Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Новые песни о старом главном

Рейтинг театральных событий

Отдел театра


В канун Нового года по уже сложившейся традиции мы предложили ряду театральных обозревателей, работающих в центральных газетах и журналах, ответить на вопросы нашей анкеты. Половина сезона 2003/04 позади, и события, происшедшие в театре за это время, позволяют, на наш взгляд, сделать некие предварительные заключения и выводы.

Нашим респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Удача первой половины сезона (спектакль, сценография,

роль, музыка, фестиваль, акция, книга и т.п.).

2. Провал первой половины сезона.

3. Тенденция, внушающая оптимизм.

4. Тенденция, внушающая пессимизм.

    

Ольга ГАЛАХОВА (газета "ДА"):

1. Если говорить о режиссуре, то безоговорочно не назову ни один спектакль. Вместе с тем не может не радовать, что репертуарные театры стали осознавать необходимость утверждать себя в большом стиле.

Спектакль "Последняя жертва", поставленный во МХАТе им. Чехова Юрием Ереминым, еще раз доказал, что не выкинешь то, что называется крепкой режиссерской школой. Те, кто обладает этим исчезающим качеством, будут востребованы театрами в ближайшее время. Слишком мало побед случалось за последние сезоны на Большой сцене МХАТа им. Чехова, тем радостней, что именно Еремину удалось совершить если не прорыв, то достижение на уровне личного рекорда. Очевидно также, что те, кто продолжит работать как традиционалисты, обрекут себя на упреки в старомодности. Однако будущее все же за школой и профессией.

Вячеслав Долгачев, поставивший как реалист по постмодернистской прозе, отобранной Виктором Ерофеевым, спектакль "Время рожать" во вверенном ему Новом драматическом театре, доказал, что новая литература, пересекающаяся с новой драмой, может стать не только территорией маргинальной культуры, а частью общего процесса современной жизни.

Порадовал режиссерский дебют Дмитрия Петруня, который поставил пьесу "Солдатики" драматурга из Стерлитамака Владимира Жеребцова в Театре п/р О. Табакова, - спектакль-событие, случившийся благодаря фестивалю "Новая драма". Сегодня убедительно работать на территории психологического реализма неизмеримо сложнее, чем на территории авангарда.

Неожиданно пятилетняя работа Бориса Морозова с автором инсценировки Натальей Скороход и композитором Андреем Петровым над "Севастопольскими рассказами" дала свои впечатляющие результаты. Масштабный спектакль "Севастопольский марш", в котором ведется искренний разговор о том, как трудно сохранить любовь к отечеству, когда отечество не ценит своих подданных.

Безусловное событие - пятилетие Центра М. Рощина и А. Казанцева, живого дела, живого организма, интеллигентного театрального предприятия. Спектакль "Минетти" по Бернхарду Владимира Агеева, сыгравшего стареющего актера, выброшенного на обочину жизни, - блеск мастерства и редкой способности актера сочетать гротеск с психологией.

Из проектов, конечно же, - "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса. Мэтр из Литвы в очередной раз доказал, что справедливо причислен к классике современной режиссуры. Вишневый сад - иррациональное пространство, здесь царство теней, в котором любовь к отеческим гробам поглотила древо жизни. Грандиозная работа Евгения Миронова - изящного Лопахина, милого европейца с тонкой душой, не готового пасть в отечественную иррациональность.

Из актеров стоит назвать сценический дуэт Олега Табакова (Прибытков) и Марины Зудиной (Юлия Тугина), работу во "Вкусе меда" (ТЮЗ) Натальи Мотевой (Джо) - редкой молодой актрисы, способной к предельной искренности.

Сергей Удовик (Смердяков) в спектакле Театра им. В. Маяковского сумел сыграть болезнь духа без физиологического натурализма.

Из визитеров и гастролеров: потрясение от питерцев: моноспектакль Александра Лыкова "Я...она...не я... и я" по пьесе Клима на фестивале "Новой драмы".

Спектакль "Отцы и дети", поставленный Адольфом Шапиро в Таллинском Городском театре и показанный в рамках фестиваля "Балтийский дом" в Москве", - пример того, каким может получиться спектакль, если у актеров есть полное доверие и уважение к режиссеру.

