Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

И буря, и натиск

На "Декабрьских вечерах"-2003

Татьяна ДАВЫДОВА


В.Третьяков и А.Мельников

Александр Мельников - типичный иррационал. Это пианист, как говорится, с теплыми руками и горячим сердцем. Он умеет впечатлить и мягким, вкрадчивым туше, и лавинообразными мощными звучностями; способен увлечь и сладким томлением, и страстным порывом чувств, свободному излиянию которых словно ничто не может препятствовать. И кажется, что постижение невыразимой сущности музыки происходит в большей мере интуитивно, нежели логически. Сидя в зале, либо не придаешь значения идентификации слышимого, либо задумываешься - а почему все так?

Мельников, многолетний участник "Декабрьских вечеров", на нынешнем фестивале выступил дважды. Сначала он предстал в дуэте с дебютанткой "Вечеров", молодой немецкой скрипачкой Изабель Фауст, а затем принял участие в концерте "Солистов Москвы" Юрия Башмета, составив дуэт уже с маститым завсегдатаем фестиваля - Виктором Третьяковым.

Дуэт молодости, неплохо котирующийся в Европе - Фауст и Мельников, - подготовил небанальную программу. Скрипичная соната молодого Рихарда Штрауса, вторая соната немолодого Шумана, ряд пьес Глинки в переложении Кати Чемберджи и абстрактное "Послесловие" последней. В сонате Штрауса дуэт более всего был занят выражением "чувства здесь и сейчас": несколько нервозная скрипка порой захлебывалась вибрато, в ее голосе слышалась надрывность, сменяющаяся порой певучей легкостью тона и кокетливой игривостью. Фортепиано вторило. Затаиться в пианиссимо, навязанном композитором в скерцозных эпизодах, музыкантам было трудно, как трудно бывает молчать, когда пылаешь страстью. В выдержке Мельников, увы, коллеге проигрывал, ибо в кульминационные моменты вырывался из метра. Не хватило дуэту и архитектонического чутья, некоей структурной дальновидности: Фауст и Мельников в равной степени - музыканты действия, не любящие ждать и перемалывать, поэтому в разработочных эпизодах они не знали куда себя деть. Но когда требовалось провозглашать и ликовать, скрипка и фортепиано доходили до высочайшего градуса.

К сожалению, все самое захватывающее закончилось в тот вечер с последним аккордом сонаты Штрауса. Далее последовали довольно скучный и несколько формальный Глинка, сомнительное "Послесловие", главное достоинство которого - лаконичность, и чрезвычайно странная соната Шумана, объяснить появление которой возможно лишь пароксизмом воспаленного разума и в которую не в силах вдохнуть жизнь даже страстное желание исполнителей уйти от заезженности и банальности.

В концерте "Солистов Москвы" картина была иной: сошлись молодость и опыт. Мельников и Третьяков играли двойной концерт Мендельсона, и вышло все вопреки ожиданиям: скрипке хотелось "попереживать", фортепиано же склонялось к "обсуждению" переживания, а то и вовсе увещевало коллегу, что повода для волнений нет. Так что трепетная скрипка происходящее в музыке "принимала близко к сердцу", а беззаботное фортепиано "взирало на все философски".

Не менее интеллектуальные и эмоциональные воспитанники Башмета (во главе с мэтром), игравшие в тот вечер "Quartetto Serioso" Бетховена - Малера, струнную Серенаду Чайковского и Анданте и Венгерское рондо для альта с оркестром (солировал, конечно, босс), как всегда, проявили профессионализм и решительность, а трактовки Башмета - свойство быть разными. От Серенады повеяло драмой, музыкальные образы стали очевидными и полнокровными, в особенности в первой части. Вальс - в быстром темпе, без нарочитых синкоп (в противовес "Виртуозам Москвы") - промелькнул кинокадрами, где главное - движение, а не смакование деталей. Элегия явила очень современный по звуку (прямому, даже в чем-то технократичному) оркестр, предпочитающий кричать о любви на всю улицу, нежели сообщить о ней тет-а-тет. А Финал лишь завершил дело захвата слушателя в сети Эвтерпы, ибо благодарный зал, ожидающий и дождавшийся бисов, уже подчинился бушевавшим на сцене стихиям.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;