Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаИ буря, и натискНа "Декабрьских вечерах"-2003 Татьяна ДАВЫДОВА
Александр Мельников - типичный иррационал. Это пианист, как говорится, с теплыми руками и горячим сердцем. Он умеет впечатлить и мягким, вкрадчивым туше, и лавинообразными мощными звучностями; способен увлечь и сладким томлением, и страстным порывом чувств, свободному излиянию которых словно ничто не может препятствовать. И кажется, что постижение невыразимой сущности музыки происходит в большей мере интуитивно, нежели логически. Сидя в зале, либо не придаешь значения идентификации слышимого, либо задумываешься - а почему все так? Мельников, многолетний участник "Декабрьских вечеров", на нынешнем фестивале выступил дважды. Сначала он предстал в дуэте с дебютанткой "Вечеров", молодой немецкой скрипачкой Изабель Фауст, а затем принял участие в концерте "Солистов Москвы" Юрия Башмета, составив дуэт уже с маститым завсегдатаем фестиваля - Виктором Третьяковым. Дуэт молодости, неплохо котирующийся в Европе - Фауст и Мельников, - подготовил небанальную программу. Скрипичная соната молодого Рихарда Штрауса, вторая соната немолодого Шумана, ряд пьес Глинки в переложении Кати Чемберджи и абстрактное "Послесловие" последней. В сонате Штрауса дуэт более всего был занят выражением "чувства здесь и сейчас": несколько нервозная скрипка порой захлебывалась вибрато, в ее голосе слышалась надрывность, сменяющаяся порой певучей легкостью тона и кокетливой игривостью. Фортепиано вторило. Затаиться в пианиссимо, навязанном композитором в скерцозных эпизодах, музыкантам было трудно, как трудно бывает молчать, когда пылаешь страстью. В выдержке Мельников, увы, коллеге проигрывал, ибо в кульминационные моменты вырывался из метра. Не хватило дуэту и архитектонического чутья, некоей структурной дальновидности: Фауст и Мельников в равной степени - музыканты действия, не любящие ждать и перемалывать, поэтому в разработочных эпизодах они не знали куда себя деть. Но когда требовалось провозглашать и ликовать, скрипка и фортепиано доходили до высочайшего градуса. К сожалению, все самое захватывающее закончилось в тот вечер с последним аккордом сонаты Штрауса. Далее последовали довольно скучный и несколько формальный Глинка, сомнительное "Послесловие", главное достоинство которого - лаконичность, и чрезвычайно странная соната Шумана, объяснить появление которой возможно лишь пароксизмом воспаленного разума и в которую не в силах вдохнуть жизнь даже страстное желание исполнителей уйти от заезженности и банальности. В концерте "Солистов Москвы" картина была иной: сошлись молодость и опыт. Мельников и Третьяков играли двойной концерт Мендельсона, и вышло все вопреки ожиданиям: скрипке хотелось "попереживать", фортепиано же склонялось к "обсуждению" переживания, а то и вовсе увещевало коллегу, что повода для волнений нет. Так что трепетная скрипка происходящее в музыке "принимала близко к сердцу", а беззаботное фортепиано "взирало на все философски". Не менее интеллектуальные и эмоциональные воспитанники Башмета (во главе с мэтром), игравшие в тот вечер "Quartetto Serioso" Бетховена - Малера, струнную Серенаду Чайковского и Анданте и Венгерское рондо для альта с оркестром (солировал, конечно, босс), как всегда, проявили профессионализм и решительность, а трактовки Башмета - свойство быть разными. От Серенады повеяло драмой, музыкальные образы стали очевидными и полнокровными, в особенности в первой части. Вальс - в быстром темпе, без нарочитых синкоп (в противовес "Виртуозам Москвы") - промелькнул кинокадрами, где главное - движение, а не смакование деталей. Элегия явила очень современный по звуку (прямому, даже в чем-то технократичному) оркестр, предпочитающий кричать о любви на всю улицу, нежели сообщить о ней тет-а-тет. А Финал лишь завершил дело захвата слушателя в сети Эвтерпы, ибо благодарный зал, ожидающий и дождавшийся бисов, уже подчинился бушевавшим на сцене стихиям. Также в рубрике:
|