Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7382) 12 - 18 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тупиковый путь

Куда ведет русский импрессионизм

Павел КИНИН


А.Пластов. "В деревне (Кружка молока)". 1961 - 1962 гг.

Открыв выставку "Пути русского импрессионизма", Третьяковская галерея в очередной раз решила пойти своим непростым путем. А что делать, если столетие Союза русских художников крупнейшему столичному музею отечественного искусства не отметить как-то неловко, а монографическую выставку этого объединения, опередив зазевавшихся коллег, уже показал Музей личных коллекций (она закрылась ровно на следующий день после вернисажа в Третьяковке). Идею "русского импрессионизма" тоже уже не так давно с успехом обкатали в Русском музее, свидетельством чему остался объемистый, добротный каталог. Словом, задача выдалась не из легких. Невольно приходилось уповать на оригинальность концепции, упор на московскую школу и всегда многообещающее привлечение заграничных собраний. Сперва поговорим о концепции. Идея погрузить наше отечественное искусство в недра европейского художественного процесса появилась с того самого момента, когда сей факт перестал расцениваться как "низкопоклонство" и обрел весьма лестные для национального самосознания обертоны. Как же, помимо собственных "Платонов и быстрых разумом Невтонов", рождала, оказывается, российская земля и своих Моне с Ренуарами. Формальных критериев для подобных параллелей, правда, весьма немного. Ну что поделаешь: не могли наши великие живописцы, прошедшие академическую выучку или даже Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, отказаться от презираемого французами подготовительного рисунка и переносить на полотно непосредственно "impression", накладывая прямо на грунт свои свободные пастозные мазки. Впрочем, как раз свободные пастозные мазки, тонкое чувство пленэра и света у них были, а потому размытые границы феномена "русского импрессионизма" и позволили авторам выставки объединить в одном экспозиционном пространстве Серова, Васнецова, Врубеля, Судейкина и Юона с Герасимовым, Пластовым, Ткачевыми и Кукрыниксами. Хрестоматийный "Октябрь. Домотканово", в котором от передвижников едва ли не больше, чем от Салона отверженных, и "Мокрая терраса" Александра Герасимова, в которой президент сталинской академии находил отдохновение от пафоса соцреализма, крестьянское цветастое буйство Абрама Архипова и почвеннические пейзажи академика Пластова, вибрирующие, дышащие портреты Валентина Серова и "Красный партизан" Василия Нечитайло - вот они, найденные третьяковцами грани национального импрессионизма. Если вам видятся в подобном подходе натяжки и передержки, забудьте о том, что импрессионизм - это художественное течение, забудьте о всяких эстетических программах и манифестах, забудьте о хронологических границах, забудьте, наконец, о Дега и Писсарро... И подойдите шире, с позиций мировой гармонии, как вам предлагают кураторы выставки. Ведь практически ни один из представленных художников не числил себя в рамках импрессионизма, не "вступал" в него, как в футуризм или в тот же Союз русских художников. Их пропуском на выставку стали лирическая эскизность, ощущение неоконченности, неофициальность, а кто скажет, что это не есть признаки воплощенной импрессии?

Если старая "союзническая" часть в основном перекочевала на выставку из фондов самой Третьяковки, то советский, послевоенный, раздел состоит большей частью из полотен, привезенных из недавно открывшегося в Миннеаполисе Музея русского искусства. Его основатель, американский торговец картинами Рей Джонс, собрал свою коллекцию советской живописи буквально за последние 15 лет, скупив у лишившихся своих былых благ и привилегий маститых академиков их ранние и в основном неофициозные работы. Большой поклонник непопулярного у нас брутального, но качественного соцреализма, господин Джонс оказался тем человеком, который смог пополнить экспозицию камерными, лирическими работами, не ангажированными и потому почти не закупавшимися для музеев. Впрочем, и здесь с подбором экспонатов, видимо, не все так просто. Трогательные пейзажи Кукрыниксов, представленных на выставке как самостоятельные живописцы Порфирий Крылов, Михаил Куприянов и Николай Соколов, или те же "Яблони в цвету" Герасимова, похоже, украсили экспозицию не по принципу их вклада в отечественную историю искусства, а лишь как некий гарант последующего сотрудничества и обменов московского музея с миннеаполисским. В самом деле, не все же катать по миру русский авангард, надо осваивать и другие пути. К примеру, "русского импрессионизма". Ведь, что уж тут говорить, - влияние великих французов необоримо. И барбизонцы, и импрессионисты, вне зависимости от того, признавали преемники их влияние или как во времена развитого соцреализма, неустанно бичевавшего формалистическое "впечатленчество", скорее готовы были сказать, что никогда и слыхом не слыхивали про Сезаннов с Сислеями, чем признаться в подражании западным течениям, определили пути развития мирового модернизма. Вот только выносить в концепцию "русский импрессионизм" значит априори ставить национальное искусство в положение эпигона, плетущегося на задворках мирового художественного процесса, где-то рядом с провинциальными и финским, и американским "импрессионизмом". Оно, может, и так, но почему-то когда смотришь на километры национальных пейзажей где-нибудь в хельсинкском Атенеуме, это кажется не совсем справедливым. То ли квасной патриотизм заедает, то ли есть в нашем искусстве что-то от "всемирной отзывчивости", позволяющей даже сквозь призму социального заказа смотреть на корову Буренку, умиляясь трогательным, лирическим впечатлением. Вот только, надо думать, ой как далеко оно от французского "impression".

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;