Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7382) 12 - 18 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР ГАЛИН: "Я не расстался с иллюзиями"

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


А.Галин

Десять лет назад Александр ГАЛИН немало удивил коллег-драматургов и театралов тем, что поставил по собственному сценарию фильм "Плащ Казановы". И вот второй его режиссерский приход в кино: фильм "Фото", поставленный опять-таки по собственному сценарию, включен в основной конкурс 14-го Открытого российского кинофестиваля.

    

- Почему вы, Александр Михайлович, преуспевающий, как многие считают, драматург и театральный режиссер, пошли в кино?

- Преуспевающий? В годы моей молодости "преуспевающим" и называли середняков, умевших устраивать свои литературные и житейские дела. Поэтому я от такого "титула" с благодарностью откажусь и сейчас. Да, раньше ставили мои пьесы и теперь ставят... Главное не количество. Хороших спектаклей по моим пьесам было не слишком много. А насчет "пришел" - я из кино никогда не уходил. И более того, первое, что я написал в своей жизни, был киносценарий. И первое мое литературное произведение, пригодное для употребления, я писал как сценарий для "Ленфильма".

    

- И когда же это было?

- Очень давно.

    

- Так давайте заглянем в прошлое?

- Жили мы с родителями и сестрой в Курске. Я из года в год поступал в театральные вузы, но нигде меня не брали. Сначала на актерские факультеты, потом повзрослел, стал поступать на режиссерские. В конце концов попал в Институт культуры в Ленинграде, куда приходили изгои, отчаявшиеся пробиться в театральный институт, стал учиться режиссуре. Это во многом определило мою литературную судьбу. Когда я в

1973 году окончил Институт культуры, а учился у прекрасного театрального режиссера, большого мастера провинциальной сцены Владимира Галицкого, меня по распределению отправили в город Сланцы Ленинградской области. Это так называемая "химия", и я там стал режиссером местного народного театра. Играли у меня высланные на 101-й километр. Жизнь многое добавила к моим курским впечатлениям, отсюда довольно долго я черпал материал для своих пьес - таких, как "Звезды на утреннем небе", "Летят перелетные птицы" и так далее. Работал в детской колонии, что-то там ставил с ребятами.

    

- А в промежутках между поступлениями чем занимались?

- Работал актером в Курском областном кукольном театре - играл козлов, волков, горынычей. В общем, везде, где требовались мужские голоса, на которые был большой спрос, поскольку зарплата в театре была символическая.

    

- А вы, значит, не нуждались? Вам хватало?

- Хватало и не хватало одновременно. Папа работал на заводе обыкновенным электриком, мама была домохозяйкой. Я, кстати, ушел из школы в 14 лет и четыре года работал на заводе, в инструментальном цехе, долбежником, долбил металл на специальном станке. Я был по-своему уникальное дитя, и по национальным параметрам...

    

- В каком смысле?

- В смысле еврейский мальчик и вдруг работяга, да еще в инструментальном цехе. Ко мне очень хорошо относились. Наверное, из-за отца - он работал на заводе многие годы, его все знали и уважали.

    

- И почему вдруг захотели стать актером?

- Сколько себя помню, я все время что-то представлял, любил смешить людей и хорошо их показывал. Может быть, еще и поэтому ко мне хорошо относились. Артист! Когда стал постарше, даже участвовал в концертах, выступал в институтах, на танцевальных вечерах.

    

- А когда обнаружилась способность писать?

- Сыграло, наверное, свою роль то, что мне очень повезло с другом детства, Вадимом Корнеевым, он и сейчас мой самый близкий друг, поэт, живет в Курске. Его отец - прекрасный русский поэт военного поколения Николай Корнеев. Светлая ему память. Я, можно сказать, жил в их доме, куда часто захаживали многие литераторы, а Вадик постоянно бывал у меня. А в то время в Курске жил Валентин Овечкин, потом появился Евгений Носов, прекрасный русский писатель, приезжал Виктор Астафьев. Мы с Вадимом крутились возле них, нас могли послать за закуской (они, фронтовики, мощно выпивали), слушал их разговоры и впитывал, впитывал... У Корнеевых была большая библиотека. И я стал приобщаться к великой русской литературе. Лет с шестнадцати мы с Вадиком стали ходить в Курскую областную библиотеку, там были у нас знакомые девочки - и они нам почему-то давали книги из спецхрана. Так что еще тогда я прочитал запрещенного Бабеля, Булгакова, Пильняка, всю "Красную новь".

