Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7384) 26 июня - 2 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: "В замысле Бертмана кроется детективное начало"

Беседу вела Анна БУЛЫЧЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Г.Рождественский

25 июня в "Геликон-опере" под управлением Геннадия Рождественского и в постановке Дмитрия Бертмана состоялась премьера оперы Леоша Яначека "Средство Макропулоса" по К.Чапеку. Средство греческого медика Макропулоса - это рецепт эликсира, гарантирующего 300 лет молодости, и применять его можно многократно. Но ни один оперный театр в России до сих пор к нему не прибегал. Рецензию на спектакль читайте в следующем номере. А незадолго до премьеры инициатор этой постановки - Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ - дал интервью "Культуре".

- Я учился в Чехословакии, провел в Праге 1956 год. Вот там Яначека я для себя и открыл. Он меня потрясает - прежде всего своей абсолютной непохожестью ни на кого, отсутствием учителей и учеников. Ну формально учителя были, но они не могли его сделать тем, кем он стал. Преемственности никакой. Хотя были люди, которые его окружали, - композитор Хлубна, композитор Кундера, который, кстати, сделал клавир "Средства Макропулоса". Но стиль Яначека не получил продолжения. Я могу назвать только двух таких композиторов в двадцатом столетии - это Сибелиус и Нильсен при наличии огромного количества маленьких Шенбергов, микроскопических Вебернов, целой армии Шостаковичей.

Если Яначек такой индивидуальный, то, казалось, он должен быть непонятным - а он понятен! Вот у меня есть книжечка о нем. Вы знаете, что он записывал интонации жизни, гуляя в Брно или в любом другом месте. У него были специальные твердые накрахмаленные манжеты, которые заменяли ему записные книжки. Я был в Брно в музее Яначека - там хранится собрание этих манжет. Удивительно, что он их не выбрасывал, слава Богу. Вот, в частности, одна из надписей касательно его пребывания в Петербурге в 1902 году. Он пишет русскими буквами: "Билеты, господа, ваши" - это, видимо, кондуктор - и нотирует, как это по-русски звучит. Вот записано, как по-русски интонируются слова "конечно", "путешествие". Замечательный документ. Но откуда здесь все это знать? Нот нет, записей нет. Вот вы пойдите в любой магазин в городе Москве, спросите музыку Яначека. Книг о нем в магазинах нет. Кто-то включил радио, услышал, допустим, Симфониетту Яначека - где он может об этом прочесть? В лучшем случае, три строчки в Кратком музыкальном словаре.

    

- Хотя сорок лет назад все так хорошо начиналось... В 1958 году "Ее падчерицу" поставили в Большом театре...

- Я сам дирижировал этот спектакль в филиале Большого театра в 60-е годы.

    

- ...затем она шла в Новосибирске, и там же поставили "Лисичку-плутовку". А потом Яначек почему-то исчез с наших сцен.

- Но это не только его касается. А то, что с ним такая штука произошла, более чем странно. Сейчас "Средство Макропулоса" часто идет в других странах. Я в последнее время видел три постановки: в Глайндборне, в Амстердаме и совсем недавно в Стокгольме. Все три очень интересные.

    

- Это был ваш выбор - "Средство Макропулоса" для "Геликона"?

- Да. Я выбирал между "Средством Макропулоса" и "Из Мертвого дома". В совместных дискуссиях с Дмитрием Александровичем мы остановились на "Средстве".

    

- А как вы относитесь к тому, что этот спектакль рекламируется как опера-детектив?

- В замысле Бертмана, безусловно, кроется детективное начало. Но оно есть и в самой опере: розыски этого пропавшего документа при совершенно непонятных, фантасмагорических обстоятельствах. Для меня даже существует какая-то параллель между Чапеком и Гоголем - фантасмагорией "Носа".

    

- В опере есть еще одна загадка: почему Кристина не воспользовалась Средством?

- Мне кажется, что она, сжигая документ, могла успеть его прочитать.

    

- По-гречески, с алхимическими терминами?

- А почему нет? Есть люди с хорошей зрительной памятью. И затем сразу же отвести подозрение, сжечь документ. Могло быть и такое. Но все-таки, видимо, еще мотив сострадания к Эмилии. Уже всем было понятно, что она пользовалась этим эликсиром. У Кристины могло появиться желание не повторять ее судьбу, хотя в начале оперы она выступает как ее поклонница, хочет быть похожей на Эмилию Марти.