Как сказал мэр Юрий Лужков, без правого крыла в Думе - птица не птица, так при всех пустейших скандалах, сопутствовавших фестивалю NET, событие - приезд Гжегожа Яжины со спектаклем "Психоз. 4.48" по Саре Кейн, а также встреча с Марком Равенхиллом.

2. Не уверена, что таковые были. В этом параграфе назвала бы Жолдака - Тобилевича IV и пиар-кампанию вокруг, но не как знак провала, а пример того, что границы дозволенного и недозволенного стремительно стираются.

3, 4. Происходит опасная фестивализация. Не успел в октябре закончиться фестиваль "Новая драма", как в ноябре стартовал NET, который плавно перешел в "Балтийский дом". В параллель шел загадочный фестиваль "Золотой Витязь". Сейчас недолгая передышка, а в марте - юбилейная "Золотая Маска", обещающая праздновать грандиозно свое десятилетие. Пятнадцать лет назад переживали, что у нас нет фестивалей, сейчас пора переживать, что сокращается число премьер в репертуарных театрах.

С другой стороны, наличие фестивалей является необходимостью театрального процесса, и почти на каждом есть пара-тройка спектаклей, оправдывающих проведение теафорума. Однако ни один из существующих фестивалей не нацелен на помощь репертуарному театру, не учитываются ни его реальное положение, ни ограниченные возможности, ни перспектива его развития.

Государство пока оказывается самым надежным партнером стационаров, если до него удается достучаться. Затягивается реформа репертуарных театров. Каждый театр надеется на себя, на свои связи, на свои аргументы властям. Как общество не сцементировано общими гражданскими интересами, так и театральным деятелям предстоит осознать, что помимо своих интересов есть общие цели.

    

Марина ДАВЫДОВА ("Известия"):

1. Самыми сильными театральными впечатлениями стали фестивальные спектакли "Балтдома" - "Времена года Донелайтиса" Някрошюса и "Отцы и дети" Адольфа Шапиро (спектакли NETa намеренно выношу за скобки, о них пусть говорят другие). Из московских премьер, хоть убей, не могу вспомнить ни одной настоящей удачи. И это особенно обидно, если учесть, что прошлый сезон подарил нам целый ворох прекрасных и совершенно не похожих друг на друга произведений. Ныне есть отдельные репертуарные победы вроде "Последней жертвы" во МХАТе, но назвать их победами художественными все же не поворачивается язык. Остается надеяться, что все хорошее ждет нас в следующем полусезонье.

2. Честно говоря, я давно мечтаю увидеть хоть один настоящий провал. Так, чтобы со свистом, чтобы публика негодовала. Но где там. Для настоящего провала нужны: а) достаточная высота, б) смелость подойти к самому краю, в) неравнодушная публика. Совокупность этих факторов сейчас практически невозможна. Почему - сложный культурологический вопрос. Но никаких провалов я в современном театре не вижу. Одни бесшумные обломы.

3. 4. Тенденция - вещь устойчивая. Свежих за период, прошедший со времени ответов на предыдущую анкету, я не обнаружила. И слава Богу. Если бы новые тенденции появлялись каждые шесть месяцев, это означало бы, что в нашем театре (и вообще жизни) воцарился полный хаос.

    

Елена ДЬЯКОВА ("Новая газета"):

1. Я бы назвала два дебюта: Юлия Марченко - Аня ("Вишневый сад", реж. Эймунтас Някрошюс). Наталья Мотева - Джо ("Вкус меда", реж. Генриетта Яновская, МТЮЗ).

Костюмы Светланы Калининой к спектаклю "Последняя жертва" (МХАТ им. А.П.Чехова, реж. - Юрий Еремин). Костюмы Аллы Коженковой к спектаклю "Лир" (Вахтанговский театр, реж. - Владимир Мирзоев).

Фестиваль "Новая драма".

Справочник "Театральная Россия. Сезон 2002/03" ("С.И. - АРТ"): ах, какая нужная вещь.

2. "Кармен" в постановке Романа Виктюка. Совсем беда...

