Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7403) 13 - 19 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрНехорошая квартира на двоихПермский театр "У моста" в Москве Наталия КАМИНСКАЯ
Пермяки появились в столице с Островским, Гоголем, Булгаковым и Ниной Садур на излете октября, когда одна критическая волна билась о берега "Балтийского дома", а другая набирала высоту для NET (Нового европейского театра), грядущего в ноябре. Фестивали ныне куда моднее гастролей, хотя гастрольная жизнь потихоньку налаживается. Но пока она налаживалась, театры, кажется, почувствовали вкус к жизни фестивальной. Она совсем другая, эта жизнь. Задача показать себя - лишь одна составляющая фестивального смысла. Другая, не менее значимая, - попасть в обойму. Чем фестиваль громче и престижнее, тем дороже место в списке участников. Даже если провалились, если попали случайно, все равно есть чем гордиться. Гастроли же - рандеву, один на один, я показываю - вы смотрите, и никакого "багета", никакого "гарнира". Пермский муниципальный театр "У моста", руководимый Сергеем Федотовым, имеет здоровое студийное прошлое (начинал в ДК "Мандатом" Эрдмана). Ныне в его афише - пять спектаклей только по Гоголю. А еще - Шекспир, Гольдони, Островский, Достоевский, Уильямс. Есть и Булгаков, причем самое каверзное для театра сочинение - "Мастер и Маргарита". В сценических кругах бытует мнение, что все, кто связался однажды с этим произведением, обязательно вплетаются в цепь мистических злоключений: получают потусторонние телеграммы, теряют голоса, ломают конечности и прочее. Есть, впрочем, в булгаковском романе и другая каверза: чуть не попал в тон, и расцветают на сцене или мощный китч, или сладенькая мелодрама, или развесистое морализаторство. Сергей Федотов, однако, рискнул. Зал Театра Наций, где проходили гастроли, был в тот вечер до отказа забит молодежью (случайно ли, из интереса ли к культовому роману?). И пермская версия "Мастера и Маргариты" оказалась именно молодежной. По духу. По интонации. По легкости обращения с потусторонними силами. По "пяти пудам любви". Это все к вопросу о верном тоне. В каком слое многослойного романа какой тон верен? Есть любовная линия, есть мистическая, есть библейская, есть сатирическая - и в какой части преуспеть за три часа сценического времени? Сатирическую часть режиссер убрал, но интонацию удивительным образом сохранил. Она оказалась разлита в самых неожиданных диалогах: не только Берлиоза с Бездомным, не только Воланда с вышеозначенной парочкой, но и Мастера с Бездомным, и Мастера с Маргаритой. Летучая прелесть булгаковского текста легко и органично присвоена актерами, и это - первый плюс федотовской постановки. Второй плюс - ирония по отношению к инфернальным материям. Не насмешка, а именно ирония, дающая необходимую свободу театральных превращений. Сценографический минимализм (оформил спектакль тоже С.Федотов) здесь как нельзя кстати. Только Берлиоз (И.Маленьких) развел атеистические речи, а справа тихо открылся черный люк и чуть запахло дымком. Беседка с колоннами, из которой прошествовал Пилат (А.Курганов), - точь-в-точь архитектурная поделка в парке культуры и отдыха. Повернулась обшарпанным боком - и вот вам психлечебница (они, как известно, до сих пор гнездятся в графских развалинах). Немного алого света, алой материи - и, пожалуйста, бал, а тут же - и мебель из "нехорошей" квартиры. Этот минимализм странным образом работает на объем. Булгаковская мысль о сопредельности миров становится осязаемой и ведет дальше, к Гофману с его "немузыкантами", не видящими того, что является "музыкантам". Еще один плюс - просто и точно играют актеры. Маргарита (С.Безматерных) красива, но при этом и с характером. Мастер (он же Иешуа) - А.Пудов тонок, взнервлен и абсолютно беззащитен. Что самое удивительное, на нынешней сцене эта пара вовсю играет любовь, причем одухотворенную. Абсолютно точны и даже как бы узнаваемы нелепый Коровьев (А.Лепихин), загадочно-опасный Азазелло (М.Юрченко) толстый философ Бегемот (С.Семериков) и Воланд (М.Чуднов) - усталый дядя с острым взглядом. На этом спектакле настойчиво посещает нас одна мыслишка, не раз, впрочем, и не мне одной приходившая в голову. "Мастер и Маргарита" - вовсе не эпохальный литераторский труд, а пронзительно щемящая история о любви и вере. От таких историй при чтении сладко замирает именно молодое сердце. Все же, что касается материй художника и власти, было да прошло (дай Бог, не временно). Зато есть вечная драма взаимоотношений художника с миром и собственным "я". Есть сила и слабость, поденщина и озарение, суета и служение. В самом финале, однако, Мастер и Маргарита мирно сидят на диванчике Берлиоза. Неужто "нехорошая квартира"? Похоже на то. Но кто может с точностью утверждать, что любовь и вдохновение даруются только Богом? Также в рубрике:
|