Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7383) 19 - 25 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияТеатр в нагрузкуВ подмосковном Ступине не любят остросоциальные спектакли КОНФЛИКТАнна МАРТОВИЦКАЯ
Свой маленький детский театр есть почти в каждом городе. Такие коллективы создаются не ради славы и престижных наград, но исключительно во имя творческого общения и интересного досуга. Подростки знакомятся с произведениями классиков и современных драматургов, учатся перевоплощаться, свободнее выражать свои мысли и эмоции. Казалось бы, кому могут помешать такие невинные и полезные занятия? Однако периодически нам приходится сообщать об очередном закрывшемся учреждении культуры. То имущественный вопрос становится тому причиной, то финансовый, а иногда и идеологический. Все эти вопросы тесно сплелись в судьбе Театра юного зрителя "Папирус" подмосковного города Ступино. ТЮЗ "Папирус" был создан два с лишним года назад режиссером Виталием Соловьевым. Заслуженный работник культуры Республики Коми, он родом из Ступина, но более 30 лет проработал в Воркуте, руководил там детской студией "Монолог", написал учебник "Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра". Выйдя на пенсию, Соловьев вернулся в родной город и получил предложение организовать на базе местной школы искусств детский театр. В течение лета 2001 года Виталий Борисович отбирал юных актеров из всех девяти школ Ступина. В итоге было собрано две группы - младшая (1 - 8 классы) и старшая (9 - 11 классы), всего около 70 ребят. Они с энтузиазмом взялись за театральное дело: провели конкурс на название театра, занимались вокалом, сценической речью и танцами, репетировали днями напролет. За два года успели поставить пять спектаклей, получить восемь дипломов областных и столичных театральных фестивалей. Отдельными дипломами были отмечены 16 юных актеров и чтецов. Одна беда была у ТЮЗа - отсутствовало нормальное помещение. Школа искусств выделила учреждению Соловьева спортивный зал, но через некоторое время выяснилось, что зданию, построенному в 1936 году и ни разу не ремонтировавшемуся, противопоказаны динамические нагрузки. Иными словами, нельзя в этих стенах ни танцевать, ни бегать, ни прыгать - могут покрыться трещинами или, не дай Бог, обрушиться. Справедливости ради стоит заметить, что, возможно, о динамических нагрузках директор школы Татьяна Галкина и не вспомнила бы, если бы у нее сложились нормальные отношения с Виталием Соловьевым. Но начальник и подчиненный с самого начала не смогли найти общий язык: г-жа Галкина ожидала увидеть в деятельности режиссера православные мотивы, даже просила ставить спектакли о жизни и деяниях Иисуса Христа. А потом случился скандал: из декораций спектакля "Горе от ума" Татьяна Федоровна попросила исключить слова Пушкина: "Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом". "Чертям в школе искусств не место!" - было сказано Соловьеву, не желавшему расставаться с цитатой, и на следующий день лозунг был сожжен во дворе. С тех пор г-жа Галкина невзлюбила театр, с большой неохотой выделяла ставки преподавателей, всячески тормозила процесс лицензирования ТЮЗа. О лицензии театр очень мечтал - и руководителю, и начинающим актерам хотелось по-настоящему продавать билеты, получать пусть совсем небольшие, но гонорары. Взамен приходилось обходить зрителей с картонной коробкой: на вырученные средства был приглашен студент РАТИ, преподававший сценическое движение. Конечно, по-хорошему Соловьев должен был сдавать эти деньги в бухгалтерию гороно, но он считал, что это не прибыль, а милостыня, которая подоходным налогом не облагается. Когда динамические нагрузки задушили театральное дело, городская администрация предложила Соловьеву самостоятельно найти нужное помещение. "Все прошлое лето я осматривал подвалы, - рассказывает Виталий Борисович. - Пытался сунуться во Дворец культуры, но там уже есть театр "Вдохновение". Наконец мэр города ликвидировал районный дом культуры, деливший помещение с краеведческим музеем, и передал последнему все помещение. А поскольку денег на его реставрацию не было и неизвестно, появятся ли они когда-нибудь, ТЮЗу "Папирус" разрешили временно вселиться