Мюзикл "Двенадцать стульев".

3. Целых три. Во-первых - очень полное (на фоне литературного и художественного процесса особенно) сохранение "гамбургского счета", адекватных профессиональных критериев и соответствующей тому иерархии, системы оценок в драматическом театре. Очень умеренная и осторожная работа в поле "коммерческого театра": он существует, но - на выселках.

Кажется, этот сезон выявил очень оптимистический итог десятилетия: драматический театр в Москве сумел воспитать хороший вкус у "широкого зрителя", воспитать себе зрителя, с которым можно иметь дело.

Второе: бурный расцвет фестивального движения.

Третье. Явный рост, стремительный и уверенный, "театра тридцатилетних", даже - двадцатипятилетних. То, что они "идут поколением": и драматурги (по мне самые интересные - братья Пресняковы), и режиссеры (назову Миндаугаса Карбаускиса и Нину Чусову), и актеры, а с появлением Марии Митрофановой - и сценографы тоже.

4. Смотрю "новые драмы". Не вижу среди них современной пьесы. Может быть, исключения - "Терроризм", "Пластилин", "Мамапапасынсобака". Но среди трех названных - нет пьесы, действие которой происходило бы в "мирном" и относительно благополучном "секторе" современности. Абсолютно сегодняшнюю пластику и мимику актеры вкладывают в Ионеско ("Макбетт" Бутусова - замечательный был спектакль), в "пореформенного" Островского, в пантомиму "Послевкусие "Ивана Денисовича", перечитанного в эпоху глобализма" (мне очень нравится спектакль Жолдака, но характерно, что второй акт, гиньоль-2003 - бессловесный, слова для него - не написаны).

    

Марина ЗАЙОНЦ ("Итоги"):

1. Московские театры начали сезон на удивление вяло и пока не слишком событийно. Самые сильные впечатления подарили приезжие. В этом смысле фестиваль "Балтийский дом" в Москве" и есть главное событие, речь о балтийских спектаклях, им привезенных, - "Времена года Донелайтиса" Эймунтаса Някрошюса (вильнюсский "Мено Фортас"), "Отцы и дети" Адольфа Шапиро (Таллинский Городской театр), "Ревизор" Алвиса Херманиса (Рижский Новый театр) - совместный проект с фестивалем NET. И еще одно сильное впечатление - книга Ольги Яковлевой "Если бы знать".

2. Первое полугодие в целом - не слишком большая удача. Стоит ли выделять из общего списка что-то одно?

3. Оптимизм внушает высота профессионального мастерства, продемонстрированная в упомянутых выше спектаклях. В таких случаях (увы, нечастых) все становится на свои места и обретает смысл, оправдывающий и твое участие в этом легкомысленном и странном театральном деле.

4. А пессимизм вызывают победительная легкость и ничем не контролируемая игра воображения, которые все чаще стали заменять понятие профессионального мастерства. И наша удивительная готовность принять все это за новое искусство нового времени.

    

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ ("Независимая газета"):

1. Из спектаклей - пожалуй, первая премьера Мирзоева на посту худрука Театра имени Станиславского - "Семеро святых из деревни Брюхо" и "Трансфер" М.Курочкина в Центре Казанцева и Рощина, из ролей - пожалуй, таких было несколько: Игорь Костолевский - Иван Карамазов, Максим Суханов - Лир, в том же спектакле замечательно вышли "злые дочери" у Марины Есипенко и Юлии Рутберг. Акция - юбилей Маргариты Александровны Эскиной в Доме актера, - наверное, такими были лучшие вечера в старом Доме актера, которые сочинялись и игрались как спектакли и были равны лучшим. Мне кажется, у Бориса Морозова пока не вышло первое - мирное - действие "Севастопольского марша", но вполне удалось второе, военное, в котором так понятен страх гибели и бесконечная вера в то, что смерть пройдет мимо, иначе нельзя.

3. Два фестиваля - "Новая драма" и "Балтийский дом" в Москве" внушают надежду, что человеческий театр, в котором есть место психологическому реализму, жив и по-прежнему разнообразнее однообразно-экспериментального (представленного на фестивале NET).

