Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7403) 13 - 19 ноября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Осада по красной линии

ГМИИ им. А.С.Пушкина рискует потерять часть своих территорий

НАСЛЕДИЕ

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Евгения СИНЕВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


"Бизнес-центр против Музея изящных искусств. Нарушение юридических и моральных норм!" - так называлась пресс-конференция, прошедшая в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Прославленный музейный руководитель Ирина Антонова экстренно собрала журналистов, чтобы в очередной раз поведать широкой общественности о незаконном вторжении коммерческих структур на территорию ГМИИ.

Конфликт между крупнейшим российским музеем и Московской государственной картинной галереей народного художника СССР Александра Шилова подробно освещался СМИ полтора года назад. Тогда ГМИИ получил от Москомзема ненавязчивую просьбу "поделиться" шестью сотками - именно столько не хватало инвестору галереи для того, чтобы построить коммерческий комплекс. Компания "Тверская Файненс Б.В.", которую, к слову, возглавляет бывший вице-премьер Правительства РФ Олег Лобов, привыкла действовать с размахом и в обмен на новое учреждение культуры получила у Москвы разрешение построить два семиэтажных офисных здания, торговый центр и четырехэтажную подземную автостоянку. ГМИИ, не одно десятилетие вынашивавший планы создания на Волхонке музейного квартала, этим проектом был просто возмущен, ответил Москомзему гневным письмом и попросил защиты лично у мэра Москвы Юрия Лужкова. После этого бизнесмены перестали беспокоить музей. Как теперь выясняется, они не отказались от своих намерений, но решили пойти другим путем. Вместо того чтобы согласовывать свои действия с музеем и пытаться договориться полюбовно, они попросту начали стройку. В их активе - все необходимые согласования московских проектных и хозяйственных ведомств. Уже вырыт котлован четырехъярусной подземной автостоянки и воздвигнута часть остова будущего здания. О том же, что строительство комплекса общей площадью 27 тысяч квадратных метров ведется на территории охранной зоны Московского Кремля и потому все архитектурные вмешательства должны согласовываться в Министерстве культуры РФ, бизнесменам, видимо, некогда было подумать.

Основательность подхода к делу "Тверская Файненс Б.В." проявила прежде всего в том, что стала застраивать свой участок строго по периметру, без необходимых отступов, позволяющих "дышать" соседним зданиям. Именно это и возмутило Ирину Антонову - строительство бизнес-центра может не только привести к непоправимым градостроительным ошибкам в уникальной исторической зоне московского центра, но сократить площади будущего депозитария ГМИИ. Сегодня в столице действует так называемое "правило брандмауэра", запрещающее строить здания вплотную друг к другу. Несложно догадаться, что если "Тверская Файненс Б.В." уже строит свой комплекс, то депозитарию, чье возведение начнется как минимум через год, невольно придется отступить в глубь квартала.

"Объясните мне, Александр Сергеевич, как можно было поставить здание на красную линию?!" - гневно обращается Ирина Александровна к г-ну Матросову, начальнику Управления развития и реконструкции уникальных объектов "Моспроекта-2". "Да какие там красные линии, Господь с вами", - изумляется в ответ чиновник. - "Вы не знаете, что такое красные линии, Александр Сергеевич?!" - "Знаю... - признается г-н Матросов. И тут же находит ответ: - Изменятся красные линии, изменятся". Оказывается, планировка Белого города - это такое совершенно условное дело, которое можно изменить в любую минуту. Это хорошо понимает и сама Ирина Александровна, которая с отчаянием в голосе вопрошает: "Неужели во всей Москве не нашлось места для бизнес-центра, да еще с паркингом на четыре этажа вглубь? Ведь Волхонка исторически задумывалась как музейный квартал, здесь нужна пешеходная зона, а не бизнес-центр". Александр Матросов на это резко парировал: "Это вопрос вкуса, Ирина Александровна! Вы хотите видеть здесь музей, но кто-то другой может иметь другие желания!" Очевидно, что кто-то другой имеет и совсем другие возможности, отстаивая свои вкусы и желание заработать на коммерческих площадях прямо напротив Кремля.

Удивительно, но 16 октября в Управлении формирования градостроительных программ Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города при Правительстве Москвы состоялось совещание, посвященное как раз вопросу строительства объектов на земельных участках, сопредельных с территорией ГМИИ. В протоколе читаем: "Техническому заказчику совместно с инвестором реконструкции Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А.Шилова согласовать эскизы реконструкции и строительства новых объектов с руководством ГМИИ им. А.С.Пушкина". Вместо этого, как уже говорилось, было начато строительство - в нарушение всех существующих норм. Не зафиксированы даже изменения градостроительного плана развития территории района Хамовники, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 мая 2002 года. А этот документ, между прочим, принимался как раз для того, чтобы оградить Центральный район Москвы от нового строительства. В общем, как метко заметила Ирина Антонова, "дикий капитализм вновь показал свое лицо".

* * *

Масштабное строительство в историческом центре всегда влечет за собой массу проблем. Страдают государственные интересы - иначе не скажешь, ведь речь идет о крупнейшем музее страны, который остро нуждается в новых территориях. Но страдают и простые граждане, становящиеся жертвами строительной экспансии.

