Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7385) 3 - 9 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Яначек приходит в Россию

В "Геликон-опере" поставили "Средство Макропулоса"

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Н.Загоринская - Эмилия Марти и С.Яковлев - Прус в сцене из спектакля

Оперы Леоша Яначека идут по всему миру. В России же, кроме специалистов, великого чешского композитора почти никто не знает. И вот в Москве поставили "Средство Макропулоса". Не в Большом, где сорок лет назад шла "Ее падчерица" и где при Васильеве планировали "Катю Кабанову" (и даже подготовили русский эквиритмичный текст), а при Рождественском - "Из мертвого дома". Все эти планы бесследно растворились в пространстве. Не состоялась и обещанная Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко постановка "Ее падчерицы". Зато Яначек появился на сцене "Геликон-оперы".

Трудно сказать, что именно подтолкнуло Яначека превратить в оперу одноименную комедию Карела Чапека. Во всяком случае, не желание включиться в дискуссию на тему, стоит ли жить триста лет. Еще меньше этот вопрос занимал Дмитрия Бертмана. Идею поставить "Средство Макропулоса" он получил из рук Геннадия Рождественского, которого, помимо любви к творчеству Яначека, влекла возможность пополнить свой и без того довольно внушительный список российских премьер сочинений классиков двадцатого столетия. Бертман тоже не чужд страсти к первооткрывательству, хотя в данном случае для него важнее всего была возможность работать вместе с выдающимся дирижером. Отсюда столь непривычная для него строгость, даже некоторая скупость режиссерских приемов. Тем, кто привык, что Бертмана всегда много, этой избыточности как раз и не хватало. Но Бертман, в свои тридцать пять ставший уже зрелым мастером, сознательно уступил пальму первенства прославленному маэстро, предпочтя перетягиванию одеяла совместный труд по воплощению партитуры Яначека.

Впрочем, в случае Бертмана самоограничение означает отнюдь не бедность, но, скорее, более целенаправленно используемое, а не выставляемое напоказ богатство. Его работа - не самодовлеющий "монтаж аттракционов", однако же и не буквалистская инсценировка. Режиссер позволяет себе лишь одну "вольность", которая, впрочем, противоречит лишь Чапеку, но не Яначеку (который, в основном придерживаясь чапековского текста, снял всю декларативность и музыкальными средствами значительно его переакцентировал). Рецепт долголетия сжигает в финале вовсе не Криста. Это делает Прус, а свечу ему протягивает тень покончившего с собой сына Янека. Таким образом, полностью снимается вопрос, почему никто не захотел воспользоваться рецептом: его уничтожает человек, чья жизнь потеряла смысл. Но вместе с рецептом, по замыслу постановщиков, сгорает и весь этот мир.

Для Бертмана и его многолетних соавторов, художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, одним из формообразующих мотивов спектакля становится театр. Во всю высоту и ширину сцены протянуто полотнище, будто состоящее из скрепленных между собой бумажных листов. На самом деле это, конечно же, не бумага (пожарные могут отдыхать), но в финале заполыхает: рукописи все-таки горят. Многочисленные прорехи, будучи соответствующим образом подсвечены, оказываются контурами театральных костюмов разных эпох. В развитие данного мотива главная героиня в первом и последнем актах появляется на сцене в одеяниях а-ля Вера Холодная, а во втором предстает в костюме Елизаветы Английской. У театра свои отношения со временем. Театр и есть настоящее "средство Макропулоса", позволяющее прожить множество жизней. Сама по себе идея, возможно, и не нова, но воплощена мастерски.

В роли Эмилии Марти на премьере выступила Наталья Загоринская. Геликоновская прима-assoluta 90-х годов, она давно уже не выходила в новых постановках. Ныне, преодолев вокальный кризис, появилась вновь и по праву стала центром спектакля. Здесь было все: и аура великой певицы, и загадочность, и женские чары в сочетании с леденящим холодом безразличия.

Впрочем, как всегда у Бертмана, спектакль держит не одна звезда, но весь ансамбль. Это и Сергей Яковлев (Прус), и Владимир Болотин (Альберт Грегор), и Дмитрий Скориков (Коленатый), и Сергей Костюк (Витек), и Светлана Российская (Криста), и Илья Ильин (Янек), и Михаил Серышев (Гаук-Шендорф). Особо стоит сказать о таких эпизодических ролях, как Уборщица и Машинист сцены (блистательный актерский дуэт Марины Карпеченко и Дмитрия Овчинникова) или Горничная (звезда характерного амплуа Екатерина Облезова), превращенных режиссером и артистами в маленькие сценические шедевры.

Бесспорный протагонист спектакля наряду с Загоринской в главной роли - Геннадий Рождественский. Маэстро в своей стихии: он и музыка Яначека удивительно подходят друг другу. Жаль, правда, что, купаясь в оркестровых звучностях, маэстро нередко забывает о балансе, и певцам приходится нелегко. Отнесем это к премьерным издержкам с надеждой, что в дальнейшем равновесие будет восстановлено. И будем признательны маэстро за то, что теперь и у нас звучит Яначек. И как звучит!

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;