4. Самое печальное, что происходит, касается критической среды. Сначала два критика устраивают фестиваль, потом весьма агрессивно убеждают всех остальных, что отобранное ими адекватно отражает тот самый новый театр, представленный, скажем так, избыточно концептуально, то есть однобоко. Соответственно появляются критики, обслуживающие тот или иной фестиваль, тот или другой театр, уже случалось, что при помощи критика театр в лице его руководителей начинает публично решать свои внутритеатральные вопросы. Пожалуй, кризис театральной критики сегодня куда очевиднее, нежели кризис театра.

    

Алиса НИКОЛЬСКАЯ:

1. "Лир" Владимира Мирзоева в Театре Вахтангова: удивительно красивый, мудрый спектакль, поражающий неожиданностью и масштабом мышления и прекрасными актерскими работами. Союз драмы и музыки: работы Эймунтаса Някрошюса и Деклана Доннеллана в Большом театре ("Макбет" и "Ромео и Джульетта" соответственно). Творческий подвиг Владимира Агеева: актерский - в "Минетти" (Центр драматургии и режиссуры), режиссерский - в "Любви к английской мяте" (Независимый театральный проект). Приезд на фестиваль NET польского режиссера Гжегожа Яжины со знаменитым спектаклем "Психоз 4.48".

2. Фестиваль "Балтийский дом в Москве" (за исключением приезда Эймунтаса Някрошюса, который интересен всегда): ожиданий было много, но ни одно не оправдалось. "Дети?!" в Театре на Малой Бронной; "Гамлет" в Театре на Юго-Западе; "День рождения Синей Бороды" в Театре Маяковского: ноль вкуса, ноль творчества, ноль здравого смысла.

3. Все большее расширение рамок деятельности как крупных художников, так и ярких молодых: как выясняется, если тебе есть что сказать, ты сможешь удачно выразиться в любом жанре.

4. Разгул хамства. Режиссеров - по отношению к ставимой пьесе. Некоторых пресс-служб - по отношению к коллегам-критикам. Злы мы стали, господа.

    

Павел РУДНЕВ ("Ваш досуг"):

1. Энергичное, крепкое "Наваждение" Романа Козака в Театре им. Пушкина с неординарными работами Веры Алентовой и Натальи Николаевой. Первая актриса вышла из устоявшегося амплуа, вторая в который раз продемонстрировала нерастраченную актерскую силу. Скромно отмеченный 5-летний юбилей Центра драматургии и режиссуры, чье тихое торжество не затмило отрадных размышлений о трудовой пятилетке Казанцева со товарищи. Две прекрасные актерские работы - едва ли не дебютанток - в сложнейших для восприятия и игры европейских пьесах: Натальи Мотевой ("Вкус меда", МТЮЗ) и Нелли Уваровой ("Правила поведения в современном обществе", Молодежный театр). Две значительные работы, приближающие современный театр к современной прозе: "Время рожать" (Новый театр) и "Легкий привкус измены" (МХАТ им. Чехова).

2. Возмутил до глубины души насквозь циничный, пошлый и тупой мюзикл Александра Цекало и Тиграна Кеосаяна "12 стульев". Позитивный (несмотря ни на что) опыт "Норд-Оста" по созданию национального мюзикла оказался невостребованным, ненужным даже Цекало, продюсеру обеих проектов.

3, 4. 2003 год был годом фестивалей - непрекращающихся, перетекавших один в другой. Так, наверное, и должно быть в Москве, столице мирового театра. (В 2004 году эстафета продолжится грандиозно задуманным юбилеем "Золотой Маски" с февраля по середину апреля - весь российский театр в масштабе Чеховского международного фестиваля.) Каждый фестиваль приносил массу удач: будь то Александр Лыков на "Новой драме", "Психоз 4.48" на NETе или "Времена года" Эймунтаса Някрошюса на "Балтийском доме". И все же ресторанная еда не может заменить домашние обеды. Московские театры не выдерживают конкуренции с фестивальными размахом, инвестициями и информационной поддержкой. Как следствие: оскудение внимания к репертуарному театру, к будничной деятельности столичных трупп.

