Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7385) 3 - 9 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Игра с воображением

"Белые ночи" в Мастерской П.Фоменко

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Десятилетие существования Мастерская Петра Фоменко отметила масштабным фестивалем своих спектаклей, давних и появившихся на свет в последние сезоны, поставленных мастером и его учениками. И как это ни странно, но все, вновь пересмотренное, спровоцировало многих не на аналитическое подведение итогов, но на прочерчивание перспективного вектора. Кстати, еще один замечательный повод к этому дал новый спектакль "Белые ночи", открывший второе десятилетие Мастерской. Постановку по мотивам ранней повести Достоевского доверили ученику Фоменко, молодому режиссеру Николаю Дручеку, уже имеющему краткую творческую биографию (ассистировал мастеру в работе над "Безумной из Шайо", после чего выпустил "Балладу о невеселом кабачке" в знаменитом Санкт-Петербургском БДТ).

"Белые ночи" и впрямь вышли стопроцентно фоменковскими, за что начинающего постановщика уже успели и похвалить, и пожурить. Последнее, впрочем, не совсем понятно. Прилежный и явно талантливый ученик, бок о бок идущий с Петром Наумовичем не один год и делающий спектакль в его театре, должен был намеренно вывернуть эту программную эстетику наизнанку, что ли? И зачем, собственно? Тот, кто все это не приемлет, даже являясь учеником Фоменко, обычно уходит на сторону, иногда даже пускаясь в дальнейшее обучение профессии. А на обретение "своего" почерка нужны время и опыт. Главное ведь, что ремеслом своим недавний выпускник РАТИ владеет отменно.

Романтизм даже раннего Достоевского не лишен привкуса экзальтации и смакования личных жизненных неурядиц. Перечитав по случаю предстоящей премьеры "Белые ночи", нельзя избавиться от ощущения разочарованности: и кому сегодня все это интересно? Без дела слоняющиеся мечтатели, брошенные девушки и тому подобное. Но оказалось, что эту незатейливую историю театр может поведать легко, живо, с юмором, превратив все в увлекательное представление, где жизнь перемешана с игрой, а актеры относятся к своим персонажам не слишком серьезно, хотя и с явной симпатией.

Туманы белых ночей, превращающие Петербург в город-призрак, замечательным образом накрыли крошечную сцену Мастерской. Подсвеченные изнутри аквариумы, подвешенные металлические балки - и ограждения вдоль речушек и каналов, и сами петербургские мосты, то разведенные, то вновь опущенные, и легкие качели, и туго натянутые канаты (сценография и костюмы Марии Митрофановой). Эти преображения словно аккомпанируют переменчивым настроениям героев. А гипсовые львиные морды, а кукольные стульчики и стремянки, способные вместе с актерами воспарить ввысь и тут же опустить мечтателей на грешную землю.

Николай Дручек не заставляет молодых актеров разыгрывать реальную историю. Он пытается оживить сон, фантазию, грезу Мечтателя (Томас Моцкус), который только там, в этих снах, и может существовать свободно и полноценно. В самом начале представления он вылезает из пыльного аквариума и, напялив ветхий сюртучишко и такую же старенькую шляпу, отправляется вышагивать по ночным набережным. Не пребывая в особой тоске, вступает в смешные диалоги с воображаемыми домами-собеседниками и явно доволен этой привычной игрой. Пока не привидится ему девушка, "обязательно молоденькая и обязательно брюнетка". Мелькнет неясная тень, а вот и она сама - Настенька (Полина Агуреева), не бледная страдалица "из Достоевского", но весьма кокетливая, непосредственная и шаловливая девица. От придуманного автором зловещего преследователя одинокой ночной путешественницы остается лишь черное пальто, надетое на длинную палку. Понятное дело, этот "враг" легко победим - и вот уже знакомство состоялось.

Сентиментальная история Настеньки, пришпиленной к бабушкиной юбке (было, было за что пришпилить эту Настеньку!), тут же сочиняется и разыгрывается на наших глазах. Крошечная Бабушка (Ирина Пегова), миниатюрная внучка - и огромная булавка, скрепляющая длиннющие юбки-ширмы взобравшихся на стремянки двух озорниц. Щель между юбками тут же оборачивается дверью, куда с трудом просачивается Жилец (Анатолий Горячев) в зеленом партикулярном платье под восторженное "ох!" тут же растаявшей Настеньки. А совместное посещение "Севильского цирюльника" подается как целый комично-оперный эпизод, с "живым" пением и рискованной балансировкой на балках-канатах.

Безответственная игра, впрочем, то и дело смыкается с искренностью и непосредственностью актерских переживаний. Хотя они ни в коей мере не рвутся в клочья. Но имеют весьма ироничную и четкую огранку. Более всех этих переживаний подарено Полине Агуреевой - Настеньке, актрисе уникальнейшей, которой всегда и во всем веришь на все сто. Даже если она явно морочит то Бабушку, "пришпиливая" к юбке вместо себя Феклу (Наталья Курдюбова), то Мечтателя. Последний, впрочем, как уже было сказано, и "сам обманываться рад". И, потеряв Настеньку, возможно, в очередной грезе обретет Сонечку или Поленьку. Потому что, завершая спектакль, Николай Дручек словно бы не ставит точку. Это и удивительно: при четкости замысла и его воплощения поневоле подумаешь - а вдруг завтра все будет по-другому?

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

  • От себя до авторитетов
    Житинкин А. Плейбой московской сцены. - М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;