Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7403) 13 - 19 ноября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Не надо оваций

Мюзикл "12 стульев" в МДМ

Анна БУЛЫЧЕВА
Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Мюзикл в России всегда был импортным продуктом. Даже если в нем задействовались местные силы, основа, музыкальная и драматическая, а нередко и постановочная все равно была "оттуда". Случались, правда, у нас и собственные удачи локального масштаба, так и не перешагнувшие за рамки репертуара театров музыкальной комедии. Между тем мюзикл - не просто определенного типа музыка и драматургия, но и собственные правила функционирования жанра, включающие в себя специально собранную под данный проект труппу и соответствующую раскрутку. Мюзикл - это прежде всего индустрия. И только потом - искусство (если это "потом" вообще наступает).

Мюзикл как индустрия развивается у нас семимильными шагами с момента премьеры "Метро". Развивается главным образом на иноземном материале. Два года назад случился прорыв: появился первый полноценный и конкурентоспособный отечественный мюзикл, ставший не только успешно раскрученным брендом, но и явлением искусства. Речь, понятное дело, о "Норд-Осте", чья судьба оказалась столь трагична. Новый проект "12 стульев" позиционировался как едва ли не второй "Норд-Ост".

Премьера "12 стульев" во Дворце молодежи рекламировалась долго и профессионально. На славу поработали производители сувенирной продукции, создав такие шедевры, как "ключ от квартиры, где деньги лежат", "наглазник васюкинского шахматиста", "бриллианты мадам Петуховой" и копилку "Заграница нам поможет". В фойе желающие покупают на аукционе стул, режут сиденье ножом и вынимают приз от "Космос-золота". На сцене работают тридцать шесть хорошо выученных актеров: тексты Александра Вулых отскакивают от зубов, музыка Игоря Зубкова озвучивается от первой до последней ноты, хореография Егора Дружинина оттанцовывается дружно и энергично. Словом, все вроде бы как надо. Вопрос только - зачем это надо, если на "12 стульях"... совсем не смешно?

Похоже, авторы спектакля ставили перед собой одну-единственную задачу - перетащить на сцену советское искусство 1920 - 1930-х годов. Сегодня же страсть как модно оформлять рекламные листовки в духе Маяковского, а на "Светлый ручей" в постановке Ратманского и Мессерера просто билетов не достать (кстати, суперзанавес "12 стульев" очень напоминает суперзанавес "Ручья"; явно оттуда же и фигура кавказца в сцене первомайской демонстрации). В "Стульях" советское искусство используется широкомасштабно и на каждом шагу. Декорация Анатолия Исаенко воспроизводит знаменитую башню Татлина, на палубе парохода Ося и Киса встречают окающего Максима Горького (этот "матерый человечище" - едва ли не единственная яркая роль во всем спектакле), вместо плаката с "сеятелем" Остап предъявляет заказчикам большой-пребольшой "Черный квадрат".

Среди других новшеств относительно романа - призрак тещи, преследующий Ипполита Матвеевича. А в финале нас ждет открытие, что невинно убиенный О.Бендер - этакий архетипический персонаж, сродни Дон Жуану, без которого всем плохо. И посему он просто не может умереть. И вот выходит Остап к скорбящим по нему гражданам, весь такой просветленный, костюмом посветлевший, и поет им, что "жизнь прекрасна"...

Как известно, "старые песни" должны быть "о главном". Если бы так! Пробегая по эпизодам романа, поэт Александр Вулых вдохновился главным образом абсурдом советской жизни, и его стихи запоминаются лишь прикольной бессмыслицей словосочетаний типа "заоблачная могила" - это самое смешное из всего, что звучит со сцены.

Ругать постановщиков за злоупотребление сценическими эффектами было и остается хорошим тоном. Увы, постановщиков "12 стульев" в этом отношении ругать не за что, и посему реплика "Эффектно!", которая неоднократно слышится со сцены, повисает в воздухе. На пресс-показе, впрочем, нежданно возник один эффектный момент, авторами не предусмотренный: пока Киса на сцене пускал скупую мужскую слезу, в зале, вторя ему, заплакал чей-то голосистый ребенок.

Музыка тоже не слишком эффектна. Вместо полноценного оркестра "Норд-Оста" в яме сидит маленький ансамбль. Игоря Зубкова, видимо, изначально сориентировали на стилизацию, то есть на перепевы "старых песен". Музыка напоминает то марши Исаака Дунаевского, то "Поручика Голицына", то что-то из американских мюзиклов. Мелодические обороты, уже неоднократно "бывшие в употреблении", настолько стерты, что решительно не желают прилипать к ушам.

В общем, говоря словами великого комбинатора, не надо оваций. Второго "Норд-Оста" не получилось. Прекрасное "потом" так и не наступило: индустрия не перетекла в искусство. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо.

Также в рубрике:

ОДНА НЕДЕЛЯ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПРЕМЬЕРА

КИНО

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ

ДЕЖУРНЫЙ ПО МУЗЕЯМ

ЮБИЛЕЙ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

АЛЬМА-МАТЕР

ПАМЯТНИК

MEMORY

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;