    

- Логичной была бы проза - вы же написали сценарий...

- Но у меня же была еще и тяга к театру, я работал в театре - пусть и в кукольном, из года в год пытался поступить в театральный институт. Я любил кино - а кто его не любил? Вот тогда и написал я первый свой сценарий - но посчитал его графоманством и никому не показал. Вторая попытка была, когда я учился на втором курсе Института культуры. Это случилось накануне 8 Марта. Хотелось что-то эдакое подарить Галочке - моей будущей жене. И я решил написать что-то. И так увлекся, что не мог остановиться. И эту юношескую шутку, опус, ничего в ней не изменив, через 16 лет поставил в Современнике Роман Виктюк под названием "Стена".

    

- Но это было 16 лет спустя. А тогда как развивались события?

- Я подарил рукопись Гале, и стали ее читать в институте. Она попала к моему педагогу Галицкому. Он страшно удивился и дал ее почитать Александру Моисеевичу Володину. И Володин пригласил меня к себе. Мы с Галей приехали к нему. И он сказал: "Все брось, пиши!" И я стал писать. И через некоторое время Володин помог мне пробить мой сценарий "Последний побег" на "Ленфильме" - в картине, если помните, главную роль играет Михаил Ульянов.

Так что я сначала пришел в кино, а уж потом был театр. Свой первый театральный спектакль я поставил в Театре-студии Табакова по своей пьесе "Дыра". На этот спектакль однажды пришел итальянский артист Лука Барбарески (он потом сыграл жиголо в "Плаще Казановы") и увлекся моей так называемой режиссурой. Что он в ней нашел - загадка, но предложил мне поставить в Риме спектакль с его участием. А затем вдруг сказал: "А может, фильм снимете? У вас есть какая-нибудь история?"

    

- "Плащ Казановы" был удачным во всех отношениях опытом. Почему не сразу последовало продолжение?

- В современных условиях очень важно быть хорошим менеджером своей судьбы. Я вроде бы многого достиг - совершил путешествие из инструментального цеха и из-за ширмы кукольного театра на съемочную площадку в Венеции и на сцены лучших, крупнейших театров мира с выдающимися режиссерами, но это произошло как бы само собой. Мне все легко давалось. Как правило, мне звонили из театров: а нет ли у вас чего новенького? В жизни своей я никогда не писал по заказу, по контракту. Никогда не занимался организацией своих проектов, добыванием денег. Считал, что каждый должен заниматься своим делом. Наверное, поэтому у меня только два фильма, хотя в портфеле ждут своего времени несколько сценариев.

    

- О чем они?

- Окрыленный успехом "Плаща Казановы", я написал сценарий "Аномалия" - о российской армии, на материале из жизни далекого северного гарнизона. Туда приезжает кукольный театр...

    

- Реальная история?

- Я придумываю истории, но что-то, конечно, приходит из жизни. И поскольку "Аномалия" оказалась невостребованной, я по этому сценарию поставил спектакль в Современнике. У меня есть сценарий "Пострадавший", который я очень хочу поставить и скорее всего поставлю - в театре, если не получится в кино. Это очень смешная и очень грустная история про одного актера, который эмигрировал. Ему предложили сыграть роль - но не на сцене, а в жизни...

    

- Когда мы с вами встречались на съемках "Плаща Казановы", вы производили впечатление очень увлеченного, влюбленного в кино человека...

