Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7383) 19 - 25 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

"Птица-тройка" на берегу Рейна

В дюссельдорфском Kunsthalle открылась выставка "Новые начала. Современное изобразительное искусство из Москвы"

Григорий КРОШИН
Дюссельдорф
Фото автора


"Спортсменка" О.Кулика

Было все, что приличествует вернисажу: приветственные речи хозяев-устроителей, благодарственные слова официальных представителей гостей, доклад гостьи-искусствоведа, поведавшей о концепции нового российского искусства в наступившем тысячелетии, пресс-конференция для журналистов, обильный фуршет. И конечно, сами выставленные в залах на двух этажах дюссельдорфского Kunsthalle работы российских художников под названием "Новые начала. Современное изобразительное искусство из Москвы".

Выставка, включающая работы молодых, но уже достаточно известных художников, среди которых - А.Завадов и Д.Салаутин, А.Филиппов и С.Шутов, А.Салахова и Н.Овчинников, Т.Арзамасова и О.Тобрелуц, Н.Алексеев и Д.Гутов, многие другие, явилась ответной акцией москвичей в рамках обмена экспозициями современного искусства между Москвой и Дюссельдорфом, которые вот уже 11 лет являются городами-партнерами.

В своем приветствии мэр Москвы Юрий Лужков напомнил, что в 2000 году в российской столице с большим успехом прошла выставка "2356 километров искусства из Дюссельдорфа в Москве". И он, мэр, надеется, что и ответная московская экспозиция также "будет иметь большой резонанс на Рейне". Правда, судя по первым дням работы, пока еще трудно предвидеть какой-то небывалый ажиотаж: в просторных залах Kunsthalle пока блуждают лишь редкие посетители. Но будем считать, что это явление временное: от жары, пришедшей в город, либо по причине начинающихся отпусков - и до закрытия выставки - 17 июля - ситуация исправится... Хотя есть и такое мнение (исходящее в основном, правда, от русскоязычных наблюдателей), что мы Западу до сих пор менее интересны, чем он нам.

Курникова как символ

"Новая русская тройка"

Впрочем, не все так мрачно. Интерес к русскому в Германии есть. Особое внимание посетителей вызывает экспонат в самом центре зала - стеклянный куб, в котором в яростном замахе теннисной ракеткой и с перекошенным лицом... любимица Запада наша Анна Курникова. Да, это она, знаменитая теннисистка, хотя и не выигравшая пока ни одного турнира, но зато всем в мире известная как суперсексуальная фотомодель. По мнению местных критиков, это - символ российского искусства третьего тысячелетия. "Монументальная, властная и агрессивная Россия, - пишет один из них, - хочет завоевать мировое искусство, взяв реванш за 90-е годы. Однако достичь этого Россия хочет цивилизованно: несмотря на ее угрожающую улыбку, никого она, эта "Спортсменка" Кулика, не кусает, в отличие от ее прототипа, Курниковой, которая уже искусала половину мира"...

Сам же Олег Кулик видит свой проект гуманитарным и социальным: "Эта моя работа - вообще о положении женщины. Она берет на себя колоссальную психическую нагрузку, находясь под постоянными ударами и давлением - конечно, со стороны мужчины. Я же вижу женщину в ее наступательной агрессивности очень желанной и сексуальной".

На мой вкус, вряд ли изображенную "Спортсменку" можно назвать особо сексуальной: все ее тело обезображено шрамами и какими-то швами, кое-как заштопано... Словно мумия, выставленная в витрине музея на всеобщее обозрение.

Сделайте мне красиво...

Из 40 работ, ярких, динамичных, броских, подчас чересчур вычурных и даже эпатажных - живописных, скульптурных, фотографических, инсталляционных, - я заметил, что внимание-то посетителей привлекают вроде бы не слишком приметные экспонаты, но... заставляющие остановиться и задуматься над увиденным. Таким экспонатом стала на выставке работа московского художника Владимира Куприянова "Возвращение во время". Даже не знаю, как определить тот жанр, в котором выполнена эта композиция. Вроде бы фотография старинного русского города (Нижнего Новгорода), но... что-то мешает назвать эту картину фотографией...

- И правильно, что мешает, - говорит мне автор, стоящий у своей работы. - Это, конечно, не чистое фото. И не инсталляция. И не живопись... Фотографию я взял чужую, известного в XIX веке фотографа-хроникера Андрея Карелина, который снимал русские города, естественно, на черно-белую пленку. А расцветил ее акварелью великий Иван Шишкин: они готовили какой-то там подарок царю...

- А вы-то что сделали? - спрашиваю в лоб.

- Я обострил краски на этом фото. Затем придумал такой эффект: покрыл всю площадь фотографии пленкой с прозрачной калечкой. И получилась такая вот фантастическая картинка - вроде и реальная, так как снят-то настоящий город, а с другой стороны - несколько размыто, объемно и от этого чуть загадочно, иллюзорно, правда?

Соглашаюсь. Это уже не просто фото конкретного Нижнего Новгорода. Какое-то новое качество.

Куда же ты, Русь?

Выступая на открытии, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова определила главную, с ее точки зрения, идею выставки: "На волне перестройки - наряду с отцами "неофициальной культуры" И. Кабаковым, Э. Булатовым, В. Янкилевским, Д. Приговым - вступают в жизнь молодые художники, которые в своих произведениях прощаются с мифами".

Но, похоже, прощаясь с одними мифами, авторы порой создают новые. Вот большое полотно Владимира Дубоссарского и Александра Виноградова "Новая русская тройка". Сюжет известный: знаменитая "птица-тройка" из гоголевских "Мертвых душ". Соавторы еще в 1995 году написали первую свою "Птицу-тройку", где пытались предсказать судьбу России: сплошной кошмар, ужас с волками, суровой русской зимой и "калашниковым"...

Но времена меняются. И уже сейчас, в 2003 году, художники пишут иной вариант картины - он и выставлен в Дюссельдорфе: Русь уже видится в виде веселой тройки, с радугой и розовощеким младенцем-ангелом, держащим поводья. Идиллия?! Однако, несмотря на этот оптимистический антураж, чем-то неспокойным, тревожным веет от картины. "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа"...

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;