Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7395) 18 - 24 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаХаджи-Мурат горой накрылсяВ музее-усадьбе "Хамовники" поставили оперу Дмитрий МОРОЗОВ
В преддверии 175-летия со дня рождения Льва Толстого руководство одноименного музея стало думать да гадать, чем бы этаким оригинальным, да еще и способным претендовать на общественное звучание отметить славную дату. И тут возник Ширвани Чалаев со своей оперой "Хаджи-Мурат", написанной в самом начале 90-х, но так и не поставленной. И директор музея Виталий Ремизов ухватился за идею поставить оперу прямо на территории усадьбы Толстого в Хамовниках в день юбилея классика. И поставили. Однако чаемого исторического события не случилось. Надо сказать, что Толстой с его дидактичностью вообще мало подходит для оперы (в отличие от Достоевского). Из всех оперных версий его сочинений жизнеспособной оказалась лишь прокофьевская "Война и мир" благодаря своей гениальной музыке. "Хаджи-Мурат" - едва ли не самый неоперный толстовский сюжет, да и Чалаев отнюдь не гений. Своеобразный талант этого дагестанского композитора носит достаточно локальный характер, и качества настоящего оперного драматурга вовсе не принадлежат к сильным его сторонам. В отличие от произведений иных жанров оперы Чалаева, как правило, на сцене не приживались (за исключением, наверное, одних лишь "Джунглей" в Детском музыкальном театре Наталии Сац). Взявшись за "Хаджи-Мурата", композитор взвалил на свои плечи задачу неблагодарную и непосильную. Автор либретто В.Дубровский, почти дословно, за исключением финала, следовавший Толстому, увяз в тексте, лишив при этом повесть метафоричности - одного из главных ее достоинств. Пытаясь музыкально интонировать толстовский текст, композитор часто впадает в косноязычие. Лишь в хоровых да оркестровых эпизодах, из которых вполне можно было бы составить концертную сюиту, его музыка словно бы освобождается из текстовых пут и воспаряет. Кстати, в исполнении оперы именно хор (Государственная академическая хоровая капелла им. А.А.Юрлова под управлением Станислава Гусева) и отчасти оркестр (Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижер - Олег Солдатов) показали наиболее достойный уровень. Среди певцов (все они - солисты Театра "Амадей") можно выделить лишь Валерия Планкина в заглавной партии. Не то чтобы остальные были плохи: просто прочие вокальные партии настолько неинтересны и маловыразительны, что и говорить в общем-то не о чем. Все это, впрочем, еще надо было расслышать: исполнение шло под нескончаемый аккомпанемент автомобильных гудков и сигнализаций, поскольку действо устроили не в глубине усадьбы, а в ближнем дворе, всего какими-нибудь двадцатью метрами отделенном от улицы, где никто даже и не пытался перекрыть на это время движение. Импровизированную сцену с трех сторон окружили своего рода шатром, под которым также разместили с десяток рядов, оставив остальные под открытым небом. Ни о какой естественной акустике, разумеется, не приходилось и мечтать. Положились на микрофоны, отлаживая их прямо по ходу представления. О настоящем сценическом оборудовании речи тоже идти не могло, поэтому и пригласили Театр "Амадей", привыкший работать на неприспособленных площадках. О том, что перед нами не концертное исполнение, свидетельствовали костюмы, а также две миниатюрные горы по краям сцены, долженствующие изображать место действия. Присутствие режиссера (Олег Митрофанов) ощущалось разве только в финале, приобретая откровенно пародийный характер: Хаджи-Мурата удавливают веревками и накрывают горой, аккуратно перенеся ее с левого края сцены... К сожалению, проект оказался во многом авантюрой, начисто игнорирующей все и всяческие реалии. Вдобавок ко всему вышеназванному организаторы совершенно не подумали о людях. В разгар сентября вечера холодные (накануне, когда проводили генеральную репетицию, вообще лил дождь с ледяным ветром). В куда более теплых широтах предусмотрены на такой случай пледы, не говоря уж о горячих напитках. В Хамовниках не было ничего, поэтому мероприятие сие далеко не все смогли выдержать до конца. Что касается исполнителей, то у них не было к тому же в отличие от зрителей ни возможности досрочно ретироваться из негостеприимной усадьбы, ни даже закутаться потеплее. Сколько человек по обе стороны рампы в итоге заболело, история умалчивает... Свое представление организаторы посвятили не только юбилею классика, но и "памяти жертв всех войн на земле Кавказа". Звучит красиво и благородно, но, скажем так, не вполне своевременно. Пока продолжается одна из подобных войн, идея поминания всех жертв как с той, так и с другой стороны имеет не слишком много шансов на общее сочувствие. Тем более что в самой повести Толстого авторские симпатии почти безраздельно отданы чеченской стороне. Но времена романтизации "свободолюбивых горцев" прошли. Время же для объективного, взвешенного подхода к кавказской проблеме наступит, видимо, еще не так скоро. В канун годовщины захвата "Норд-Оста" и на фоне непрекращающихся терактов пафос "Хаджи-Мурата" готовы разделить немногие. Да и опера Чалаева не слишком этому способствует. Невзирая на отдельные музыкальные достоинства, произведение в целом нежизнеспособно, и маловероятно, что его будут ставить еще - разве только к очередной толстовской дате. Также в рубрике:
|