Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7383) 19 - 25 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРусские идутНациональные сезоны в Париже-2003 Анастасия АНТОНОВА
"Русское лето в Париже", так называется серия мероприятий, приуроченных к юбилею Санкт-Петербурга, которая пройдет в столице Франции с июня по сентябрь. Наряду с фестивалем цыганской музыки и двухнедельным кинобиеннале в музее Монмартра откроется выставка под названием "Русские. Художники из Санкт-Петербурга в Париже в начале ХХ века". За последние 50 лет это крупнейшее "нашествие" русского искусства в Париж, конечно, несравнимое по величине с волной начала ХХ века, но тем не менее заметное благодаря помощи европейских коллекционеров, предоставивших для выставки 140 уникальных экспонатов. Предполагается, что в экспозицию войдут произведения Ю.Анненкова, Л.Бакста, В.Баранова-Россинэ, А.Бенуа, И.Билибина, М.Шагала, Д.Штеренберга, М.Добужинского, Р.Фалька, А.Экстер, Н.Гончаровой, Б.Григорьева, К.Коровина, М.Ларионова, Ф.Малявина, К.Петрова-Водкина, Л.Поповой, З.Серебряковой, В.Серова, К.Сомова, С.Чехонина, П.Трубецкого и других. Хронологическими рамками выставки неслучайно избрана первая половина ХХ века. Это один из особенно плодотворных и результативных периодов взаимодействия двух культур - русской и французской. Время, когда Париж стал для русских мастеров сперва - в начале ХХ века - художественной Меккой и строгой школой творчества, а затем - после революции - для многих из них и второй родиной. Кураторы стремятся не ограничиваться напоминанием о канувшей в Лету культурной взаимосвязи, ведь по мнению авторов выставки, русские мастера не только учились у французов, но и более чем остальные обитатели интернациональной общины художников оказали влияние на развитие французской культуры в целом. Например, живопись Марка Шагала и Наталии Гончаровой на равных вошла в историю русского и французского искусства. Поэтому цель проекта - показать публике разнообразие направлений, в которых работали русские художники под парижским небом. Франкофония начала прошлого столетия возникла в русском художественном кругу под влиянием деятельности мастеров "Мир искусства". Именно в это время, благодаря многочисленным публикациям и организации совместных выставок, начинается активное взаимовлияние отечественного и французского искусства. Изысканные ретроспективные работы мирискусников словно перекинули мостик не только между веками, но и между цивилизациями, активно вводя русского зрителя в контекст европейской и прежде всего французской культуры. Их лозунг "искусство для искусства" оказался созвучным идеям европейского символизма и ар деко. В свою очередь, французские зрители познакомились с русским искусством в течение осени 1906 года, когда в Париже развернулись балетные сезоны Сергея Дягилева. Эти знаменитые театральные постановки, соединившие в себе живопись, музыку и танец, не только собрали вместе русских художников различных направлений: Бенуа, Билибина, Анненкова, Ларионова, Гончарову, но и привлекли к работе парижских мастеров - Пикассо, Кокто, Руо. В 1910-е годы Париж становится обязательным этапом образования русских художников, своеобразным местом паломничества. Здесь они знакомятся с новейшими европейскими тенденциями, здесь наравне с другими участвуют в формировании нарождающихся стилей и направлений: абстракция (А.Экстер), кубо-футуризм (М.Васильева, Л.Попова), неосезаннизм (В.Баранов-Россинэ), неопримитивизм (М.Ларионов, Н.Гончарова), чтобы затем развивать эти достижения в России. Так продолжалось вплоть до 1917 года, когда революция сперва ограничила свободу выезда художников в Европу, а затем вынудила некоторых из них перебраться в Париж навсегда. Первоначально русская община разместилась в районе Монпарнас, но затем художники стали постепенно перебираться на другой берег Сены - на Монмартр, в район, всей своей душой и историей связанный с искусством. Даже сегодня невозможно представить историю Монмартра без имен Пикассо, Модильяни, Утрилло, Ренуара, Дюфи. Деревенька у северных границ Парижа с ее курами, мельницами и румяными красавицами влекла художников на этюды и утехи на лоне природы уже с середины XIX века. Расцвет Монмартра, к тому моменту уже парижского предместья, пришелся на 70 - 80-е годы девятнадцатого столетия - время кафешантанов, цирков, канкана и абсента. К атмосфере свободы и деревенской непринужденности со временем прибавилась репутация артистического богемного квартала, места