Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7403) 13 - 19 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительКорни, ветви и плоды просвещения"Театральный лицей" на канале "Культура" НЕУХОДЯЩАЯ НАТУРАНаталия КАМИНСКАЯ
Цикл из 10 фильмов о Школе-студии МХАТа был осуществлен ее ректором А.Смелянским к юбилею учебного заведения (автор идеи Ю.Рашкин, режиссер И.Доценко, продюсер Я.Каллер). Слово "лицей" в названии возникло, думаю, не только от литературных пристрастий автора. И не только оттого, что "нам целый мир чужбина; Отечество нам...", ибо эти пушкинские строки, конечно же, приложимы к любому другому театральному вузу, будь то Щукинский или Щепкинский и т.д. Однако только мхатовский сохранил в своем названии слова "школа" и "студия", то есть нечто по определению молодое, семейное, намекающее на лучшую пору человеческой жизни. Цикл всеми возможными способами рвется из рамок академического зрелища. Даже классические интерьеры кабинетов, все эти зеленые лампы, темное дерево многоуважаемых шкафов, старинная мебель и прочее нет-нет да и складываются в мозаичный коллаж компьютерного дизайна. Лица всенародных любимцев, вышедших из этих стен, монтируются в узкий визуальный "пенал", окруженный живым и нынешним Камергерским переулком. Музыка начала - хрестоматийная "Синяя птица", но коридоры Школы-студии при этом как бы виртуальны - "брючное" племя нынешних студенток энергично растворяется в стенах, украшенных портретами корифеев. Музыка финала - пахмутовское "Как молоды мы были" с лицом и голосом Николая Караченцова и с суперкадром-рефреном: под косым серым дождем удаляется в глубь Камергерского узкая ефремовская спина, не защищенная плащом. А вот сам Немирович царственно снимает макинтош. А вот Радомысленский, многолетний ректор, знаменитый "папа Веня", покоряет загадочно-импозантной улыбкой. Вот ныне здравствующая легенда Понсов, увенчанный толстовской бородой, - ученик самого Гремиславского, первого, еще "станиславского" завпоста. Вот черно-белый архив российского театра, актеры, режиссеры, они же - профессура, а вот - выпускники, запечатленные в цвете: Баталов, Козаков, Пуговкин, Дуров, Крючкова, Толмачева, Басилашвили, Е.Миронов, Табаков, Безруков... Уникальный историк МХАТа И.Соловьева за рабочим столом. Уникальный педагог уникального отделения костюма Э.Маклакова... Нынешний ректор Смелянский, то появляющийся в кадре, то звучащий за кадром. Академическое перемешано в сериях с сиюминутным, архивное - с остроумно выхваченным из сегодняшней жизни, а традиционно проверенное - с явно апокрифическим. Так, М.Козакову позволено вспомнить, как он в молодости спал на спектаклях с участием А.Тарасовой. А О.Басилашвили - сравнить профессора зарубежной литературы А.Поля с римлянином времен упадка. В серии под названием "Свои и чужие" опасная тема "чистой традиции" (в данном случае незыблемых параметров мхатовской школы) взмывает на острие. Педагоги и выпускники опровергают друг друга прямо в кадре. При этом вахтанговский эмиссар во мхатовском стане К.Райкин (выпускник Щуки, он ныне ведет в Школе-студии актерский курс) выглядит иной раз куда более лояльным, нежели коренные отпрыски школы. Все смешалось в новом времени. Наступила эпоха, когда более важным, чем сохранить отдельно взятую традицию, становится труд - аккумулировать все богатство, накопленное отечественной культурой и ее театром. Эта тема - ощутимый, хотя и подспудный лейтмотив "Театрального лицея". Школа-студия как собор ярких личностей, конкретных носителей конкретного таланта, способных еще и передать эстафету ученикам, - вот контрапункт цикла. Временами кажется, что этой теме личности (или роли личности в истории) многое в цикле сознательно приносится в жертву. Например, обычно присущая историко-культурным полотнам плавность, толерантность и интеллигентная взвешенность. Л.Дуров, вспоминая высокорафинированную атмосферу своего ученичества, тут же припечатывает: "Подозреваю, что ныне мы движемся к ПТУ". Выдающийся художник В.Левенталь, ведший не так давно в Школе-студии курс сценографии, громко заявляет: "Я - принципиальный противник платного обучения". Хотя нынешний ректор имеет на данный счет иное мнение и не скрывает этого. Другой замечательный художник - О.Шейнцис, выпускник и педагог Школы, признается, что на вступительных экзаменах вел себя по-хамски. Л.Толмачева тут же дает отповедь М.Козакову: на ее взгляд, у рутины МХАТа 50-х годов был прелестный аромат уходящей натуры. Цикл, поделенный на 10 фильмов, вовсе не держится в каждой серии за единственно заявленную тему. Нет времени - смотри один-два сюжета, и в них обязательно "прорастут" остальные девять-восемь. "Ветви и корни" напрямую связаны со "Своими и чужими", "Юность - это возмездие" и "Сопластники" пересекаются в теме драматичной судьбы таланта. "Островок в Камергерском" - это личности, которым посвящены все 10 серий. "Волшебная коробочка" - о постановочном факультете, но в кадре непременно и те, кто населяет коробку сцены, то есть артисты. "Экран и сцена" - о том, как Школа-студия, до последнего времени карая студентов за съемки, подарила отечественному кинематографу непостижимое актерское богатство. Самые же "продвинутые" и самые неожиданные - две последние серии: "Американский десант" и "Аlma mater". Американцы в Камергерском - излюбленный "камешек" в нынешний мхатовский огород. Чужие-пречужие в стане русского психологического театра! Однако "свой" Евгений Миронов только что признался в кадре: Голливуд чтит систему Станиславского куда больше, чем все мы вместе взятые. А наши педагоги не устают поражаться нездешней жажде знаний и темпам их освоения у новых студентов. Аlma mater - и вовсе документальное хулиганство. Перед нами снятые на пленку вступительные экзамены на актерский факультет. Самое интересное, что читают не Пушкина и Толстого, а какие-то современные тексты. Много смешного. Педагоги хохочут, и человеку несведущему может показаться, что ежедневный многочасовой отбор талантов - сплошное развлечение. Однако хочется всмотреться в эти новые лица: кто знает, а вдруг они оформятся в крупные планы седьмого десятилетия Аlma mater? Между прочим, слова "лицо" и "лицей" - однокоренные. Все логично. Также в рубрике:
|