    

- Марти ей говорит: "Проживешь триста лет, будешь петь, как Эмилия Марти. Прославишься..."

- Но когда она увидела, во что это все превратилось, она могла решительным образом закончить всю эту историю. Что по сценическому действию она и сделала.

    

- За что вы выбрали "Геликон-оперу"?

- Я слышал "Леди Макбет" и "Лулу" - я не поверил своим ушам. Я не мог себе представить, что такое возможно. Артисты выучили партии на двух языках. Где это можно найти: сегодня петь по-русски, завтра по-немецки? Яначека они будут петь по-чешски, что, по-моему, еще труднее, чем петь по-немецки. На первый взгляд кажется, что у русского и чешского много общего. На деле совсем другое произношение, прямо противоположный смысл слов.

    

- То есть Бертману не приходилось защищать от вас своих певцов?

- Я был просто поражен. Здесь нет регламента, здесь не на службу приходят. Я вот прихожу рано, а за два часа до меня все уже на месте. Здесь полностью отдаются тому, что делают, при весьма скромных условиях существования. Я могу провести параллель только с одним театром - театром Бориса Александровича Покровского. Там похожая атмосфера. Это не учреждение, не присутствие. Ну где же вы найдете театр, в котором могут быть три состава на "Средство Макропулоса"? За неделю до премьеры сидишь и думаешь: ну кто будет петь? Все три состава приблизительно одного уровня! Они, конечно, разные по артистической индивидуальности, слава Богу, и Дмитрий Александрович не старается их причесывать под одну гребенку, наоборот, он пробуждает в них то, что свойственно каждому артисту.

    

- Если бы вы ставили прокофьевского "Игрока" сейчас, вы взяли бы кого-нибудь из труппы "Геликона"?

- Да, конечно. Тогда я был вынужден обратиться в Театр Станиславского. В это время и возникла идея поставить там "Ее падчерицу". Но я отказался от этого, потому что хотел делать то, чего никогда не делал. А "Ее падчерицу" я уже ставил. Правда, это было бы компромиссное решение, потому что я собирался ставить ее в оригинальной редакции, но это все-таки не то что делать что-то заново.

    

- Вам не жалко своей работы над "Игроком", который теперь в Большом театре не идет?

- Нет, мне не жалко. Скажу вам почему: потому что существует запись. Это документ, на котором записано, как ни странно, 43 минуты музыки Прокофьева, никогда не звучавшей. Ради этого стоило все вынести.

    

- А вы хотели бы записать "Средство Макропулоса"?

- Не знаю. Существуют превосходные записи, чешская, например. Я хотел бы записать "Орестею" Танеева. Хотел бы записать "Сервилию" Римского-Корсакова - ее записей вообще не существует.

    

- Вы часто говорите о том, что уровень оркестровой культуры в мире падает - везде ли?

- Нет, географические особенности существуют. Уровень не падает в Америке, я имею в виду первую пятерку оркестров, не падает в Великобритании и в подавляющем числе Скандинавских стран. По моей теории, чем ближе к Средиземноморью, тем хуже. Раньше был хотя бы Израиль - теперь и этого нет.

    

- А в каком географическом поясе находится Москва?

- В своем.

    

- Вот, по слухам, оркестр Понькина собираются закрывать.

- Это чудовищно. Зато создаются новые оркестры - кому-то дарят дорогие игрушки. Вот и Российская симфоническая капелла под угрозой. Я получил письмо от Полянского, у меня должно быть три концерта с ними осенью, и он мне пишет, что не может гарантировать качества, потому что гранта они не получили, а музыканты бегут...

    

- Правда ли, что вы собирались ставить в "Геликоне" "Огненного ангела"?

- Да, но я прочел в газетах, что его будут ставить в Большом театре. Остается только это приветствовать. Но у меня давно была своя концепция этой оперы, и если бы я ею занимался, ставил бы сам. Я представлял себе двойную сцену, где бы развивалось прокофьевское либретто и параллельно в какой-то форме существовали бы реальные прообразы героев оперы - Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый. А может, они и были бы основными персонажами.

    

- Ваши ближайшие оперные планы?

- Поеду в Ла Скала со странным замыслом - ставить "Летучего голландца".

    

- Что же в этом странного?

- Я к Вагнеру никогда не обращался. Если бы мне предложили поставить что-нибудь из "Кольца", я бы отказался. Но поскольку "Летучий голландец" - это не "Кольцо", я согласился.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;