- Признаюсь: кино я люблю не менее, чем театр. Мне всегда хотелось и хочется снимать кино... Есть истории, которые в пьесе ли, в сценарии ли - не важно, не раскрыты до конца. Во мне продолжают жить какие-то интонации, мысли, которые не удалось по-настоящему выразить. Почему из пьесы "Чешское фото", я ее написал в середине 90-х, родились сначала сценарий, а затем и фильм "Фото"? Потому что интонация этой пьесы, эта история жили во мне и до сих пор живут. Были и другие причины. Артисты очень хотели, чтобы я снял фильм, особенно Александр Калягин. Он и Караченцов играли эти же роли в моем спектакле в Ленкоме. Но, повторяю, я бы ни за что не взялся за фильм, если б меня не тянул этот материал, эта не разгаданная мною до конца какая-то мистическая тайна.

Очень часто великие произведения искусства - "Дорога" Феллини или "Кукушка" Формана, "Огни большого города" Чаплина или германовская "Проверка на дорогах" - столь просты и столь бездонны. И в то же время наши киноавангардисты - некоторые - столь сложны и столь пусты... Вот в моей истории - чрезвычайно простой - есть одна важная загадка, которой я хотел поделиться. Раньше мы жили как бы в мире нетленных ценностей. Нам казалось, что без этого человек не может существовать. Прошел довольно короткий исторический отрезок времени, совсем ничтожный, и все стало совершенно другим. Идет тяжелый, трагический процесс расставания с иллюзиями, и этот процесс есть в моей истории.

Расставание с иллюзиями очень хорошо прослеживается на примере творчества Шекспира. Его ранние пьесы полны жизни, полны веселья, полны энергии. Поздние вещи - трагедии. Они - словно прощание с иллюзиями молодости. И разочарование во всем. В самых простых человеческих связях. Я взялся ставить фильм, потому что не расстался со своими иллюзиями.

В чем суть истории, рассказанной в "Чешском фото"? В том, что эти люди нашли идеал женщины, обнаженной женщины, и зафиксировали его на фотографии. Из-за этого им пришлось страдать, сидеть в тюрьме. Потом один человек перестал верить в то, чем раньше жил, другой - не перестал. Первый ко времени предварительного подведения итогов своей жизни добился огромного житейского успеха, второй превратился в городского сумасшедшего, идиота.

    

- И тот и другой остались в проигрыше...

- Не знаю, не знаю...

    

- Насколько реальна эта история?

- Эту я придумал. Но я знаю, что подобные истории были.

    

- Не верится, что из-за фотографии в чешском журнале были изломаны судьбы трех человек, что один из них оказался в тюрьме...

- Да на эту тему нечего и говорить. В Советском Союзе могли, и в России могут посадить ЗА ВСЕ.

    

- Лично я увидел в вашем фильме много достоинств. И прежде всего то, что в нем есть что играть, и актеры, особенно Калягин, ну просто наслаждаются этим. Но от своих коллег слышал упреки в некой театральности зрелища, мол, по сути, это спектакль, усиленный современными техническими возможностями кинематографа. Что вы на этот счет скажете?

- А я считаю, что в фильме "Фото" недобрал по части театральности. Эта история не могла быть рассказана киношным, реалистическим образом. Это не жизнь! Там есть жизнь в привычном смысле этого слова - начало и конец. Вышел из тумана человек, как из тумана времени, что-то его толкнуло, и... он придумал театрализовать жизнь, которую ненавидит. Причем придумал не драматический спектакль - придумал оперу! Поэтому он посадил на берегу у корабля симфонический оркестр. И диалоги хорошо бы было спеть. Это было бы чрезвычайно условно - но ведь и в жизни главные герои фильма занимались крайне условным делом! И самая главная условность - условность героини, которая должна прийти. Представляете, если б она - прототип идеальной женщины, а теперь потрепанная жизнью шестидесятилетняя обыкновенная провинциалка пришла? В фильме все время появляются женщины - этого нет в пьесе. "Девочки", знакомые из юности, и потом женщина-"свисток" - как кульминация ожидания. И все время в воздухе висит вопрос: почему Светлана Кушакова - юная, нежная, волшебная, одарившая этих двух талантливейших людей озарением, ставшая в их представлении идеалом, такой и не осталась? Почему так устроена жизнь? Остановись, мгновенье, - ты прекрасно! Кто виноват в такой страшной несправедливости? И звучит волшебная музыка Чайковского - Пятая симфония - расставание с иллюзиями...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;