Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7399) 16 - 22 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаДеревянная прялка и миражи-невесты"Dance Inversion"-2003 Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Фестиваль представил наследство, оставленное ему его предками - ADF и Фестивалем современного европейского танца, - российскую программу, некогда носившую название (ставшее сегодня брендом) "Русский вечер ". Впервые подобная акция прошла пять лет назад на сцене Театра имени Моссовета. Длилось это действие часа три или четыре и собрало на одних подмостках все достойное, что успел накопить к тому моменту российский contemporary dance. То была мелкая россыпь очень талантливых и менее талантливых выступлений, динамично сменявших друг друга (участников было много). "Dance Inversion"-2003 уравнял отечественный танец в правах с международной программой, выделив ему в своей афише целых четыре дня. Три из них отдав бесспорно лучшим - "масочникам" (лауреатам премии "Золота Маска") Татьяне Багановой, Ольге Пона и Сергею Смирнову, четвертый - троим менее известным хореографам. Открывал русскую программу лидер отечественного contemporary dance Екатеринбургский театр "Провинциальные танцы". Спектакль Татьяны Багановой "Полеты во время чаепития" приехал в Москву уже в третий раз и вновь впечатлил и богатством сценического антуража, и буйством фантазии, и сильной техникой танцоров. По мрачной сцене двигались то жуткие ведьмы и вороны, то карикатурные мещане и мещаночки, вальяжно покуривающие во время танца, то ленивые растрепы, утрирующие неловкую пластику шагающих кукол. У правой кулисы жужжал заводной голубь, летающий по кругу. При внимательном рассмотрении птичка оказывалась поросенком. Если в мире, придуманном "Провинциальными танцами", право на полет имеет только свинка, кто тогда все остальные?
"Полеты во время чаепития" похожи и на готический ужастик, и на забавный мультик, и на едкий шарж. Татьяна Баганова завлекает загадочными метафорами, играет контрастами. Виолончельные вариации на темы Баха звучали вперемешку с аргентинским танго. За гротескными шагами на полусогнутых следовали каскады виртуозных вращений и рапидных парений. Мелькали парчовые платья, развевались космы париков, чадили сигары. Порой спектаклю не хватало стиля и вкуса. Но дурновкусие в "Полетах" - одно из условий игры, предмет пристального исследования. Результаты остроумны и драматичны. Жирный, упитанный поросенок в руках - гораздо лучше юркой синицы, не говоря уже о журавле в небе. Баганова провоцирует зрителей на множество ассоциаций и упрямо гнет свою линию. Во всех ее спектаклях женщины всегда сильнее мужчин. Героини "Полетов" - властные невесты, настаивающие на своем счастье. Ханурики-женихи притворно послушны. Свадебный наряд на заднике сцены - всего лишь мираж (художник - Ольга Паутова). А настоящее платье, подвязанное за веревочки к колосникам, - не что иное, как орудие пыток. Кто его надевал, превращался в безвольную марионетку. Неподвижная кукла-невеста быстро перебирала ножками, но никого не догнала. Закончилось все плохо. Ведьмы, куклы и вороны разбрелись по местам, отпылали бенгальские огни, с русалочьих волос пролились целые водопады, а у механической летающей свинки наконец-то кончился завод. Тема женского ожидания всегда тревожила и Ольгу Пона (Челябинский театр современного танца), хотя ее постановки решали наболевшую проблему куда более банально. Невесты в платочках и валенках тщетно ждали женихов у заиндевелых окошек ("Ожидание"). На сей раз хореограф сменила настроение. На "Dance Inversion" челябинцы показывали танцевальные сценки "Поезд" - про всевозможные недоразумения в дороге. Кто-то нагло лезет на чужую полку, выстраивается очередь в туалет, мимо фланирует вертлявая проводница, а за окном, не без помощи кинопроектора, проплывают бескрайние российские просторы... Бесконечность пути символизирует прялка - упитанный машинист раскручивает деревянное колесо (оно же, вероятно, колесо поезда). Ольга Пона, как акын, рассказывает на сцене то, что видит вокруг себя в повседневной жизни. И не предлагает никаких открытий ни своим актерам, ни зрителям. Единственную мужскую интонацию в русскую программу "Dance Inversion" внес "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова (Екатеринбург). Показали уже знакомый москвичам по-эстрадному бодрый "Голос" и новую постановку "Выход". В спектакле, посвященном памяти Евгения Панфилова, "Эксцентрик-балет" освоил