Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7382) 12 - 18 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияГлавное, чтобы костюмчик сиделЗнаменитые "Рабочий и колхозница" готовятся к своей первой реставрации НАСЛЕДИЕАнна МАРТОВИЦКАЯ Этим летом начнется демонтаж одного из самых известных и растиражированных символов советской эпохи - скульптуры "Рабочий и колхозница". Творение Веры Мухиной нуждается в срочной реставрации - проекта этих работ памятник ждал более двадцати лет. Планируется, что уже в середине июня проект будет утвержден методическим советом Министерства культуры РФ, после чего "Рабочий и колхозница" как минимум на год покинут свое привычное место у северного входа ВВЦ. Напомним, что знаменитая скульптура, признанная "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935 - 1937 годах для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Когда изваяние установили во французской столице, пресса единогласно назвала его "первым достойным конкурентом Эйфелевой башни". Пожалуй, это был звездный час "Рабочего и колхозницы" - на родине их ожидал куда более прохладный прием. После окончания выставки статуя была разобрана (как зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, фигуры просто разрезали автогеном), перевезена в Москву, где вновь восстановлена из более толстых листов стали и смонтирована на гораздо более низком постаменте. Бесспорно, это исказило восприятие скульптуры, рассчитанной на довольно приличную высоту "вознесения": Мухина намеренно укрупняла отдельные детали и несколько утрировала движение. При жизни В.И. Мухиной так и не удалось добиться более приемлемой установки статуи. Позже, в 1962 году, ее коллеги по созданию "Рабочего и колхозницы" - профессор П.Н. Львов, скульпторы З.Г. Иванова и Н.Г. Зеленская вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Лишь в 1975 году дело сдвинулось с мертвой точки - Моссовет принял решение о подготовке для памятника нового, более высокого постамента. Проектирование было поручено Борису Иофану, создавшему в 1937 году павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, но в начале 1976 года архитектор скончался. Следующий конкурс на проектирование постамента и определение нового места для "Рабочего и колхозницы" был проведен в 1987 году. Наиболее приемлемым признали не застроенное тогда пространство около Центрального дома художника. Однако авторитетная экспертная комиссия высказалась против переноса статуи: если ее обшивка из листовой нержавеющей стали сохранилась в удовлетворительном состоянии, то внутренний металлический каркас нуждался в почти полной замене из-за коррозии. Творение Мухиной решили оставить в покое, тем более что грянула перестройка и символы советской эпохи в одночасье перестали быть актуальными. В начале 1990-х "Рабочего и колхозницу" даже пыталась купить одна американская фирма, но столичные и федеральные власти - надо признать, не без размышлений - высказались против этой затеи. Было решено, что рано или поздно в самой России найдутся средства на реставрацию статуи. То, что реставрация нужна, сегодня видно даже невооруженным глазом. Шестьдесят лет не прошли для "Рабочего и колхозницы" бесследно, особенно сильно пострадала женская половина композиции. Шарф в руках девушки опустился почти до пояса, юбка от птичьего помета вся покрылась коррозийными язвами, а после одного из неудачных ремонтов правая нога неестественно искривилась. Специалисты Министерства культуры РФ и Главного управления охраны памятников г. Москвы внимательно изучили проект реставрации статуи, разработчиком которого выступил скульптор Вадим Церковников. Этот документ предусматривает, что монумент будет разобран на части (к слову, ровно на те фрагменты, на которые его разбирала сама Мухина во время транспортировки в Париж и обратно в Москву), все детали заботливо обработают антикоррозийным составом, а каркас заменят новым - титановым. Вместо обычной сварки будут использовать лазерную, которая намного прочнее, но не оставляет швов. Однако швы признаны частью художественного облика скульптуры, так что их будут воссоздавать отдельно. Известно также, что после реставрации обновленный монумент таки воздвигнут на высоту 34 метра - на специальный павильон-постамент, в котором расположатся многофункциональный торговый комплекс и автостоянка. Новый постамент, как обещают архитекторы, в точности повторит фасад павильона Бориса Иофана. Строго говоря, это идея тоже не новая - воссоздать знаменитый павильон столичные власти задумали еще два года назад, когда вовсю генерировали идеи обновления Москвы к ЭКСПО-2010. Конкурс этот, как известно, мы проиграли, но не пропадать же проекту! Тем более что в отличном состоянии сохранились все иофановские чертежи. К сожалению, этого нельзя сказать о чертежах Мухиной: как минимум половина проектной документации на "Рабочего и колхозницу" пропала без следа. Существует даже версия, что бумаги были уничтожены по распоряжению Сталина - слишком большой интерес скульптура вызвала во Франции. Сейчас чертежи создаются заново, и многое архитекторам приходится угадывать или домысливать. Открытым остается вопрос и о том, как оптимальнее проводить демонтаж скульптуры - металл настолько испорчен коррозией, что скульптуру не получается полностью обследовать. Для того чтобы точнее диагностировать состояние статуи, сейчас снимаются гранитные плиты с ее постамента. Один сюрприз уже обнаружен: символ эпохи по самые щиколотки расписан матерными выражениями, в которых не стеснялись его первые установщики. У России нет опыта столь масштабных реставраций скульптурных произведений, но Вадим Церковников справедливо замечает: "Нужно же с чего-то начинать". Как уже говорилось, все работы планируется осуществить за один год. Однако, чтобы эти стахановские сроки оказались реальностью, нужно своевременное финансирование. Стоимость реставрации "Рабочего и колхозницы" оценивается приблизительно в 7 миллионов долларов. Кто будет выделять эти средства, пока не известно. Скорее всего, во имя "эталона социалистического реализма" придется объединить деньги федерального и местного бюджетов с частными инвестициями. Как это часто у нас случается, финансовый вопрос оставлен на потом - сейчас, как нам сообщили в Министерстве культуры, важнее всего утвердить проект реставрации. Что ж, главное, чтобы костюмчик сидел, - а там, глядишь, найдется и тот, кто за него заплатит. Также в рубрике:
|