Дом № 9 по улице Знаменка сначала был трехэтажным. В 1871 году его владельцем стал бывший крепостной графа Шереметева купец Кузнецов. Он расширил и надстроил дом, затем открыл в нем меблированные комнаты. Здесь неоднократно останавливался Ф.Достоевский. Так что местом рождения многих героев великого писателя по праву считается не только Петербург, но и Москва. Фасадная часть зданий № 3 - 9 входит в состав охранной зоны Кремля. Все строения квартала - часть объединенной охранной зоны памятников. А с археологической точки зрения Знаменка расположена на территории знаменитого Белого города: здесь и детским совочком копать страшно. Любые изменения в этой зоне допустимы только с разрешения Правительства России, реставрировать здания должны специалисты, никакая реконструкция невозможна.

Однако в 1998 году власти города вывели из списка памятников строения № 3,4. В апреле 2001 года Правительство Москвы приняло постановление о реставрации, строительстве и реконструкции картинной галереи народного художника СССР А.Шилова. Согласно этому документу, под галерейные площади попал весь квартал, с 3-го по 9-й дом.

Работа закипела. В августе 2001 года был снесен дом № 3. Жители дома № 9 успокаивали себя тем, что до них дело не дойдет, а если и дойдет, то имя Достоевского их защитит.

В апреле 2003 года были снесены строения 3 и 4 дома № 7. Началась вырубка деревьев во дворах. В заповедную зону заехала строительная техника. Экскаватор ковшом вынимал землю под котлован, над всем этим красовалась вывеска "Археологические изыскания". Чуть позже жильцы дома № 9 узнали, что по предложению Москомархитектуры тоже включены в единый инвестиционный проект. Обитателям дома стали звонить представители некоей риелторской фирмы, ссылаться на "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" и настойчиво предлагать расселение. Кремлевскую зону никто, конечно, не обещал. Часть жителей сопротивляться не стала, но пять семей решили стоять до конца.

Бои на Знаменке идут совершенно советские. Вырубку деревьев у себя во дворе поклонники Достоевского предотвратили буквально собственными телами. Пробивная сторона в ответ заполучила разрешение экологов. Тогда жильцы заказали обследование "Мособлремстройпроекту" и получили заключение: износ 14-метрового фундамента - 20 процентов, износ полутораметровых стен - 30 процентов. ДEЗу рекомендован капитальный ремонт. Но в приватной беседе ДEЗ объясняет жильцам, что они идут под расселение и под снос, так что ремонтировать дом никто не собирается.

Жильцы подают иски в суды. Рассмотрения дел бесконечно откладывается. Московское городское отделение ВООПИК признает, что с памятниками так обращаться нельзя, но общественная организация не имеет полномочий для прекращения строительства.

"Наше мнение совпадает с мнением Правительства Москвы, - сразу задал тон разговору Александр Соловьев, начальник управления контроля охраны и использования памятников истории и культуры Главного управления охраны памятников г.Москвы. - Памятников на территории строительства бизнес-центра не было. Проблема Знаменки социальная: люди живут возле Кремля и уходить не хотят. По-человечески их можно понять. Прокуратуры пока ничего незаконного в строительстве торгового комплекса не нашли. Согласование проектной документации продолжается. Мы что можем - делаем. В строении 1 дома № 7, например, обнаружены сводчатые подвалы, инвестор оповещен о том, что должен их сохранить и реставрировать. Договор с археологами есть. Но если Москву превращать в археологический раскоп, в городе не будет ни квартир, ни магазинов".

КОММЕНТАРИЙ

    

Алексей КОМЕЧ, директор Государственного института искусствознания РАН:

- Район улиц Знаменка и Волхонка в последние годы переживает просто невероятный строительный бум, жертвами которого стал уже не один памятник архитектуры. Здесь всегда существовала невысокая застройка, а теперь внутри квартала строятся огромные здания, которые, если угодно, выворачивают наизнанку исторический масштаб, издевательски относятся к принципу поквартальной организации микрорайонов. Строительство по границе участка является агрессивным, отнимает пространство у соседних участков, особенно когда возводится семиэтажное здание. Между тем это охранная зона Кремля, и по закону любое новое строительство здесь запрещено. Как минимум до каких-либо действий все проекты должны обсуждаться в Министерстве культуры РФ. Бессмысленно кого-то обвинять в том, что сегодня происходит на Знаменке: те, кому наш протест должен быть адресован, его проигнорируют, как всегда это делают. Красноречивее всего об этом свидетельствует тот факт, что на руках у инвесторов есть все согласования московских инстанций. Единственное, что мы можем сейчас сделать, - так это добиваться рассмотрения проекта бизнес-центра на Знаменке в Министерстве культуры РФ.

    

Евгений СОСНОВСКИХ, академик РАН, председатель Московской социально-экологической федерации:

- Данные земли являются наиболее сложными и опасными с гидрогеологических позиций. В период строительства будет оказано воздействие на геологическую среду: срезка почвенно-растительного слоя и вертикальная планировка, проходка котлованов и выемка грунта. Эти действия вызовут движение Боровицкого холма, разрушение грунтов, прорывы плывунов. Масса сооружения неминуемо спровоцирует осадку и вызовет изменение напряженно-деформированного состояния Боровицкого холма в целом.

Также в рубрике:

НАСЛЕДИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ИМИДЖ – ВСЁ!

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;