непривычную для себя, совсем не эксцентричную пластику. Смирнов оказался чуть ли не единственным балетмейстером нынешней русской программы, тяготеющим к бессюжетной хореографии. И все-таки у отечественного contemporary dance - женское лицо. По преимуществу лицо одинокой, покинутой, тоскующей в ожидании "своего" мужчины женщины. Впрочем, "женщины на грани нервного срыва" (так, кстати, называется фильм "культового" испанского режиссера Альмодовара) - любимые персонажи европейских художников, в том числе и хореографов, и не только женского пола, но и мужского. Достаточно вспомнить спектакли бельгийца Яна Фабра, еще одной культовой фигуры дня сегодняшнего. В одном из его моноспектаклей, показанных года три назад в рамках Фестиваля европейского танца, героиня в подвенечном платье боролась с одолевавшими ее огромными пауками (символизирующими мужчин), а в другом - томилась, лежа на кушетке, и периодически топтала ногами ореховые скорлупки (действие, очевидно, тоже фрейдистского характера). Два спектакля из включенных в "Вечер современной хореографии" (так называлась завершающая часть российской программы) - "...он придет, когда пойдет снег" Елены Конновой и "Странные люди" танцевальной группы из Самары "Скрим" - затрагивают эту "нестареющую" тему. Первый решен в ироническом ключе, в финале на двух исполнительниц, одна из которых сама Коннова (она же сценограф), сыплются с потолка белые бумажные хлопья. Второй, поставленный Эльвирой Первовой (ее же костюмы) на музыку группы "Reel", - развернутая получасовая метафора состояния ожидания, являющегося, говоря по совести, общим местом современной хореографии. Здесь бросаются ничего не значащими фразами, говорят монотонными голосами, маются в серой, беспросветной тоске и демонстрируют вполне приличную танцевальную технику. Групповые танцы очень напоминают мастер-класс, а хореография изобилует цитатами. Но наряду с этим в спектакле есть несколько вполне оригинальных эпизодов и подкупающая искренность исполнения. В балете Конновой, хореографа из Челябинска (теперь москвички), ожидание двух женщин уже не столь тоскливо, в спектакле много трюков, гэгов, клоунады, эксцентрики, но меньше танца. "Ждет", собственно говоря, одна из двух женщин, вторая ей только мешает, встревая в отношения соперницы с двумя мужчинами. Едва первая женщина образует с партнерами слаженное трио, другая непременно разрушит его своим вторжением. Женщины в спектакле индивидуализированы, мужчины - нет. Возможно, они только фантомы, порожденные дамским воображением, не лишенным юмора и изобретательности. Но к тому, как двигаются (если не употреблять слово "танцуют") исполнители, можно предъявить определенные претензии. Третья работа - "Пространственная интерактивная сценография" Ольги Кумегер (Москва) под названием "CITI_ZEN", открывшая вечер, - к танцу вообще не имеет никакого отношения. Это довольно выспреннее и претенциозное произведение, надуманное и монотонное. Двое исполнителей (он и она) под аккомпанемент различных звуков, музыки, поэзии, фраз и их обрывков, звучащих на русском и английском языках и возникающих на экране во французском написании, принимают разные, но не разнообразные позы, а на их тела проецируются всевозможные видеоизображения. Лица, руки, ноги, торсы становятся видеоэкранами. Исполнители "вбирают" в себя изображение или, наоборот, "входят" в него. Но в спектакле это мало что меняет и не искупает отсутствия драматургии, делающей эту работу бесконечным, изматывающим зрителя действом. Кстати, помимо автора "Пространственной интерактивной сценографии" Ольги Кумегер, у данного перформанса есть и хореограф, затесавшийся в женскую компанию этого вечера, А. Андрианов (он же и исполнитель). Если сравнить спектакли Конновой и Первовой с "интерактивной сценографией" Кумегер, то они окажутся в безусловном выигрыше. Но если взглянуть на них в контексте международного танцевального форума, то они проиграют по всем статьям. Ибо все-таки относятся к разряду домашних радостей. Светлой памяти "русские вечера" тоже включали в свою афишу не одни лишь безусловные работы. Но тогда они "выплескивались" на сцену на волне гордости за сам факт наличия современного танца в России. Сегодня для попадания в международный контекст одной гордости недостаточно. Если вставать в ряд мировой культуры, то "по факту" творчества, а не "по факту" существования. Маленьким семейным достижениям тоже стоит радоваться, но лучше делать это в узком кругу близких. Также в рубрике:
|