в РДК. Московская область выделила нам 100 тысяч рублей, на которые мы приобрели музыкальный центр, швейную машинку, ткани для костюмов, переоборудовали сцену, установили подаренные нам прожектора". Жизнь вновь закипела, и для очередной премьеры была выбрала одноактная пьеса Афанасия Салынского "Сегодня я стану женщиной". Уже по названию ясно, что произведение это острое: в маленьком поселке 14-летняя девушка ищет взрослого любовника, который бы "спас" ее от коллективного изнасилования одноклассниками. "Управление образования вас не поймет", - сразу сказали Соловьеву в администрации Ступина, однако спектакль он все-таки выпустил. А через неделю г-жа Галкина подписала приказ номер 31 "по театральному отделению", в котором, в частности, читаем: "Спектакль по произведению А.Салынского "Сегодня я стану женщиной" затрагивает серьезную социальную проблему ранних сексуальных отношений подростков. Пьеса для современного общества, безусловно, актуальна, но стоит ли обнажать болезни общества силами юного, подросткового театрального коллектива?" И далее: "Спектакль снять с репертуара театрального коллектива. Соловьеву В.Б. вменить в обязанность согласовывать репертуар с администрацией школы. Ставить в известность администрацию о всех выездных выступлениях в городе и районе". Режиссер обратился в городскую прокуратуру с просьбой оценить правомочность действий директора, однако ему так и не ответили... Между тем ТЮЗ стал невыездным: вызов из Ивантеевки на театральный фестиваль затерялся в бумагах Галкиной, то же самое произошло и с приглашением Министерства образования Московской области, звавшего "Папирус" принять участие в фестивале детских и молодежных любительских театральных коллективов на Поклонной горе. А пока театр боролся за свободу слова, губернатор Московской области Борис Громов подписал распоряжение о выделении средств на реконструкцию ступинского краеведческого музея. ТЮЗ обязали освободить помещение, которое при наличии денег должно из старого концертного зала превратиться в современную экспозицию. 25 мая Виталий Соловьев написал заявление об уходе с должности художественного руководителя ТЮЗа "Папирус", а буквально на следующий день все имущество театра было перевезено в школу искусств. Естественно, у ТЮЗа не было собственного счета, поэтому упоминавшиеся 100 тысяч были перечислены школе - теперь она на вполне законных основаниях считает себя наследницей разоренного театра. "Я не раз писал на имя главы администрации Ступинского района П.И.Челпана о том, что лучшим выходом из ситуации было бы создание на базе бывшего РДК и Краеведческого музея театрально-музейного комплекса", - говорит Виталий Борисович. По замыслу Соловьева, за ТЮЗом нужно оставить сцену, закулисное помещение и 3 подсобные комнаты, но все эти площади музей может использовать в первой половине дня, пока юные актеры учатся в школе, например организовать лекторий историко-искусствоведческого направления. Письмо это, однако, осталось без ответа. А в краеведческом музее нам сообщили, что слышат об этой инициативе в первый раз. "Деньги на долгожданный ремонт выделены, буквально через неделю придут рабочие. До театра ли сейчас?" - прокомментировала ситуацию сотрудница музея, пожелавшая не называть своего имени. Прокомментировать ситуацию мы попросили Александра РАЦИМОРА, заместителя главы администрации Ступина, курирующего вопросы образования, культуры и спорта: - В нашем районе делается все, чтобы развивались различные виды искусства, и 95 процентов детей заняты в кружках и секциях. Сегодня ТЮЗ "Папирус" действительно относится к школе искусств, с которой у г-на Соловьева не сложились отношения. Театр не вписывался в общую концепцию этого образовательного учреждения, нацеленного на духовно-нравственное воспитание молодежи. Спектакль "Скоро я стану женщиной", конечно, спровоцировал конфликты, однако говорить о том, что ТЮЗ был закрыт из-за этой постановки, нельзя. У театра временно нет помещения, однако мы готовы предложить ему площадку - это молодежный центр. В самое ближайшее время мы переподчиним театр отделу по делам молодежи, что фактически сделает его самостоятельным учреждением культуры. Также в рубрике:
|