Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7390) 14 - 20 августа 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Летняя экзотика

Искусство и туризм в нынешнем сезоне заодно

Алла ХАВКИНА
Тамара КОРТОНОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В залах Музея современного искусства на Петровке

Лето - время отпусков, а значит - поездок. В раскалывающемся от жары городе люди, с воодушевлением и вожделением рассматривающие не замечаемые ими прежде рекламные щиты туристических фирм, явственно делятся на две категории - тех, кто лихорадочно строит планы, покупает билеты и пакует вещи, и тех, кто им завидует. Независимо от того, чем окончатся сборы, - подмосковной электричкой на дачу или путешествием по белу свету, мечта почти всегда одна: отдых, смена впечатлений, еще лучше экзотика. Ей-то и приманивает клиентов обильный рекламный "глянец", обрушивающий на нас голубые лагуны Таиланда, африканское сафари или пунцовые закаты Непала. Все далекое и непознанное уже давно стало одной из прерогатив сферы туризма. Однако в этом году не только его. Вослед турагентствам ныне поспешают и музеи, предлагая вынужденным остаться в городе москвичам целую серию выставок-путешествий по дальним странам. Открывшиеся только за один июль экспозиции искусства инков, рельефов из Камбоджи, корейской керамики и перуанской живописи - это уже похоже на тенденцию.

Изящная Лима на Петровке

Искусство, пожалуй, единственное, что безгранично путешествует по миру, принадлежит всем и никому. Вне зависимости от автора его произведение может быть понято в любом уголке планеты. Так, очередное путешествие совершилось из Перу в Россию. В Московском музее современного искусства открылась выставка произведений современных художников Республики Перу. Для музея это уже четвертая выставка художников из Латинской Америки.

Представленные мастера живут и работают в разных уголках этой страны, но всех их объединяет Школа изящных искусств Лимы. Это - одно из самых престижных учебных заведений Латиноамериканского континента. Выпускники школы - художники мирового класса. Несомненный талант и богатый творческий путь сделали их широко известными за пределами своей родины.

Неповторимая природа и культурные традиции этого края наложили отпечаток на творчество современных перуанских мастеров. Здесь древние инки создали свое государство, а в XVI веке вторгшиеся испанцы принесли свои традиции. Как и во всех колониях, произошел синтез коренного и пришлого населения. В XIX веке - война за независимость. Так и появилась Перу. Пустынные берега, равнины, величественные Анды, Амазонка и вечнозеленые леса соседствуют в этой удивительной стране.

Привнося в произведения самобытные ценности своего края, перуанцы, однако, понятны для любого зрителя. В их работах используется преимущественно смешанная техника, что дает живость и яркость восприятия. А разнообразие цвета и формы напоминает о той самой разнообразной природной среде. Произведения Сильвии Бланко впечатляют своей нежной изысканностью. Обнаженные Альваро Мендосы необыкновенно чувственны и исключительно хороши. Работы Доры Лопес далеко уносят поток мысли на волнах фантазии. Спокойные и волнующие, скромные и провоцирующие, эти работы таят в себе глубокий смысл бытия.

Ничего подобного

В качестве летнего развлечения Музей Востока с необычайной помпой представил выставку "Камбоджа - вчера и сегодня". Это государство в Юго-Восточной Азии знаменито своими храмами-горами и грандиозными ирригационными сооружениями, созданными на рубеже первого и второго тысячелетий. Здесь сосуществуют высококлассные отели и тростниковые хижины, буддизм и древние языческие культы, рыбацкие деревни и высокотехнологичные производства. Современные жители поклоняются богам прямо на асфальтированных улицах, основу мужской одежды составляет огромный платок, завязанный на бедрах, а большинство населения страны питается саранчой, цикадами и рисом. Территорию современной Камбоджи издавна населяли кхмеры - предки нынешних камбоджийцев. По легенде, они произошли от связи дочери короля нагов - змей-драконов, живших в этих местах, и пришедшего сюда индийского брахмана или принца. Возникновение первых государственных образований на территории Камбоджи относят к I веку нашей эры. В X - XIII веках это государство играло ведущую роль на Индокитайском полуострове. В середине XII века в его состав, кроме нынешней Камбоджи, входили Южный Вьетнам, Лаос и почти вся территория современного Таиланда. Столицей государства был город Ангкор. Именно тогда были построены дворцы и храмы Ангкор Вата - огромного архитектурного комплекса, который, кстати, изображен на государственном флаге и является сегодня главной приманкой для туристов со всего мира. По мнению ученых, затраты на постройку комплекса сравнимы по усилиям с сооружением пирамиды Хефрена, но, в отличие от зеркально гладкой пирамиды, произведения древних кхмеров были покрыты круглой скульптурой и тысячами рельефов общей площадью 2000 квадратных метров. Самым знаменитым скульптурным персонажем Ангкор Вата стала Апсара - небесная дева, повторенная тысячекратно в различных позах и окружении, но всегда с загадочной полуулыбкой на губах. Неизбежно вслед за расцветом государства и строительства последовал упадок, храмы были оставлены и поглощены джунглями, а столица в XV веке перенесена в Пномпень. В 1863 году Камбоджа попала под контроль Франции, которая в 1884 году превратила ее в свою колонию. Кстати, именно французскому офицеру принадлежит слава случайного открытия древних храмов среди бурной тропической растительности.

Выставка в Музее Востока, однако, не дает представления ни о Камбодже вчера, ни о ней сегодняшней. Экспозиция, с трудом заполнившая два небольших зала, состоит из нескольких древних вещиц из коллекции музея, работ современных мастеров декоративно-прикладного искусства, копирующих древние образцы, и современной живописи неизвестных авторов - из коллекции туристического агентства, спонсировавшего выставку. Жалкое впечатление скрашивает только возможность за те же деньги посетить основные залы музея и увидеть иранскую, тибетскую и индийскую части собрания.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;