поселения и паломничества художников. Русские тоже внесли свою лепту в карнавальное месиво Монмартра 20-х годов ХХ века. В 1922-м здесь было открыто первое русское кабаре, а в одном из кафе можно было послушать казачий хор, сюда приезжали работать русские танцовщики и художники. Мода на все русское достигла апогея в конце десятилетия. Наши соотечественники были везде: в театре драматическом, в опере, в знаменитом кабаре "Фоли Бержер", в кино, в живописи и даже в моде. Русский вкус сохранялся во французской столице вплоть до Второй мировой войны. А после ее окончания, в 1953 году, словно подводя символическую черту под присутствием русского искусства на французской земле, был перенесен в Париж прах блиставшего здесь когда-то Нижинского. Напомнить об одной из малоизвестных страниц истории этого квартала, оказавшегося так тесно связанным не только с французской, но и с русской культурой, решился в своей ежегодной традиционной выставке музей Монмартра. В течение года в его залах представлены будут экспонаты коллекции, собранной за 70 с лишним лет членами общества истории и археологии старого Монмартра. Она включает произведения искусства, мебель, фарфор, архивы, обширную библиотеку и документы, связанные с прошлым квартала и его обитателями: О.Ренуаром, М.Утрилло, С.Валадоном, Э.Бернардом. Музей, созданный в 1960 году, располагается в здании XVII века, построенном когда-то для одного из актеров мольеровской труппы. Негласным подзаголовком выставки, как рассказал корреспонденту "Культуры" директор музея Рафаэль Жерар, стало "взаимодействие". Взаимодействие художников различных национальностей и взаимовлияние различных областей искусства: живописи, театра, музыки, графики, скульптуры, декорации. Будучи школой и ареной искусства, Париж не подавлял художников своим диктатом, в атмосфере Монмартра развились таланты нескольких поколений русских мастеров различных стилей и направлений. Показать их и призвана выставка. Особый интерес вызывает то, что ее экспонаты происходят из знаменитых коллекций Владимира Царенкова, Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, Владимира Спивакова, из швейцарского фонда Стравинского. Более того, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович впервые согласились расстаться с произведениями из своего собрания, считающегося лучшим за пределами России. Оно начало формироваться сразу после высылки артистов из СССР и первоначально было не столько итогом собирательства, сколько желания окружить себя русским искусством. Принадлежность владельцев коллекции к искусству сцены, к театру отчасти определило и подбор объектов, среди которых много декораций, например, огромный театральный задник к балету "Шехеразада", расписанный В.Серовым, эскизы театральных костюмов Н.Гончаровой, М.Ларионова, С.Судейкина, сами костюмы. Наряду с произведениями театрально-декоративного искусства, фарфором XVIII - XX веков, в коллекции широко представлена живопись, особенно работы художников-эмигрантов - М.Добужинского, К.Сомова, Б.Григорьева. На выставке будет показано 5 работ из этого, уже ставшего знаменитым собрания: картины К.Петрова-Водкина и эскизы костюмов М.Добужинского. Несмотря на поступившие предложения от Русского музея, Г.Вишневская и М.Ростропович не спешат показать свою коллекцию широкому зрителю, хотя и предоставляют некоторые работы для осмотра: так в Константиновском дворце в Петербурге до конца года выставлен один из редких портретов кисти К.Сомова. Организаторы особо отмечают высочайший, музейный уровень представленных коллекционерами экспонатов, среди них, к примеру, скульптуры В.Стенберга и Д.Стеллецкого, аналоги которых хранятся соответственно в Русском музее и в ГТГ. К выставке издан 200-страничный каталог, составленный Г.Г.Поспеловым. Вступительное слово написано М.Ростроповичем. Фестиваль русской культуры приурочен к 300-летнему юбилею Северной столицы, но строго соблюсти соответствие содержания и названия не удалось: не все из представленных художников уроженцы или жители Санкт-Петербурга. Однако столь масштабное событие нуждается скорее в поводе, чем в точном попадании в тему. Монмартр сегодня более туристическая Мекка, чем культурный парадиз. Возможно ли былое плодотворное сотрудничество в будущем, или рубеж веков так и останется важнейшим всплеском франко-русских культурных связей? В октябре 2003 года предполагается ответная выставка французских художников в Санкт-Петербурге, а пока русское искусство возвращается в Париж. Также в рубрике:
|