Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИскусство легких материйАртур Фонвизин в "Доме Нащокина" Юлия ДЬЯКОНОВА
Едва ли можно вспомнить художника, который бы, почти перешагнув рубеж середины жизненного пути, так круто поменял свою творческую направленность. Оставил "материальную" станковую живопись и обратился к воздушным материям, "из которых хлопья шьют". Артур Фонвизин, чья выставка открылась в галерее "Дом Нащокина", пришел к акварели, когда ему было 47 лет. Не открыл для себя эту технику, но вернулся к тому, чем увлеченно занимался в детстве и юности. И с этого момента акварель, которой Фонвизин владел с удивительным изяществом, стала тем языком, на котором он говорил с внешним миром и которым он выражал мир внутренний. И вот парадокс - занявшись акварелью, техникой, которую относят к графическим искусствам, Фонвизин стал живописцем, удивительно тонким колористом и виртуозным иллюзионистом. Режиссер Пудовкин, часто бывавший в доме художника, восклицал: "Какая роскошная жизнь в ваших акварелях!" Из простейших материалов художник создает рассказ о невероятно красивой ирреальной жизни. Недаром его завораживал цирк с грациозными наездницами и иллюзионистами. Впрочем, тема цирка была любима многими его современниками - А.Тышлером, М.Соколовым и другими. В 1930-е годы (а у Тышлера и позже) у этих художников тема цирка оформляется в целые серии рисунков и живописных произведений. Цирк - прибежище, где человек может обрести давно оставленное в детстве счастливое состояние; мирок, далекий от политики и настоящего времени. Фонвизин оставил несчетное число волшебных по красоте листов с изображением наездниц, пейзажами, натюрмортами с цветами и, конечно, портретами прекрасных дам, властительниц дум своей эпохи - актрис, балерин, певиц. Фонвизинское искусство действует на дам гипнотически. Это вовсе не значит, что оно сродни дамскому рукоделию. Просто художник умел писать женщин именно так, как им нравится себя представлять. Загадочно размытые черты, искрящиеся влажные глаза, дымка... Пластический строй его работ неотделим от эмоционального. Он изображал скорее не натуру, но внутренний образ, окутанный тайной и невероятной притягательностью. В начале 1900-х годов, в период учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Фонвизин был чрезвычайно увлечен Рембрандтом, особенно его "Эсфирью". Художник говорил, что эта картина произвела на него потрясающее впечатление выражением лица Эсфири, его психологическим раскрытием, необычайной живописностью. От этого эмоционального переживания, впечатления от великого произведения и идет, по-видимому, собственное фонвизинское видение портрета, а также умение передать (и это в прозрачной, легчайшей технике!) насыщенное цветом глубокое живописное пространство, в котором все предметы сплавлены воедино в подвижную и одухотворенную материю. Все сказанное выше касалось искусства Фонвизина вне связи с выставкой. Произведениями его счастливо обладают многие коллекционеры. Автор щедро дарил акварели своим моделям и друзьям. Поэтому собрать выставку из двадцати - тридцати акварелей из частных собраний и нескольких работ из крупных музеев - задача не слишком сложная. По этому пути и пошла галерея "Дом Нащокина", представив три листа из собрания Третьяковской галереи, а остальные произведения получив от частных коллекционеров. Вопрос только в принципе отбора экспонатов для выставки. В "Доме Нащокина", к сожалению, показаны не самые яркие работы художника (пожалуй, исключение - лишь восхитительный портрет актрисы Д.Зеркаловой). Многие из них однотипны, и, как это ни печально, в бесконечной череде воздушных наездниц и букетов летних цветов художественные достоинства фонвизинских листов нивелируются. Показывать все наследие художника, "пересчитать" все созданное им, полагаю, - удел и первейшая задача составителей каталога-raisonne. А на камерной выставке, по масштабам сходной с выставкой в "Доме Нащокина", следовало бы показать пусть меньшее количество листов, но наиболее представительных для своей серии и более выразительных. Впрочем, несмотря на последние замечания, выставка, несомненно, соберет благодарную публику. Работы Артура Фонвизина по-детски любимы многими, именно с таким же светлым чувством, с каким они создавались художником. Также в рубрике:
|