Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7383) 19 - 25 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мира"Птица-тройка" на берегу РейнаВ дюссельдорфском Kunsthalle открылась выставка "Новые начала. Современное изобразительное искусство из Москвы" Григорий КРОШИН
Было все, что приличествует вернисажу: приветственные речи хозяев-устроителей, благодарственные слова официальных представителей гостей, доклад гостьи-искусствоведа, поведавшей о концепции нового российского искусства в наступившем тысячелетии, пресс-конференция для журналистов, обильный фуршет. И конечно, сами выставленные в залах на двух этажах дюссельдорфского Kunsthalle работы российских художников под названием "Новые начала. Современное изобразительное искусство из Москвы". Выставка, включающая работы молодых, но уже достаточно известных художников, среди которых - А.Завадов и Д.Салаутин, А.Филиппов и С.Шутов, А.Салахова и Н.Овчинников, Т.Арзамасова и О.Тобрелуц, Н.Алексеев и Д.Гутов, многие другие, явилась ответной акцией москвичей в рамках обмена экспозициями современного искусства между Москвой и Дюссельдорфом, которые вот уже 11 лет являются городами-партнерами. В своем приветствии мэр Москвы Юрий Лужков напомнил, что в 2000 году в российской столице с большим успехом прошла выставка "2356 километров искусства из Дюссельдорфа в Москве". И он, мэр, надеется, что и ответная московская экспозиция также "будет иметь большой резонанс на Рейне". Правда, судя по первым дням работы, пока еще трудно предвидеть какой-то небывалый ажиотаж: в просторных залах Kunsthalle пока блуждают лишь редкие посетители. Но будем считать, что это явление временное: от жары, пришедшей в город, либо по причине начинающихся отпусков - и до закрытия выставки - 17 июля - ситуация исправится... Хотя есть и такое мнение (исходящее в основном, правда, от русскоязычных наблюдателей), что мы Западу до сих пор менее интересны, чем он нам. Курникова как символ
Впрочем, не все так мрачно. Интерес к русскому в Германии есть. Особое внимание посетителей вызывает экспонат в самом центре зала - стеклянный куб, в котором в яростном замахе теннисной ракеткой и с перекошенным лицом... любимица Запада наша Анна Курникова. Да, это она, знаменитая теннисистка, хотя и не выигравшая пока ни одного турнира, но зато всем в мире известная как суперсексуальная фотомодель. По мнению местных критиков, это - символ российского искусства третьего тысячелетия. "Монументальная, властная и агрессивная Россия, - пишет один из них, - хочет завоевать мировое искусство, взяв реванш за 90-е годы. Однако достичь этого Россия хочет цивилизованно: несмотря на ее угрожающую улыбку, никого она, эта "Спортсменка" Кулика, не кусает, в отличие от ее прототипа, Курниковой, которая уже искусала половину мира"... Сам же Олег Кулик видит свой проект гуманитарным и социальным: "Эта моя работа - вообще о положении женщины. Она берет на себя колоссальную психическую нагрузку, находясь под постоянными ударами и давлением - конечно, со стороны мужчины. Я же вижу женщину в ее наступательной агрессивности очень желанной и сексуальной". На мой вкус, вряд ли изображенную "Спортсменку" можно назвать особо сексуальной: все ее тело обезображено шрамами и какими-то швами, кое-как заштопано... Словно мумия, выставленная в витрине музея на всеобщее обозрение. Сделайте мне красиво...Из 40 работ, ярких, динамичных, броских, подчас чересчур вычурных и даже эпатажных - живописных, скульптурных, фотографических, инсталляционных, - я заметил, что внимание-то посетителей привлекают вроде бы не слишком приметные экспонаты, но... заставляющие остановиться и задуматься над увиденным. Таким экспонатом стала на выставке работа московского художника Владимира Куприянова "Возвращение во время". Даже не знаю, как определить тот жанр, в котором выполнена эта композиция. Вроде бы фотография старинного русского города (Нижнего Новгорода), но... что-то мешает назвать эту картину фотографией... - И правильно, что мешает, - говорит мне автор, стоящий у своей работы. - Это, конечно, не чистое фото. И не инсталляция. И не живопись... Фотографию я взял чужую, известного в XIX веке фотографа-хроникера Андрея Карелина, который снимал русские города, естественно, на черно-белую пленку. А расцветил ее акварелью великий Иван Шишкин: они готовили какой-то там подарок царю... - А вы-то что сделали? - спрашиваю в лоб. - Я обострил краски на этом фото. Затем придумал такой эффект: покрыл всю площадь фотографии пленкой с прозрачной калечкой. И получилась такая вот фантастическая картинка - вроде и реальная, так как снят-то настоящий город, а с другой стороны - несколько размыто, объемно и от этого чуть загадочно, иллюзорно, правда? Соглашаюсь. Это уже не просто фото конкретного Нижнего Новгорода. Какое-то новое качество. Куда же ты, Русь?Выступая на открытии, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова определила главную, с ее точки зрения, идею выставки: "На волне перестройки - наряду с отцами "неофициальной культуры" И. Кабаковым, Э. Булатовым, В. Янкилевским, Д. Приговым - вступают в жизнь молодые художники, которые в своих произведениях прощаются с мифами". Но, похоже, прощаясь с одними мифами, авторы порой создают новые. Вот большое полотно Владимира Дубоссарского и Александра Виноградова "Новая русская тройка". Сюжет известный: знаменитая "птица-тройка" из гоголевских "Мертвых душ". Соавторы еще в 1995 году написали первую свою "Птицу-тройку", где пытались предсказать судьбу России: сплошной кошмар, ужас с волками, суровой русской зимой и "калашниковым"... Но времена меняются. И уже сейчас, в 2003 году, художники пишут иной вариант картины - он и выставлен в Дюссельдорфе: Русь уже видится в виде веселой тройки, с радугой и розовощеким младенцем-ангелом, держащим поводья. Идиллия?! Однако, несмотря на этот оптимистический антураж, чем-то неспокойным, тревожным веет от картины. "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа"... Также в рубрике:
|