Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7403) 13 - 19 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяНе надо овацийМюзикл "12 стульев" в МДМ Анна БУЛЫЧЕВА Мюзикл в России всегда был импортным продуктом. Даже если в нем задействовались местные силы, основа, музыкальная и драматическая, а нередко и постановочная все равно была "оттуда". Случались, правда, у нас и собственные удачи локального масштаба, так и не перешагнувшие за рамки репертуара театров музыкальной комедии. Между тем мюзикл - не просто определенного типа музыка и драматургия, но и собственные правила функционирования жанра, включающие в себя специально собранную под данный проект труппу и соответствующую раскрутку. Мюзикл - это прежде всего индустрия. И только потом - искусство (если это "потом" вообще наступает). Мюзикл как индустрия развивается у нас семимильными шагами с момента премьеры "Метро". Развивается главным образом на иноземном материале. Два года назад случился прорыв: появился первый полноценный и конкурентоспособный отечественный мюзикл, ставший не только успешно раскрученным брендом, но и явлением искусства. Речь, понятное дело, о "Норд-Осте", чья судьба оказалась столь трагична. Новый проект "12 стульев" позиционировался как едва ли не второй "Норд-Ост". Премьера "12 стульев" во Дворце молодежи рекламировалась долго и профессионально. На славу поработали производители сувенирной продукции, создав такие шедевры, как "ключ от квартиры, где деньги лежат", "наглазник васюкинского шахматиста", "бриллианты мадам Петуховой" и копилку "Заграница нам поможет". В фойе желающие покупают на аукционе стул, режут сиденье ножом и вынимают приз от "Космос-золота". На сцене работают тридцать шесть хорошо выученных актеров: тексты Александра Вулых отскакивают от зубов, музыка Игоря Зубкова озвучивается от первой до последней ноты, хореография Егора Дружинина оттанцовывается дружно и энергично. Словом, все вроде бы как надо. Вопрос только - зачем это надо, если на "12 стульях"... совсем не смешно? Похоже, авторы спектакля ставили перед собой одну-единственную задачу - перетащить на сцену советское искусство 1920 - 1930-х годов. Сегодня же страсть как модно оформлять рекламные листовки в духе Маяковского, а на "Светлый ручей" в постановке Ратманского и Мессерера просто билетов не достать (кстати, суперзанавес "12 стульев" очень напоминает суперзанавес "Ручья"; явно оттуда же и фигура кавказца в сцене первомайской демонстрации). В "Стульях" советское искусство используется широкомасштабно и на каждом шагу. Декорация Анатолия Исаенко воспроизводит знаменитую башню Татлина, на палубе парохода Ося и Киса встречают окающего Максима Горького (этот "матерый человечище" - едва ли не единственная яркая роль во всем спектакле), вместо плаката с "сеятелем" Остап предъявляет заказчикам большой-пребольшой "Черный квадрат". Среди других новшеств относительно романа - призрак тещи, преследующий Ипполита Матвеевича. А в финале нас ждет открытие, что невинно убиенный О.Бендер - этакий архетипический персонаж, сродни Дон Жуану, без которого всем плохо. И посему он просто не может умереть. И вот выходит Остап к скорбящим по нему гражданам, весь такой просветленный, костюмом посветлевший, и поет им, что "жизнь прекрасна"... Как известно, "старые песни" должны быть "о главном". Если бы так! Пробегая по эпизодам романа, поэт Александр Вулых вдохновился главным образом абсурдом советской жизни, и его стихи запоминаются лишь прикольной бессмыслицей словосочетаний типа "заоблачная могила" - это самое смешное из всего, что звучит со сцены. Ругать постановщиков за злоупотребление сценическими эффектами было и остается хорошим тоном. Увы, постановщиков "12 стульев" в этом отношении ругать не за что, и посему реплика "Эффектно!", которая неоднократно слышится со сцены, повисает в воздухе. На пресс-показе, впрочем, нежданно возник один эффектный момент, авторами не предусмотренный: пока Киса на сцене пускал скупую мужскую слезу, в зале, вторя ему, заплакал чей-то голосистый ребенок. Музыка тоже не слишком эффектна. Вместо полноценного оркестра "Норд-Оста" в яме сидит маленький ансамбль. Игоря Зубкова, видимо, изначально сориентировали на стилизацию, то есть на перепевы "старых песен". Музыка напоминает то марши Исаака Дунаевского, то "Поручика Голицына", то что-то из американских мюзиклов. Мелодические обороты, уже неоднократно "бывшие в употреблении", настолько стерты, что решительно не желают прилипать к ушам. В общем, говоря словами великого комбинатора, не надо оваций. Второго "Норд-Оста" не получилось. Прекрасное "потом" так и не наступило: индустрия не перетекла в искусство. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо. Также в рубрике:
|