Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияСначала "Слишком женатый таксист", потом "Ночной"...Юбилейные встречи в Новосибирске ФЕСТИВАЛИСергей САМОЙЛЕНКО В Рождество, как нам хочется верить, исполняются желания и сказки становятся явью. Разумеется, такое случается не всегда и не везде, но в Новосибирске происходит точно. Вот уже пятый раз по нечетным годам театралы и меломаны празднуют исполнение желаний - как минимум две декабрьские недели в столице Сибири проходят под знаком Рождественского фестиваля искусств, самого масштабного мероприятия подобного рода за Уралом и, возможно, не только. Пятый по счету фестиваль в этом году отмечал первый юбилей - десять лет. Возраст для такого мероприятия нешуточный, особенно если вспомнить начало 90-х годов, когда он затевался, - плач о погибели культуры раздавался со всех сторон. А Рождественский фестиваль раз за разом собирал лучшие театральные и музыкальные коллективы. Не каждый столичный форум искусств мог похвастаться таким составом. Достаточно перечислить лишь некоторых участников, в разные годы выступавших в Новосибирске: Театр имени Шота Руставели и Роберт Стуруа, театр Льва Додина, "Мастерская Петра Фоменко", оркестр Олега Лундстрема, Новая Опера, Сатирикон, Ирина Архипова, Виктор Третьяков, Ольга Гурякова... И многие, многие другие. Естественно, и афиша юбилейного фестиваля была самой что ни на есть звездной. Даже не верилось, что можно собрать в одном месте и в одно время столько знаменитых коллективов и исполнителей. Как это удалось директору фестиваля Татьяне Людмилиной (возглавляющей Новосибирский театр "Глобус", ставший одной из основных площадок праздника) - неизвестно. Но невозможное, оказывается, возможно: театральная часть включала в себя балет "Русский Гамлет" театра Бориса Эйфмана, совсем свежий "Вишневый сад", поставленный Эймунтасом Някрошюсом с русскими артистами, удостоенный всяческих наград "Московский хор" додинского Малого драматического театра, "Эдип-царь" Театра на Литейном, спектакль Сатирикона "Синьор Тодеро хозяин" с любимцем публики Константином Райкиным в заглавной роли, свежеиспеченный "Слишком женатый таксист" Театра сатиры... А кроме этого, "Наваждение Катерины" Минусинского драматического театра, последняя работа Театра "Потудань" "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи" и "В ожидании Годо" Береговского венгерского национального театра. Музыкальная программа тоже не разочаровала ценителей: приехали дирижер Александр Лазарев с дочерью Татьяной, блестящей пианисткой, хорошо известный новосибирцам по совместным проектам немецкий дирижер Томас Зандерлинг, два знаменитых джазмена - американский саксофонист Бобби Уотсон и английский трубач Гай Баркер со своим квартетом, два скрипичных квартета - Лондонский струнный (первый раз приехавший в Россию) и российский Квартет имени Бородина, контратенор Олег Безинских. К несчастью, первая скрипка Лондонского квартета Дайана Каммингс поскользнулась на нечищеном тротуаре и с черепно-мозговой травмой попала в больницу, где ей предстоит пробыть минимум полтора месяца. По этой причине музыкантам пришлось срочно менять программу, учить новые партии - но в концерте стресс не ощущался. Билеты на концерты и спектакли фестивальной программы раскупались, как принято говорить, будто горячие пирожки. Стоимость их, надо сказать, была вовсе не запредельной и уж во всяком случае гораздо меньше мировых и московских цен. В этом отношении политика руководства фестиваля, не стремящегося к сиюминутной выгоде, очень гуманна. Посещать спектакли и концерты могли даже студенты театрального училища и консерватории - их просто пускали бесплатно. Продуманность фестивальной политики заключалась и в том, что программа была составлена не только разнообразно, но и демократично: рядом с пятичасовым "Вишневым садом", требующим от зрителя усилий и некоторой подготовки, была грустно-веселая клоунада Театра "Потудань" и понятные абсолютно каждому спектакли "Слишком женатый таксист" и "Синьор Тодеро хозяин". Замечательно, что на фестиваль был приглашен Минусинский театр - спектакль Алексея Песегова "Наваждение Катерины" показал, сколь неправомерно пренебрежительное отношение к провинции. Как раз в дни фестиваля стало известно, что спектакль номинирован на "Золотую Маску", как и "Вишневый сад". Уважение к разным вкусам и пристрастиям, когда комедия с рискованным юмором соседствует с элитарным зрелищем, а джаз - с музыкой более чем серьезной, определялось стремлением устроить праздник действительно для всех, а не только для отъявленных ценителей искусства. Другая задача - дать представление о культурном процессе, познакомить сибирских зрителей с тем, что происходит в музыке и театре, - причем с тем, что признано лучшим. Вряд ли большинство театралов, даже самых заядлых, могут позволить себе поездку в Москву и Питер, чтобы посмотреть "Вишневый сад" или "Московский хор". А здесь - пожалуйста, шедевры с доставкой на дом. Фестиваль позволил сравнить свои новосибирские театры с лучшими столичными образцами. Допустим, спектакли Сатирикона и Театра сатиры могли послужить примером, как надо (некоторые считают - как не надо) ставить кассовые комедии - в провинциальном театре по большей части этого делать не умеют. К тому же новосибирский "Красный факел" собирается показать премьеру "Ночного таксиста" Куни - будет любопытно сравнить ее с "таксистом, слишком женатым", поставленным Александром Ширвиндтом. А "Вишневый сад" Някрошюса с блестящими Петренко, Максаковой, Ильиным и - главное - Мироновым было поучительно поглядеть в сравнении с "Вишневым садом", поставленным полгода назад в "Глобусе" Игорем Лысовым. Если и дальше проводить параллели, то "Московский хор" ученика Льва Додина Игоря Коняева сопоставим с работами Сергея Афанасьва в его театре, с двухгодичной давности "Зеленой зоной" особенно. И при всем пиетете перед именем Додина и регалиями спектакля нельзя сказать, что "барачный" вариант восстановленных в спектакле Сергея Афанасьева 50-х годов уступает варианту, условно говоря, "коммунально-московскому". Сибирякам фестиваль помогает избавиться от комплекса провинциальной неполноценности - как, впрочем, и от мании величия. Настоящий, живой театр может существовать в любой точке пространства (дух дышит, где хочет) - это доказывает и Минусинский театр, и спектакль уже много раз помянутого "Глобуса" "Двойное непостоянство", поставленный год назад молодым, но знаменитым Дмитрием Черняковым. Максимальное число номинаций - пять - на "Золотую Маску" - это вам не шутка. Так же и как премия имени Станиславского за режиссуру - за "Двойное непостоянство" и оперу "Похождения повесы" в Большом театре. Фестиваль - это и возможность представить местную культурную "продукцию" столичным критикам - число их на фестивале было внушительным. Спектакли московские и питерские, естественно, для них уже не новость, но новосибирские и минусинский многие увидели впервые. Также в рубрике:
|