В Нескучном саду, прямо на берегу Москвы-реки, близ Андреевского моста, давали банкет по случаю открытия XXV Московского международного кинофестиваля. Построили шатры. Угощали далеко не всех, имеющих касательство к ММКФ, а только избранных. Кормили прилично, со вкусом - мидиями и тирамису. Торт вынесли и на звездную дорожку в день открытия фестиваля. Кажется, такого прежде не было. Как это все понимать? И имел ли тортик официальный статус? Кто-то же постарался его приготовить. Будем считать, что у Московского кинофестиваля началась сладкая жизнь. Насколько сладкая, судить пока рано - фестиваль в разгаре. А вот нескучная точно. Говорят даже, что заключительный банкет пройдет на Красной площади. Если это даже полная ерунда, веришь в нее охотно и легко. Никита Михалков, если захочет, любые звезды зажжет и погасит и в Кремль въедет на коне, как это уже было.
Нескучная фестивальная жизнь складывается из каждодневных конкурсных показов: по два фильма в день, а в выходные дни - по три: смотри - не хочу. Днем приехавшие киногруппы дают пресс-конференции. Конечно, звезда первой величины в Москве - пока редкость. Речь не о Софи Марсо, приехавшей просто так, на прогулку, а о тех актерах, что заняты непосредственно в конкурсных картинах. Но пока Николь Кидман и равные ей "мега" предпочитают Москве Берлин, Венецию и Канн. Там - все сливки. Зато внеконкурсные программы ММКФ - чистые Канн, Венеция, Берлин вместе взятые. В них - все хиты фестивалей вышеназванных городов. И поскольку публика в подавляющем большинстве на тех фестах отродясь не бывала и вряд ли когда побывает, замечательно, что имеет шанс увидеть, не отходя от дома, оттуда доставленное, пусть с интервалом в год. Билеты в "Пушкинский" - это основная фестивальная площадка - стоят 150 рублей. По вечерам тут можно увидеть все жюри в полном составе во главе с Сергеем Бодровым. Публики, конечно, не так много собирается. Очередей нет. Но много стреляющих лишний пригласительный билет. В зале нет-нет да встретишь старушек, у которых явно быть не может лишних ста пятидесяти рублей, им не то что на кино, на жизнь не хватает. Но, видно, находятся добрые души, позволяющие им попасть на просмотр. Сеансы 23-часовые, идущие в "Пушкинском"под знаком "Гала-премьера", тянут на 200 рублей. Показывают "Догвиль" Ларса фон Триера с Николь Кидман в главной роли, "Intacto" Хуана Карлоса Френадильо с Максом фон Сюдовым (он лично пожаловал на ММКФ), "Гуд бай, Ленин!" Вольфганга Бекера, прибывшего в Москву для участия в программе "Кино Германии сегодня" и отпраздновавшего тут свой день рождения. Одну из ролей в этой картине сыграла наша Чулпан Хаматова, которую немецкие кинематографисты в последнее время очень полюбили. Многочисленные программы фестиваля, как то: "Панорама мирового кино", "Национальные хиты", авторская программа Петра Шепотинника "Восемь с половиной", "АиФория", составленная Андреем Плаховым, "Большие надежды", уже упомянутая "Кино Германии сегодня", "Ателье" и другие идут в кинотеатрах "Художественный" (здесь, кстати, представлен германо-белорусский поект "Бабий Яр" режиссера Джеффа Канева), "Ролан", "Ударник", "МДМ-Кино", "ЦДЛ", в Музее кино и Доме кино. О последнем следует сказать особо. Тут представлены российские программы, фактически вся анимация, игровое и документальное кино, появившееся в последнее время и хоть сколько-нибудь примечательное. Это уж точно увидишь не всегда. Редкий российский фильм, как известно, имеет в родном отечестве полноценный прокат. В утешение можем сказать то, что и некоторые американцы специально приезжают на ММКФ посмотреть европейское кино и российское в частности. Потому как нет в Америке никакой возможности все это увидеть, во всяком случае в таком объеме. Пространство блокировано накрепко, естественно, своим, американским кинотоваром. Кроме того, в Доме кино можно увидеть совсем уж раритетные вещи вроде "Ухода великого старца" Якова Протазанова - хронику жизни Льва Толстого. А уж в Музее кино - так просто зрелище для истинных киногурманов. У кого же еще найдется в шумной фестивальной суете, в потоке новейших громких картин выкроить время на созданное лет 50 назад. Словом, нескучно. О качестве всего увиденного поговорим позднее.