Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7387) 17 - 23 июля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИсповедь на "четыре с минусом"Уникальная система музыкального образования на грани деградации ОБРАТНАЯ СВЯЗЬСтепан МИЛЬТОПЯН Этой весной в газете "Культура" было опубликовано несколько материалов, посвященных сегодняшнему состоянию детских музыкальных школ (ДМШ, они же музыкальные отделения ДШИ). Отдать ли обучение музыке общеобразовательному ведомству или оставить его в ведомстве культуры? Как проводить детские конкурсы, чтобы и ребенка не травмировать возможной непредсказуемостью результата, и лучших педагогов стимулировать? Вопросы для жизни ДМШ, конечно, важные. Но не единственные. Система музыкального образования пребывает в кризисе уже несколько десятилетий, и сегодня это вынуждены констатировать все. Созданная и системно оформленная в основном в 30 - 50-е годы прошлого века, система музыкального образования (СМО) по гибкости сети учебных заведений, содержанию их работы не имеет аналогов в мире. Именно благодаря ей СССР долго был, а Россия и сейчас является одним из признанных лидеров мировой музыкальной культуры. Основа всей системы - ДМШ (ДШИ). Музыкальная школа имеется в каждом административном районе. Я сравнил бы сеть школ с системой родников, без которых никогда не разольются даже самые большие реки. Задачи, которые решает ДМШ, двойственны. С одной стороны, это введение практически любого ребенка в волшебный мир музыки через учебный предмет "музыка", воспитание активного любителя музыки - исполнителя на инструменте - и слушателя, воспитание личности, в духовной жизни которой потребность в музыке становится органичной, неотъемлемой ее частью. С другой стороны, школа решает задачи глубокой ремесленной подготовки наиболее даровитых учеников к дальнейшей, уже профессиональной учебе. В странах Запада, кроме института частных педагогов, есть и государственные школы для начинающих. Но содержание их работы, творческая "начинка", не идет ни в какое сравнение со школами нашей СМО. Кроме уроков специальности, где музыку преподают, обучая игре на инструменте, в школах СМО предмет "музыка" преподносится ученику объемно, комплексно: обязательны сольфеджио, музыкальная грамота и музыкальная литература, хор, ансамбль, второй инструмент, то есть предметы, дополняющие, обогащающие специальность. Особое значение для системности СМО имеют учебно-методические центры (методические кабинеты) - объединяя специалистов разных звеньев, они создают единое научно-методическое и информационное пространство своей области (училище - школа) или крупного региона (консерватория - училище - школа). СМО, воплотившая при становлении передовые идеи музыкальной педагогики своего времени, сеть ее учебных заведений - бесспорно, выдающееся культурное достижение и национальное достояние России. Однако убаюканные многолетними победами советской музыкальной школы, мы не заметили, как вплотную подошли к деградации уникальной системы. Сегодня на ДМШ, кроме Министерства культуры, претендует и Министерство образования. Для последнего музшколы - образование дополнительное. Этим подчеркивается если не второстепенность музыки, то "главность" того, что дает общеобразовательная школа. Но если цель педагогики - становление личности, а предметность лишь средство в достижении цели, то еще неизвестно, какие предметы здесь более полезны и уместны, какие ближе к основам "строительства" личности. Царскосельский лицей, воспитавший личности наивысшего класса, не обошелся без предметов, отнесенных нынче к дополнительному образованию. Эти предметы особенно актуальны сегодня, во времена, страшные для детства, с их огромной беспризорностью, цинизмом и низкой моралью взрослой жизни, наркоманией и т.д. У Министерства образования нет культурных (не в ведомственном, а в содержательном значении этого слова) ориентиров в деятельности столь специфичного вида образования, как обучение музыке. Музыкальную школу нельзя разделить на профессиональные и любительские части потому, что такое разделение зыбко и условно, оно нарушит всю систему музыкального образования. К сожалению, сегодня и без "помощи" других ведомств оснований для тревоги за судьбу уникальной системы предостаточно. По результатам социологических исследований, более половины выпускников ДМШ заявляют о своей неудовлетворенности обучением в школе. К сожалению, развернутых, целенаправленных исследований качества работы, состояния "здоровья" СМО в России не проводилось. В годы застоя - потому что был застой, в годы перестройки - не дошли руки перестроить, в новой России - потому что Министерство культуры упразднило Всероссийский методкабинет и этим лишилось органа, научно и организационно опекавшего СМО. Почему общение ребенка с прекрасным предметом - музыкой - приводит к такому ошеломляющему результату? Вот один из ответов: "Если спросить у педагогов детских музыкальных школ (ДМШ), что их сегодня особенно тревожит, многие, наверное, ответят: отсев учащихся, снижение интереса к музыкальным занятиям... Иные дети, потеряв интерес к занятиям, уходят из ДМШ. Даже благополучно завершив учебу, многие впоследствии не прикасаются к своим музыкальным инструментам. Музыкальное воспитание сводится к формированию узкоремесленнических, "игровых" умений и навыков. Объектом преимущественного воздействия педагога становится не сознание, а пальцы ученика. Ученик видит: вместо музыки, которая ему нравится, - красивой и понятной - приходится иметь дело с малоинтересными, сугубо академичными