Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7390) 14 - 20 августа 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Под знаком Йозефа Свободы

прошел оперный фестиваль в Мачерате

Ирина СОРОКИНА
Мачерата - Верона


Э.Меи - Виолетта, С.Антонуччи - Жермон в сцене из спектакля "Травиата"

Совет русскому путешественнику, давно освоившему побережье Адриатики: не ограничиваться созерцанием синего моря и наслаждением желтыми песками. Не предпочитать скорый поезд, что резво бежит вдоль побережья, а сесть в нескоро идущую электричку, которая доставит вас в старинные средневековые города - Йези, Реканати, Мачерату, Асколи Пичено, способные подарить море удовольствия любителю Средневековья и охотнику за гастрономией, поклоннику поэзии и меломану. В здешних краях родились великий поэт Джакомо Леопарди, композиторы Джованни Баттиста Перголези и Гаспаре Спонтини, знаменитый тенор Беньямино Джильи.

В Мачерате с 1921 года устраивается престижный оперный фестиваль, куда приезжают самые выдающиеся певцы мира. "Дом" фестиваля - Арена Сферистерио - способен подарить не менее сильные эмоции, чем прославленный римский амфитеатр в Вероне. Это уникальное архитектурное сооружение было построено в двадцатые годы XIX века на средства ста богатых граждан, решивших подарить родному городу "спортивный зал под открытым небом". Арена Сферистерио предназначалась для игры в мяч, который ударяли о стену при помощи широкого "браслета", надетого на руку. Грандиозная стена длиной почти 90 метров и высотой 16 ныне служит естественной декорацией и часто позволяет сценографам обойтись минимумом деталей.

Нынешний фестиваль посвящен Йозефу Свободе - великому чешскому театральному художнику. Свобода сотрудничал с фестивалем в Мачерате с 1992-го по 1996 год и осуществил здесь уникальные спектакли. Фестиваль возобновил две постановки Свободы, посвятив их памяти умершего в минувшем году мастера.

"Травиата" 1992 года, прозванная "Травиатой" с зеркалами", обошла весь мир, приспособленная к разным сценическим пространствам. Но была создана именно для уникальной сцены Мачерата-опера - не слишком глубокой, зато вытянутой в длину.

На первых звуках прелюдии медленно поднимается с пола огромное зеркало, собранное из прямоугольных элементов. Верхний обрез зеркала асимметричен, и кое-какие части утеряли ясность, покрылись чернотой. "Игра" Свободы одновременно гениальна, проста и сложна: присутствие зеркала отменяет привычные декорации. Уложенные на полу разрисованные куски ткани, отражаясь в зеркале, создают неповторимую атмосферу мест действия: изысканная загородная вилла, находящаяся в идеальной гармонии с душевным состоянием Альфреда, потерявшего чувство реальности; луг, усеянный цветущими ромашками, говорящий о чистоте души Виолетты; сменяющие его сцены из упорядоченной жизни буржуа - игра на пианино, прогулки в коляске. Порой художник заостряет, смещает акценты популярной оперы: дом Виолетты превращен в бордель, в котором дело поставлено на весьма широкую ногу, и праздник у Флоры напоминает бал в Гранд-Опера. Это "Травиата" динамичная, откровенная, с пылающими страстями. Тем более сильное впечатление производит "голый" финал: на черном полу нет ничего, кроме смертного ложа и пары потушенных опрокинутых канделябров, а следовательно, нечему больше и отражаться в волшебном зеркале. К самому концу приберег Свобода действительно неотразимо действующий на публику эффект: канделябры зажигаются и на несколько мгновений отражаются в зеркале, в то время как оно само встает вертикально, давая возможность каждому зрителю увидеть себя и стать подлинным участником рассказанной истории.

Еще более скупыми средствами решена "Лючия ди Ламмермур", опера, которую трудно спеть, а поставить еще труднее: многие события в ней не показаны, а рассказаны. Свобода ограничился двумя аскетическими элементами: лестницей, на которой разворачивается действие, и огромным куском прозрачной грубой смятой ткани, которая, опускаясь и поднимаясь, дышит и живет в согласии с персонажами. Неповторимый замысел довершает проекция. Морские волны гармонируют с музыкой знаменитой выходной каватины Лючии, а мрачные стены готического замка говорят о невыносимых страданиях заключенной в его стены ламмермурской невесты. Все происходящее на сцене может быть воспринято и как кошмар, порождение расстроенного воображения.

На афишах обоих спектаклей значится имя постановщика Хеннинга Брокхауса, но это пример "паразитизма" режиссера за счет сценографа. Пространственные и цветовые концепции Свободы столь гениальны и действенны, что его спектакли не нуждаются в режиссере.

В "Травиате" очаровывает чистотой звукоизвлечения и предельной легкостью верхних нот Эва Меи, но подлинным вокальным победителем становится обладатель благородного тембра и элегантной манеры баритон Стефано Антонуччи в роли Жермона. Известный мастер бельканто Джузеппе Саббатини - Альфред хоть и демонстрирует артистическую опытность и отделанность фразировки, поет негибким, "деревянным" звуком. В "Лючии" мастерство прославленной виртуозки Мариэллы Девиа граничит с чем-то невероятным. Стефано Антонуччи утонченным и безупречным образом отделывает партию Энрико и приводит в восторг ценителей bel canto. Венесуэльский тенор Акилес Мачадо, обладатель очень красивого тенора, обаятельный на сцене и уже любимый публикой, достойно поет трудную партию Эдгара, но в финале оперы почти теряет голос.

Оба дирижера - Ален Гингал в "Лючии" и Даниэле Калегари в "Травиате" - дарят незабываемые, поэтические мгновения, хотя и абсолютно разные - работа первого отмечена тонкостью, гладкостью и тщательностью, второго - динамичностью и взвинченностью тона.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;