Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7395) 18 - 24 сентября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Хаджи-Мурат горой накрылся

В музее-усадьбе "Хамовники" поставили оперу

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото ИТАР-ТАСС


Сцена из спектакля

В преддверии 175-летия со дня рождения Льва Толстого руководство одноименного музея стало думать да гадать, чем бы этаким оригинальным, да еще и способным претендовать на общественное звучание отметить славную дату. И тут возник Ширвани Чалаев со своей оперой "Хаджи-Мурат", написанной в самом начале 90-х, но так и не поставленной. И директор музея Виталий Ремизов ухватился за идею поставить оперу прямо на территории усадьбы Толстого в Хамовниках в день юбилея классика. И поставили. Однако чаемого исторического события не случилось.

Надо сказать, что Толстой с его дидактичностью вообще мало подходит для оперы (в отличие от Достоевского). Из всех оперных версий его сочинений жизнеспособной оказалась лишь прокофьевская "Война и мир" благодаря своей гениальной музыке. "Хаджи-Мурат" - едва ли не самый неоперный толстовский сюжет, да и Чалаев отнюдь не гений. Своеобразный талант этого дагестанского композитора носит достаточно локальный характер, и качества настоящего оперного драматурга вовсе не принадлежат к сильным его сторонам. В отличие от произведений иных жанров оперы Чалаева, как правило, на сцене не приживались (за исключением, наверное, одних лишь "Джунглей" в Детском музыкальном театре Наталии Сац). Взявшись за "Хаджи-Мурата", композитор взвалил на свои плечи задачу неблагодарную и непосильную. Автор либретто В.Дубровский, почти дословно, за исключением финала, следовавший Толстому, увяз в тексте, лишив при этом повесть метафоричности - одного из главных ее достоинств. Пытаясь музыкально интонировать толстовский текст, композитор часто впадает в косноязычие. Лишь в хоровых да оркестровых эпизодах, из которых вполне можно было бы составить концертную сюиту, его музыка словно бы освобождается из текстовых пут и воспаряет.

Кстати, в исполнении оперы именно хор (Государственная академическая хоровая капелла им. А.А.Юрлова под управлением Станислава Гусева) и отчасти оркестр (Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижер - Олег Солдатов) показали наиболее достойный уровень. Среди певцов (все они - солисты Театра "Амадей") можно выделить лишь Валерия Планкина в заглавной партии. Не то чтобы остальные были плохи: просто прочие вокальные партии настолько неинтересны и маловыразительны, что и говорить в общем-то не о чем.

Все это, впрочем, еще надо было расслышать: исполнение шло под нескончаемый аккомпанемент автомобильных гудков и сигнализаций, поскольку действо устроили не в глубине усадьбы, а в ближнем дворе, всего какими-нибудь двадцатью метрами отделенном от улицы, где никто даже и не пытался перекрыть на это время движение. Импровизированную сцену с трех сторон окружили своего рода шатром, под которым также разместили с десяток рядов, оставив остальные под открытым небом. Ни о какой естественной акустике, разумеется, не приходилось и мечтать. Положились на микрофоны, отлаживая их прямо по ходу представления. О настоящем сценическом оборудовании речи тоже идти не могло, поэтому и пригласили Театр "Амадей", привыкший работать на неприспособленных площадках. О том, что перед нами не концертное исполнение, свидетельствовали костюмы, а также две миниатюрные горы по краям сцены, долженствующие изображать место действия. Присутствие режиссера (Олег Митрофанов) ощущалось разве только в финале, приобретая откровенно пародийный характер: Хаджи-Мурата удавливают веревками и накрывают горой, аккуратно перенеся ее с левого края сцены...

К сожалению, проект оказался во многом авантюрой, начисто игнорирующей все и всяческие реалии. Вдобавок ко всему вышеназванному организаторы совершенно не подумали о людях. В разгар сентября вечера холодные (накануне, когда проводили генеральную репетицию, вообще лил дождь с ледяным ветром). В куда более теплых широтах предусмотрены на такой случай пледы, не говоря уж о горячих напитках. В Хамовниках не было ничего, поэтому мероприятие сие далеко не все смогли выдержать до конца. Что касается исполнителей, то у них не было к тому же в отличие от зрителей ни возможности досрочно ретироваться из негостеприимной усадьбы, ни даже закутаться потеплее. Сколько человек по обе стороны рампы в итоге заболело, история умалчивает...

Свое представление организаторы посвятили не только юбилею классика, но и "памяти жертв всех войн на земле Кавказа". Звучит красиво и благородно, но, скажем так, не вполне своевременно. Пока продолжается одна из подобных войн, идея поминания всех жертв как с той, так и с другой стороны имеет не слишком много шансов на общее сочувствие. Тем более что в самой повести Толстого авторские симпатии почти безраздельно отданы чеченской стороне. Но времена романтизации "свободолюбивых горцев" прошли. Время же для объективного, взвешенного подхода к кавказской проблеме наступит, видимо, еще не так скоро. В канун годовщины захвата "Норд-Оста" и на фоне непрекращающихся терактов пафос "Хаджи-Мурата" готовы разделить немногие. Да и опера Чалаева не слишком этому способствует. Невзирая на отдельные музыкальные достоинства, произведение в целом нежизнеспособно, и маловероятно, что его будут ставить еще - разве только к очередной толстовской дате.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;