фрагменты разных классических картин. В результате Сталин и члены военсовета, склонившиеся над картой, оказываются композиционно и смыслово закольцованы между анатомическим театром Рембрандта и "Черным квадратом". Камуфляжные "Игрушки" Кати Кандыбы и Игоря Демиденко собраны по принципу коллекции школьной пионерской комнаты - "фенечки разные". Летнее пионерлагерское растление несовершеннолетних показано на примере жизни куклы в фотосериале Сергея Терентьева "Барбизона". Динамическая композиция "Березовый сок" Дмитрия Цветкова - эдакий писающий Буратино, видимо, уже из разряда диверсионного десанта на чужую территорию: наш экологический деревянный ответ буржуазному брюссельскому мальчику. Словом, детские шутки и шалости подстерегают на каждом углу. Даже лучший проект форума - аэрофотосъемка Ольги и Александра Флоренских "Русский трофей", создающая полную иллюзию снятых с высоты птичьего полета военных действий, разворачивающихся на пересеченной местности, - на поверку оказывается лишь фоткой детской песочницы.

Тем не менее авторы, целый год готовившие свои работы к форуму, довольствоваться ролью милого участия в детсадовском "капустнике" почему-то не хотят. Из года в год их "художественные инициативы" сопровождаются все более абсурдными экспликациями. Цитаты и отсылки к классикам постмодернизма, психоаналитические эскапады и вербальный эксгибиционизм не иначе как призваны прикрыть флером концепции неуклюжесть юношеского творчества. Впрочем, если считать главной задачей художника-разведчика необходимость остаться незамеченным, максимально затеряться в скучных и давно знакомых кущах современного искусства, не выделяясь ровным счетом никак, форум справился с ней весьма успешно. Зацепиться глазом, и правда, почти не за что - полная иллюзия пляжной жизни. Все яркие, красивые и неразличимые. Может, где-то рядом конспирируется и таится потенциальный преобразователь искусства, но... искать его больше нет никакой возможности - жарко, разморило, и в голове ни одной мысли.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;