Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7399) 16 - 22 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОсенняя песнь королю воздухаМУЗЫКАТатьяна ДАВЫДОВА
"Свидетельство. Киев, 1903 года октября 28-го дня. Дано сие свидетельство в том, что в метрической книге еврейского населения г. Киева за тысяча девятьсот третий (1903) год, ч. I, о родившихся, мужеской графы, под № 725 значится следующая запись: "Сентября восемнадцатого дня, в г. Киеве от отца, окончившего физико-математический факультет Университета св. Владимира с дипломом первой степени Самуила Иоахимовича Горовица и матери Софии (Cони) родился сын и наречен именем Владимир". Печать, подпись. Этот документ, обнаруженный недавно, свидетельствует, что в энциклопедиях ошибка - Владимир Горовиц родился не в 1904, как всюду значится, а годом раньше. Прожил годом больше, умер на год старше. И еще эта метрика за подписью киевского раввина С.Лурье - свидетельство того, что пора отмечать 100-летие пианиста. Первым начал Михаил Плетнев - проехал по пяти городам (Киев, Харьков, Казань, Москва, Санкт-Петербург) с приношением тому, кто на прощание с Россией (где не был до этого 60 лет) сказал, что незачем ему ездить в страну, где есть свои замечательные пианисты. Говорят, имел в виду Плетнева, в тот последний визит делившего с ним рояль Чайковского в Клину. Вдохновился легендарный старик, завещал, благословил... В чудесном этюде "Что знает рояль Чайковского" Юрий Борисов вспоминает, как некогда Рихтер играл с ним в игру "Пианисты и стихии": воздух единогласно был признан вотчиной Горовица, "невесомого, птичьего...". В аллегорическом диалоге Чаиньки (рояля в Клину) и автора текста сказано, что "унаследовал трон Короля Воздуха... Плетнев". В делах Михаила Плетнева не бывает случайностей, и на помощь при постижении его замыслов приходят актуальные воспоминания участников и очевидцев давних событий, числа, творческие и нетворческие параллели, свойства личности - все, что помогает аргументировать наличие города в маршруте тура, опуса в афише... Естественно предположить, что нынче все было так или иначе связано с Горовицем. Отчасти да. Но это имя, к которому Плетнев решил усилить интерес масштабной акцией, - также повод акцентировать внимание к самой Музыке, отличной от той, что звучит лишь громом канонизированных имен, а на деле оказывается, как говорил Копленд, "международным ширпотребом". Концерт в Большом зале Московской консерватории в рамках тура к 100-летию Горовица закономерно вызвал размышления об общности и различиях между Плетневым и его выдающимися (выделяющимися из) предшественниками. Он не наследник, ибо шел своим путем и ушел дальше. Среди общностей Горовица и Плетнева - "несолидный", "недостаточно ценный" в историко-художественном смысле репертуар или игра не "как положено". "А кто знает, как нужно играть Моцарта?" - вопрос 13-летнего Миши на первом уроке у Е.Тимакова в ЦМШ. Речь шла о ре-минорном концерте, звучавшем нынче в БЗК. Теперь ясно, как нужно играть Моцарта: рояль - правым боком к залу, весь оркестр (РНО) - левым. Остальное лучше один раз услышать, чем пытаться представить с пересказа. Рондо ре-мажор - изящная иллюстрация к портрету, с которого, хитро прищурившись, глядел в зал озорной мафусаил Горовиц. И совсем иное - музыка Баха в первом отделении. Партита ми-минор - первая "живая" запись Плетнева на "Мелодии", БЗК, октябрь, но 25 лет назад. И снова "Осенняя песнь песней" в адрес Вселенной. Будто грустный одинокий Бах музицирует в пустом доме, причем на "Стейнвее". Романтическая динамика, все признаки умной органной регистровки, щедрая педаль, всяческие рубатности, неведомая консервативному уху мелизматика. Переживания конкретного человека и никакой барочной опосредованности. Главный смысл - растрогать, зацепить, озадачить. Чудится и горовицевское - непринужденность и огромная свобода (но, согласно Горовицу, "фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств", у Плетнева же еще и богатые философско-теологические выкладки). Что-то и вдруг по-чайковски, но органично - всему виной итальянские традиции, что были важны и милы как Баху, так и тому, кого Плетнев называет любимым композитором. Дальше - Чакона Баха - Бузони - океан плетневской мысли, озаренной искренним, неутрированным чувством. Слушателем Плетнева быть и отрадно, и трудно - не всем художественный результат в его целостности доступен, легче доходят лишь понятные, знакомые или, напротив, удивляющие внешним (!) несходством с привычностью элементы. Он возвысился над фейерверком виртуозности Горовица ("Проклятие виртуозности в том, что она не может породить ничего, кроме виртуозности", - писал Хиндемит) и возвысил свою роль соавтора. Расхожее мнение: Плетнев играет любую музыку так, будто сам ее сочинил. Берите выше - он и слушателя принуждает к сотворчеству, не намереваясь лишь развлекать, но требуя от нас редчайшего сочетания "художественной догадки и интеллекта", добавлю - интеллекта современного. Также в рубрике:
|