Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7395) 18 - 24 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительМешочки с новогодними подаркамиВремя традиционных каналов понемногу уходит ТЕНДЕНЦИЯСергей ФОМИН Пока идут споры о том, что делать с нынешним телевидением, с его "большими" и "малыми" каналами, их концепциями, амбициями, рейтингами, понемногу оказывается, что время каналов в том виде, в котором они существуют сейчас, потихоньку уходит. Десять лет технического завоевания эфиров дали нам некое странное образование - ныне мы имеем в открытом эфире три так называемых "больших" канала и несколько "малых", которые вроде бы стремятся походить на большие, иначе их не принимают всерьез. При этом "большие каналы", уравниваемые в своем содержании одним и тем же типом рекламы, направленной на ту самую неопределенную аудиторию, условно называемую "семейной", понемногу превращаются в один, растянутый на три вещательных диапазона. А иначе ведь и быть не могло - аудитория-то одна и та же. И, поконкурировав некоторое время друг с другом, "кнопки" теперь мало чем отличаются друг от друга по уровню программ. Они, программы, запросто могут переходить с одного канала на другой. Телевидение в этом своем виде отработало тот уровень действительности, на который было рассчитано, и теперь, в общем-то, толчется на месте, бесконечно повторяя темы, персонажей, фильмы, которые фигурируют на его нескольких десятках экранов. Все, что появилось на одном канале, обязательно так или иначе появится и на другом. Ничего страшного в этом нет - обыкновенный творческий кризис, от которого не страдает, кажется, никто, кроме зрителя, который может простить многое, но никогда не простит скуки. И при этом, как бы это обидно ни звучало, телевидение, рассчитанное на максимально широкого зрителя, - это телевидение "для бедных", поскольку, как известно, россиянин, кроме всего остального, отличается в массе своей невысоким уровнем доходов. И до тех пор, пока здесь не произойдет радикальных перемен, все наши "телемонстры" будут выдавать зрителю что-то вроде мешочка с детским новогодним подарком, где лежит всего понемногу: новостей, политики, "социалки", развлекухи-познавалки, и все это будет при всей красоте упаковки в общем-то невысокого качества. Даже передачи хорошие сами по себе неизбежно снижают свое качество, будучи представлены в этом наборе "больших" каналов, по которым пока еще судят обо всем нашем телевидении в целом. Ну и еще кино, но оно в этом процессе стоит несколько особняком, потому что приходит на телевидение извне, развиваясь в соответствии со своими собственными интересами. Но мне, в общем-то, все равно, на каком нашем канале я впервые увижу "Титаник", который рано или поздно, но все равно покажут. Все это, может быть, и не стоило обсуждать, если бы то, что рождается сейчас совокупными креативными усилиями задающих общий уровень каналов, раз от разу не выглядело бы откровенным бредом, а это как-то по-человечески обидно. Все-таки телевидение, каким бы оно ни было, пытается отражать нашу, а не чью-нибудь другую жизнь, и никому не хочется, чтобы его держали за среднестатистическую голову рейтингового стада. Мне, кстати, всегда хотелось найти зрительный образ ТВ, и, как мне кажется, он может символизироваться массой тех зрителей, которые сидят в залах, где снимаются "Аншлаги" и концерты Аллы Пугачевой, пусть это и звучит обидно для каждого из них в отдельности. Выход тут один, и он уже найден - сменить эту самую аудиторию, точнее - качественно изменить ее, разделив по интересам, то есть - в специализации каналов. Причем этот процесс уже идет, и идет так естественно, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Прежде всего - это появление канала "Культура" и примерно в одно время с ним совсем вроде бы не схожих по высоте и глубине содержания поп-музыкальных каналов МТV и МузТВ. Но тем не менее в общетелевизионном процессе - это явления одного порядка. Совсем уж недавний пример - канал "Спорт", рождение которого на месте почившего ТВС стало знаком того, что еще один канал, стремящийся выглядеть "по-большому", зрителю уже просто не нужен, как не нужны на обычной кухне сразу две плиты. Заявил о себе как "первый развлекательный" и канал СТС, но его успехи пока не слишком очевидны, поскольку задача перед ним стоит слишком уж непростая - никто точно не в состоянии сказать, что может развлечь нашего столь искушенного зрителя. Специализация дает возможность раскрыть тему глубже и подробнее для заинтересованного в ней зрителя. Именно там открывается новое поле деятельности для талантливых людей, которые не могут существовать без ощущения творческой свободы. А это ощущение неминуемо передастся зрителю, которому совсем не хочется чувствовать себя заложником контрпрограммистских маневров, связанных с большими рейтингами. При этом я не беру пока в расчет совершенно отдельного платного телевидения, которое сейчас вещает вовсю, но пока на узкую прослойку обеспеченного сословия, как и не собираюсь вступать в бесконечную полемику об абонентской плате. Мне как-то не очень хочется, чтобы большинство нынешних рейтинговых передач делались за мой счет уже совершенно беспардонно. Я говорю именно о резерве возможностей открытых каналов, которые будут существовать по-прежнему за счет той же самой рекламы. Но реклама эта будет качественно иной. Сошлюсь в этом на мнение руководителя канала "Рамблер-телесеть"Сергея Савушкина. Этот специализированный познавательный канал начал вещание с января нынешнего года и уже принимается в 300 городах России, приобретя за это время многомиллионную аудиторию. Савушкин считает, что передачи "Рамблер-телесети" "вряд ли будут смотреть всей семьей, и вряд ли к нам придет рекламодатель с продукцией, рассчитанной на домохозяек. Но к нам придет рекламодатель, который, в свою очередь, интересуется этой целевой, конкретной аудиторией. Это мы можем гарантировать и можем именно ее предложить. Таких рекламодателей меньше, это не монстры рекламного рынка, но зато целевая реклама, рассчитанная на целевую аудиторию, может просто стоить дороже...". И именно этот путь представляется сейчас для нашего телевидения наиболее плодотворным. Также в рубрике:
|