Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7390) 14 - 20 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЛетняя экзотикаИскусство и туризм в нынешнем сезоне заодно Алла ХАВКИНА
Лето - время отпусков, а значит - поездок. В раскалывающемся от жары городе люди, с воодушевлением и вожделением рассматривающие не замечаемые ими прежде рекламные щиты туристических фирм, явственно делятся на две категории - тех, кто лихорадочно строит планы, покупает билеты и пакует вещи, и тех, кто им завидует. Независимо от того, чем окончатся сборы, - подмосковной электричкой на дачу или путешествием по белу свету, мечта почти всегда одна: отдых, смена впечатлений, еще лучше экзотика. Ей-то и приманивает клиентов обильный рекламный "глянец", обрушивающий на нас голубые лагуны Таиланда, африканское сафари или пунцовые закаты Непала. Все далекое и непознанное уже давно стало одной из прерогатив сферы туризма. Однако в этом году не только его. Вослед турагентствам ныне поспешают и музеи, предлагая вынужденным остаться в городе москвичам целую серию выставок-путешествий по дальним странам. Открывшиеся только за один июль экспозиции искусства инков, рельефов из Камбоджи, корейской керамики и перуанской живописи - это уже похоже на тенденцию. Изящная Лима на ПетровкеИскусство, пожалуй, единственное, что безгранично путешествует по миру, принадлежит всем и никому. Вне зависимости от автора его произведение может быть понято в любом уголке планеты. Так, очередное путешествие совершилось из Перу в Россию. В Московском музее современного искусства открылась выставка произведений современных художников Республики Перу. Для музея это уже четвертая выставка художников из Латинской Америки. Представленные мастера живут и работают в разных уголках этой страны, но всех их объединяет Школа изящных искусств Лимы. Это - одно из самых престижных учебных заведений Латиноамериканского континента. Выпускники школы - художники мирового класса. Несомненный талант и богатый творческий путь сделали их широко известными за пределами своей родины. Неповторимая природа и культурные традиции этого края наложили отпечаток на творчество современных перуанских мастеров. Здесь древние инки создали свое государство, а в XVI веке вторгшиеся испанцы принесли свои традиции. Как и во всех колониях, произошел синтез коренного и пришлого населения. В XIX веке - война за независимость. Так и появилась Перу. Пустынные берега, равнины, величественные Анды, Амазонка и вечнозеленые леса соседствуют в этой удивительной стране. Привнося в произведения самобытные ценности своего края, перуанцы, однако, понятны для любого зрителя. В их работах используется преимущественно смешанная техника, что дает живость и яркость восприятия. А разнообразие цвета и формы напоминает о той самой разнообразной природной среде. Произведения Сильвии Бланко впечатляют своей нежной изысканностью. Обнаженные Альваро Мендосы необыкновенно чувственны и исключительно хороши. Работы Доры Лопес далеко уносят поток мысли на волнах фантазии. Спокойные и волнующие, скромные и провоцирующие, эти работы таят в себе глубокий смысл бытия. Ничего подобногоВ качестве летнего развлечения Музей Востока с необычайной помпой представил выставку "Камбоджа - вчера и сегодня". Это государство в Юго-Восточной Азии знаменито своими храмами-горами и грандиозными ирригационными сооружениями, созданными на рубеже первого и второго тысячелетий. Здесь сосуществуют высококлассные отели и тростниковые хижины, буддизм и древние языческие культы, рыбацкие деревни и высокотехнологичные производства. Современные жители поклоняются богам прямо на асфальтированных улицах, основу мужской одежды составляет огромный платок, завязанный на бедрах, а большинство населения страны питается саранчой, цикадами и рисом. Территорию современной Камбоджи издавна населяли кхмеры - предки нынешних камбоджийцев. По легенде, они произошли от связи дочери короля нагов - змей-драконов, живших в этих местах, и пришедшего сюда индийского брахмана или принца. Возникновение первых государственных образований на территории Камбоджи относят к I веку нашей эры. В X - XIII веках это государство играло ведущую роль на Индокитайском полуострове. В середине XII века в его состав, кроме нынешней Камбоджи, входили Южный Вьетнам, Лаос и почти вся территория современного Таиланда. Столицей государства был город Ангкор. Именно тогда были построены дворцы и храмы Ангкор Вата - огромного архитектурного комплекса, который, кстати, изображен на государственном флаге и является сегодня главной приманкой для туристов со всего мира. По мнению ученых, затраты на постройку комплекса сравнимы по усилиям с сооружением пирамиды Хефрена, но, в отличие от зеркально гладкой пирамиды, произведения древних кхмеров были покрыты круглой скульптурой и тысячами рельефов общей площадью 2000 квадратных метров. Самым знаменитым скульптурным персонажем Ангкор Вата стала Апсара - небесная дева, повторенная тысячекратно в различных позах и окружении, но всегда с загадочной полуулыбкой на губах. Неизбежно вслед за расцветом государства и строительства последовал упадок, храмы были оставлены и поглощены джунглями, а столица в XV веке перенесена в Пномпень. В 1863 году Камбоджа попала под контроль Франции, которая в 1884 году превратила ее в свою колонию. Кстати, именно французскому офицеру принадлежит слава случайного открытия древних храмов среди бурной тропической растительности. Выставка в Музее Востока, однако, не дает представления ни о Камбодже вчера, ни о ней сегодняшней. Экспозиция, с трудом заполнившая два небольших зала, состоит из нескольких древних вещиц из коллекции музея, работ современных мастеров декоративно-прикладного искусства, копирующих древние образцы, и современной живописи неизвестных авторов - из коллекции туристического агентства, спонсировавшего выставку. Жалкое впечатление скрашивает только возможность за те же деньги посетить основные залы музея и увидеть иранскую, тибетскую и индийскую части собрания. Также в рубрике:
|