Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7399) 16 - 22 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПятки Ахиллеса"Осада" Евгения Гришковца во МХАТе им. Чехова Ирина ЛЕОНИДОВА
Художественный руководитель чеховского МХАТа Олег Табаков продолжает поиски молодых драматургически-режиссерских имен, которые еще театром не охвачены. Можно успокоиться - их много. Но первым обретением нового мхатовского сезона стал небезызвестный Евгений Гришковец, выступивший в двух ипостасях сразу - автора и постановщика. Впрочем, в программке он скромно поименовал себя "автором спектакля", а явившись перед публикой в прологе представления, заявил, что все это - плод коллективного импровизационного творчества участников постановки. О Гришковце, кажется, все уже давным-давно сказано, причем куда больше лестных и комплиментарных фраз, нежели критических реплик. Его любят, он - феномен и мастер, вера и надежда. Он явился слишком неожиданно и по-хорошему "экзотично". Но, увы, экзотики не бывает много, иначе она неизбежно перемещается на территорию "общего места". Евгений Гришковец безусловно талантлив и также безусловно однообразен. Особенно в последнее время. Впрочем, это охотно выдается за неповторимость манеры и стиля. Меняются тексты и темы, но формы остаются прежними, узнаваемыми с полувзгляда. Его тексты - наивные "потоки сознания", с бесконечными житейскими "ну", "ага", "угу", "это вот" и прочая, и прочая. Из его собственных уст это звучит искренне, откровенно и заманчиво, потому что имеет личностный оттенок. Но дай его текст актерам (любым!), и они моментально становятся "клонами" автора - те же интонации, то же сбивчивое косноязычие, только, по ощущениям, тщательно отрепетированное. Когда в прологе мхатовской "Осады" Гришковец по-домашнему вышел на сцену и в своем привычном амплуа застенчивого простака заговорил о задержке спектакля и отключении мобильников, показалось, что это некий прием "камертона". Он взял свое "ля", немного подержал и передал актерам. Спектакль "Осада" - о войне, причем о войне как о мифе, вневременной и бесконечной. О личном и сегодняшнем ощущении этой темы, хотя изначально Гришковец шагнул далеко, обратившись к гомеровской "Илиаде", античным же мифам и их героям. Получилась пародия, не лишенная занимательности, но насквозь пропитанная духом студенческих представлений. Герои мифов, не представляясь под своими именами, частично присутствуют на сцене (плотненький приземистый Икар - Максим Какосов, Ахиллес со свой пятой - Александр Усов). Остальные же, изрядно приниженные до уровня наших неказистых соотечественников, оживают в рассказах Ветерана (Виталий Хаев), которыми он навязчиво потчует абстрактного Юношу (Олег Соловьев). Так вот и сидят они друг против друга весь спектакль, первый - в потрепанной одежонке и лысый, второй - модный и кудрявый, с выкрашенными прядями. И Геракл, обращенный в Бубнилу, чистит в рассказах деревенскую конюшню. И Сизиф в облике недалекого селянина незнамо зачем катит в гору свой камень. В общем, сюжетец на тему рассказа Дяди: "Богатыри - не вы". Мораль сей басни? В том, что все на свете повторяется? Ну, наверное. Свеженькая такая мораль. А между тем монологи сидящих то и дело разбиваются явлениями трех Воинов под порядковыми номерами (первый - Игорь Золотовицкий, второй - Валерий Трошин, третий - Александр Усов) в смешных одеждах с намеком на "седую старину" (костюмы и сценография Ларисы Ломакиной). Осаждающие некий город древние солдатики очень разные - есть и рефлексирующие, есть и тупо верящие в то, что "наше дело - правое". Что-то там между собой они пытаются понять о войне и мире, жизни и смерти и прочих высоких материях. Но, взобравшись на помост-корабль-песочницу (игра все-таки!) и приблизившись вплотную к публике, начинают отчаянно комиковать в духе кавээнных реприз и приемчиков. Это смешно, ничего не возразишь. Но не всегда адекватно сути происходящего. Есть и музыка, поданная в качестве Высшей силы (живой оркестрик в составе Ирины Лавриной, Алексея Балабанова и Евгения Щербакова), и наивные рукотворные облачка-стрелы-молнии (сколько всего подобного кочует у Гришковца из спектакля в спектакль), и явления поющей Богини (Елена Гришковец). К счастью, синтез иронии и серьеза в атмосфере угадывается. Как и то, что атмосфера эта не слишком свежа - уже в который раз Гришковец, как истинный "мэтр", возобновляет и модернизирует свои старые спектакли. Право же, он достоин своего театра - соответствующего стиля и уровня. Тем более что собрать его творения по Москве в одно место труда не представляет. Только отыщется ли тот, кто окажется в силе пересмотреть их все подряд. А так, пришел теперь во МХАТ, и одного будет вполне достаточно. Также в рубрике:
|