Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7382) 12 - 18 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Белокурый Демон в черном пальто

Лев Додин поставил оперу в Мариинке

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

"Демон" А.Рубинштейна - произведение некогда популярное и репертуарное, но в золотой фонд русской классики сочинение гениального пианиста ХIХ века не входит. И не случайно, ибо, как в свое время подметил Б.Асафьев, у автора при определенном мелодическом даре и бурном темпераменте отсутствовали "способности к обдуманному развитию материала". Эту неспособность не удалось преодолеть даже Валерию Гергиеву, сыгравшему "Демона" в Мариинском театре 6 июня (премьера совместной с театром Шатле постановки прошла в Париже в январе). А ведь именно Гергиев обладает почти феноменальным умением строить крупную форму, и, похоже, ему даны свыше, на уровне интуиции, эти самые "способности к обдуманному развитию". Оркестр звучал так, как трудно было предположить в малоинтересно инструментованном "Демоне", - то пронзительно лирично, то зловеще, то бурным потоком, приводившим к немыслимой по накалу кульминации. Но дальше следовали еще кульминации и еще финалы, и опять финалы - в конце каждой картины по три, четыре, пять, а внутри актов вдруг расползалась не божественными, а томительными длиннотами какая-нибудь ария или хор, и действие - музыкальное ли, сценическое - начинало надолго стопориться. Словом, музыка держала внимание отдельными всплесками...

Не спасал и визуальный ряд, хотя придуман он Давидом Боровским как смена картин, стильных и красивых. Раздвигался и собирался вновь силуэт монастырской башни, помещенный в черный кабинет сцены. Его окантовка мерцала голубоватой зыбкой каймой, как нимб, священное свечение, а внутри, за стеной, открывались высоко поднятые над подмостками площадки. То это был интерьер дома, создаваемый наброшенными на стены коврами, то черное горное плато, на котором совершалось нападение на Синодала, то белые райские кущи с гробом Тамары в центре. Неизменным оставался выделенный квадрат пола - как лобное место для героев, и лесенка справа, на которой в начале и конце спектакля изливал боль своей души Демон. В каждом случае картинка оставалась эффектной, но статичной, и образной вибрации не давала.

Хотелось бы, чтобы эту самую вибрацию в таком случае обнаруживала режиссура. Тем более что имя Льва Додина, казалось, выступало гарантом осуществления подобных надежд. Если в оперном театре вообще Додин не новичок, то на сцене Мариинского "Демон" был его дебютом. Это и выглядело дебютом в том смысле, что рука Мастера здесь почти не ощущалась. На сцене царствовала статика, причем вполне трафаретно-оперного типа - встал в центр, прижал руки к груди и пой. Так проявляла себя Тамара, так Синодал, подобным же образом - Гудал. Однажды, правда, ему досталось место слева у ступеней, на которых выстраивался хор грузинской песни и пляски (пляски, кстати, так и не состоялись). Во всем господствовала условность старого оперного толка - на свиту Синодала напали и зарезали на заднем плане, а он на первом "метался", не сходя с места, терпеливо ожидая, пока и его убьют, в духе старой доброй вампуки. Происходившее на сцене весьма сложно назвать внятным режиссерским сценическим текстом, так и веяло старой доброй разводкой. Интересовал постановщика, пожалуй, один Демон. Ему придана была большая свобода передвижений - он ходил мимо всех и его не замечали. То был Демон по нынешней моде - в черном пальто, но зато с белокурыми волосами, рассыпавшимися по плечам, мужественный, если не сказать сексапильный, и страдающий. Чудилось в этом нечто концептуальное, но вот что?! Евгений Никитин выглядел чрезвычайно эффектно, хотя несколько грузновато, пел к финалу все лучше и лучше, и природный артистизм его натуры позволил наполнить образ вполне истинным драматизмом. Но это был драматизм вообще. Драматизм сильного переживания. Но переживания чего - ненависти, любви, одиночества, неумения жалеть, собственной вины?

Тамара не менее эффектно выглядела у Татьяны Павловской - тонкая, стройная, в противовес главному герою жгучая брюнетка, - в ней была трепетность, даже нервность и обреченность понимания, что противостоять неотразимому соблазнителю невозможно. Вокал Павловской тоже был трепетным - только уже в смысле тремоляции звука, злоупотребления филировками, когда голос просто исчезал. Жених Тамары Синодал - Евгений Акимов - поразить женское воображение явно не мог, хотя пел сладко, но очень поначалу скучно. Потом прибавил эмоции, но не настолько, чтобы его герою можно было посочувствовать.

В целом осталось впечатление смешанное - восхищение тем, что из этой партитуры можно выжать столько экспрессии. И удивление тем, что возможностями музыкального Маэстро не воспользовался по тем или иным причинам Маэстро театральный. Вдохновенно звучащий оркестр не породил столь же вдохновенного режиссерского решения (не в плане внешних эффектов, обеспеченных художником, а в смысле содержания зрелища). А ведь этого сотрудничества так долго ждали...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;