программами... Месяцами штудируется одно и то же... Учиться становится все тяжелее, радости от общения с музыкой - все меньше... Это мнение профессора Геннадия Цыпина. Приведу еще один пример болезненного неблагополучия. На трех конференциях, посвященных проблемам здоровья музыкантов, которые состоялись в 1999, 2000 и 2001 годах соответственно в Петербурге, Москве и вновь в Петербурге, констатировалось, что за последние 20 лет профзаболевания помолодели. Если раньше первые обращения к врачу были в 18 лет, то теперь есть случаи болезни 10-летних. Конечно, факты профзаболевания детей сами по себе исключительно красноречивы! Но здесь я остановлюсь лишь на одном их аспекте. Понятно, что резолюции конференций пылятся где-нибудь в недрах Министерства культуры. Но ведь должен же думать кто-то о системе медицинской помощи музыкантам, в том числе юным? Должен кто-то беспокоиться о том, чтобы ведущий специалист России и Европы по профессиональным заболеваниям музыкантов Елена Николаевна Пронькова могла передавать более молодым коллегам свой уникальный опыт? Ведь в последние годы количество профзаболеваний рук резко возросло! Можно было бы указать и на способы оценки труда педагога. Оплата его сегодня мизерна. Чтобы получить даже эти крошечные деньги, педагог должен пройти тарификацию. Трудно представить себе что-либо более унизительное для учителя музыки, нежели сопровождающая ее нынешняя процедура аттестации. В чем причины затянувшегося кризиса? Выскажу свою точку зрения. Система дегуманизирована и по отношению к ученику, и по отношению к педагогу из-за архаичных способов управления процессами музыкального образования. Они давно вошли в противоречие с требованиями времени. Становление системы музыкального образования пришлось на довоенные и послевоенные годы, когда командно-административные способы управления оказались единственно возможными. Но сегодня мы живем в другое время, в государстве, изменившем парадигму общественного развития. Сегодня именно способы регуляции деятельности педагога и являются тормозом для естественного, адекватного меняющимся целям образования изменения педагогического процесса. Командно-административная система жестко, без обратной связи требует тех способов работы с учеником, которые организационно были заложены еще при ее возникновении. Речь идет о модели так называемого традиционного обучения, которую называют репродуктивной, или знаниевой, или информационной. Но в образовательном процессе сегодня эта модель себя изживает. На первый план выходят другие потребности - модель проблемно-ориентированного, гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного, опирающегося на идеи гуманистической психологии, развивающего образования. Говоря проще, целями образования должны быть не знания-умения-навыки, но развитие личности ученика. А знания-умения-навыки есть лишь средство достижения более высокой цели. Но в сегодняшнем образовательном процессе системы музыкального образования полностью отсутствуют сведения о возрастной и педагогической психологии. Казалось бы, одно это свидетельствует о необходимости коррекции содержания, форм, методов обучения и воспитания, педагогического мышления, позиции педагогов и обучающихся, самого уклада жизни учебного заведения, о необходимости перехода на творческие принципы регулирования процессов музыкальной педагогики. Совершенно очевидно, что новую образовательную парадигму не внедрить приказом по министерству, так же как новую методику - приказом по учебному заведению. Тем не менее необходимо делать первые шаги по системному выходу из донельзя запущенной ситуации. Именно поэтому я неоднократно обращался с 1994 года в Министерство культуры с предложением осмыслить создавшуюся ситуацию и созвать для этого конференцию, посвященную проблемам отечественной СМО. В июле 2001 года газета "Культура" собрала вопросы читателей для ответа на них министра культуры страны. Отвечая на мои вопросы, Михаил Ефимович согласился с тем, что у СМО России есть проблемы, и пообещал созвать долгожданную конференцию в 2002 году. Как-то даже и неловко напоминать об этом одному из формальных лидеров российской интеллигенции. А может быть, как в поговорке, обещанного три года ждать? Я предлагаю собрать небольшую группу экспертов и "проинвентаризировать" проблему СМО, уточнить сегодняшние вопросы и, может быть, наметить в общих чертах способы их решения. А затем созвать общероссийскую конференцию с повесткой дня... "Система музыкального образования сегодня: проблемы и перспективы". 27 июня на встрече со студентами в Калининграде Владимир Владимирович Путин сказал дословно следующее: "Мы все время должны думать о совершенствовании нашего образования". Очень хочется, чтобы музыкальное образование не оказалось здесь исключенным из внимания. Пока чиновники решают (точнее - не решают) вопросы, педагог-музыкант учит ребенка: "Музыка - это чувства в душе, "произнесенные" звуками. Играя на концерте, открывай свою душу перед слушателями". Ребенок ему верит. Через некоторое время после окончания концерта приходит педагог с обсуждения и сообщает, что сегодняшнее выступление, сегодняшняя публичная душевная исповедь ученика оценены на "четыре с минусом". Первая мысль: такие правила игры циничны. С детьми так нельзя! Хотя понятно, что взрослым нужно и можно знать процент успеваемости. А я вспоминаю шестилетнего мальчика Сережу из одноименной повести В.Пановой. Взрослого, позволившего себе неумную шутку, он совершенно серьезно спрашивает: "Дядя Петя, ты дурак?" Также в рубрике:
|