Любовь к родному пепелищу
Отдел "Общество"
Александр Сергеевич Пушкин и в страшном сне не мог предположить, что его потомки поймут эти поэтические строки так буквально. Однако именно так обстоит дело со многими объектами нашего культурного и исторического наследия. Конечно, строго глядя на вещи, речь идет не о пепелище, а о сносе, но результат-то один и тот же. Памятники истории и культуры - самая незащищенная категория недвижимости, одинаково часто страдающая от природных стихий и пресловутого человеческого фактора. Ежегодно Россия безвозвратно теряет сотни особо ценных объектов. То, что нация должна изо всех сил беречь и охранять, у нас становится причиной громких скандалов и бесконечных судебных разбирательств.
Что скрывать, еще несколько лет назад мы находились во власти утешительной мысли: вот будет принят закон об охране и использовании памятников архитектуры, и беспредел закончится. Увы, сегодня совершенно ясно: Россия может принять хоть десять аналогичных законов - это не изменит варварски-потребительского отношения к объектам истории и культуры, которое столь активно и безответственно пропагандируют власть имущие. Сто очков вперед в этой гонке любому городу России даст Москва - "Культура" неоднократно рассказывала о случаях незаконной приватизации памятников, их сноса или реконструкции, делающей объект неузнаваемым и обесценивающей его историко-архитектурные достоинства. За примерами далеко ходить не надо. В прошлом году при строительстве культурного центра Союза театральных деятелей были снесены сводчатые палаты XVII века. С утратой всех подлинных архитектурных деталей был "реконструирован" дом Лопухиных - Морозовой, выстроенный в середине XVIII века знаменитым архитектором князем Дмитрием Ухтомским. В августе этого года в столице был снесен замечательный неоренессансный дом на Арбатской площади, созданный архитектором С. Эйбушитцем. 15 сентября начат демонтаж гостиницы "Москва", которую столичные власти намерены к 2006 году собрать в прежнем виде, но в принципиально других объемах и на разнице между формой и содержанием выручить не один миллион долларов.
У названных объектов в России найдется множество собратьев по несчастью - созданные талантливыми архитекторами и инженерами разных эпох, они оказались ненужными веку высоких технологий. Многочисленным искусствоведам, историкам, журналистам и просто любителям архитектуры остается только сокрушаться по этому поводу. На собственном опыте они убедились, что остановить махину под названием "приспособление памятника к современным условиям" не могут ни пикеты, ни критические публикации.