Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяБаженов был бы доволенТретий кавалерский корпус восстановлен в "Царицыне" Анна СЕЛИВАНОВА Завершение реставрационных работ - событие всегда радостное как для тех, кто в поте лица эти работы осуществлял, так и для тех, кто с нетерпением жаждал увидеть возрожденный памятник старины. Одним словом - праздник, который не грех отметить музыкой, танцами и даже фейерверком. В день открытия Третьего кавалерского корпуса Царицынского дворцового ансамбля без пиротехнических чудес было не обойтись, ибо сам его создатель, Василий Баженов, именовал в бумагах это здание "домом... на месте, откуда сматриван фейерверк". Тогда, в 1775 году, повод для праздника тоже имелся - императрица Екатерина Великая приобрела приглянувшуюся ей усадьбу под названием Черная Грязь и, переименовав ее в Царицыно, поручила зодчему обустроить здесь царскую резиденцию. Баженов должен был создать обширную усадьбу с роскошным дворцом, службами, парком с павильонами, искусственными руинами и гротами. Вновь обретший надежду после неудачи с проектом перестройки Кремля великий зодчий принялся за работу, и на месте Черной Грязи вырос сказочной красоты ансамбль в псевдоготическом стиле. Как известно, плоды трудов Баженова матушка-императрица не оценила и приказала дворцовые постройки...снести. О том, чем именно не угодил Екатерине роскошный ансамбль "Царицына", исследователи спорят по сей день, ища причины в якобы масонских символах, использованных в декоре ансамбля, или в чрезмерной пышности апартаментов, предназначенных для нелюбимого императрицей цесаревича Павла. Как бы то ни было, впоследствии Павел I прекратил строительство царицынского ансамбля - в истории русского искусства осталась недописанная глава. Третий кавалерский корпус, по счастью, избежал общей печальной участи превращения в руины. В 1803-м дворец был приспособлен под гостиницу для "пристанища" многочисленных посетителей "Царицына". Во второй половине XIX - начале XX века корпус сдавался в аренду под устройство дачи И.Ю. Давыдова. К этому времени краснокирпичное с резным белокаменным декором здание уже потеряло первоначальный блеск, лишившись башни-бельведера, сводчатых интерьеров и обзаведясь деревянными верандами и прилегающим дачным хозяйством. С конца 20-х годов прошлого столетия в здании размещался Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, затем корпус был приспособлен под клуб с кинотеатром. А с 1988-го по 1995 год в здании находилась дирекция Государственного музея-заповедника "Царицыно". Вернуть дворцу былую красоту было решено восемь лет назад. Именно такой срок понадобился, чтобы возродить Третий кавалерский корпус. Основная трудность реставрации была связана с отсутствием в архивных фондах чертежей внутренних пространств здания в том виде, в каком их задумал и осуществил зодчий. Разрабатывая современную версию интерьеров, специалисты основывались на анализе сохранившейся конструкции здания и использовали характерные приемы самого Баженова. Кроме того, реставраторы учли и то, что дворцу предстоит "музейная" жизнь - первый этаж здания стал местом проведения выставок, а на втором вскоре откроется детский творческий центр. С первой экспозицией посетители возрожденного дворца могут познакомиться уже сегодня. Музей-заповедник "Царицыно" подготовил ее специально для презентации отреставрированного здания, представив экспонаты, так или иначе связанные с его историей. Здесь можно увидеть панораму исторических видов Третьего кавалерского корпуса в чертежах, гравюрах и уникальных фотографиях - от проектов Баженова до недавних снимков, запечатлевших процесс реставрации. Продолжает тему галерея оригинальных витражей "Царицына села из дней первоначальных", выполненных известным мастером цветного стекла Любовью Савельевой. Как в памятном 1775 году, во дворце вновь появляются Екатерина Великая, цесаревич Павел Петрович, князь Потемкин, графиня Брюс и, конечно, сам Василий Баженов. А о том, какой жизнью могло бы жить "Царицыно", не будь к нему так несправедлива судьба, приглашает помечтать зрителя художник Евгений Мациевский, представивший на выставке графическую сюиту "Царицынские фейерверки". Важнейшую часть экспозиции составляют произведения из стекла и хрусталя второй половины ХХ века из коллекции собрания музея-заповедника. Среди них работы художников ведущих российских производств - Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, Ленинградского завода художественного стекла и завода "Красный май". Изящные творения мастеров гармонично дополняют праздничную атмосферу выставки. Оригинальные, эффектные пластические объемы, россыпью цвета и света напоминающие красочный фейерверк, словно вторят архитектурным образам здания. Руины причудливого ансамбля, более двух сотен лет погруженные в заколдованный сон, казалось, обречены на вечный покой. Однако похоже, что в наши дни фортуна наконец повернулась лицом к многострадальному "Царицыну". Великий Баженов наверняка был бы доволен. Также в рубрике:
|