    

Валерий СЕМЕНОВСКИЙ ("Театр"):

1. Глубоко волнующее впечатление - "Дядя Ваня" Льва Додина в МДТ. Нерядовой успех режиссера, художника Давида Боровского и всех(!) актеров. Коллеги отмечают - вполне справедливо - прежде всего Игоря Иванова в роли Серебрякова, Петра Семака (Астров), Ксению Раппопорт (Елена Андреевна). Подчеркну, что и Елена Калинина - Соня, и Александр Завьялов - Телегин очень хороши, неподдельно трогательны. Это искусство редкого ныне свойства. И актуальное по своей сценической форме, и органичное отечественной традиции. Сострадательное. Милосердное. Но вот что особенно ценно и неожиданно для меня. При том, что здесь, несомненно, присутствуют некое личное переживание, ощутимый трагизм душевного опыта, спектакль отличается нулевым градусом пафоса. Впервые за несколько лет я увидел Додина, отказавшегося от императивного внутреннего жеста. Призывы почувствовать общую боль и до седьмого пота тренировать в себе всемирную отзывчивость обнаруживают свою неполноту, когда тебя пронзает твоя собственная боль, беспощадная, сокровенная, с которой остаешься один на один. Но тогда как раз и случается (как случилось у Додина в "Дяде Ване"): в силу вступает нечто (как назвать - утешение, просветление?), нечто самое-самое, что даровал тебе Бог, - одинокий голос человека. Твой голос.

2. Такого не знаю. Объективно провалом не является даже нашествие Андрия Жолдака на Москву. Эстетическим жульничеством - да, скандалом - да, провалом - нет. Уместней говорить не о провалах, но о разочарованиях, огорчениях, недоумениях. К последним отношу "Вишневый сад", поставленный Эймунтасом Някрошюсом. Режиссер, конечно, настоящий. (Слово "гений", так же как слово "культовый", оставим для желтой и глянцевой прессы.) Во всяком случае, у него есть не только свой театральный язык, но и свое мировоззрение. Но этот спектакль мне показался ложно многозначительным и очень скучным. Режиссер говорит (кажется, и у вас в газете), что для него был важен текст Чехова. Но ни слова, ни паузы чеховские не выдерживают той эпической тяжести, тех тягучих проверок категориями Хаоса и Космоса, которые естественны для Някрошюса. Вещее и вечное у Някрошюса не только проглядывает во всем, но убивает все мимолетное, то, по выражению Б.И.Зингермана, "летучее мгновение", которое в чеховских пьесах полно жизни. У Някрошюса не люди живут, но архетипы. Не вишневый сад продают, но мифологему российского культурного сознания. Правда, мне очень понравилась Инга Оболдина в роли Вари.

3, 4. Внушениям стараюсь не поддаваться.

    

Александр СОКОЛЯНСКИЙ ("Время новостей"):

1. Сезон 2003/04, начавшийся довольно блекло и невразумительно, к Новому году вдруг похорошел. Удач как минимум три: мхатовская "Последняя жертва", "Семеро святых из деревни Брюхо" в Театре им. Станиславского, па-де-труа Андрея Панина, Александра Феклистова и Николая Фоменко, поставленное Романом Козаком ("Трое на качелях", Театр им. Пушкина). Сказать, что этими спектаклями нужно гордиться, было бы неоправданным преувеличением. Резонно сказать, что эти спектакли позволяют надеяться на хорошее будущее: особенно если вспомнить, что во МХАТе осенью была вполне доброкачественная "Осада", а у Козака - веселое псевдоностальгическое "Наваждение". Забегая в третий вопрос (о позитивных тенденциях), можно сказать, что сейчас увеличивается число театров с умными лицами. Критике скоро придется вспомнить, как пишется "портрет театра".

2. Провалов не было. Удивительное время: провалов сейчас не бывает, залы полны повсеместно, розы кладутся к актерским ногам в невообразимом количестве. Спрос превышает предложение; благодарность за хорошо проведенный вечер превышает все и вся. Театры это чувствуют, успех им дорог, как же иначе. Публика сейчас перезаряжена, перенапряжена желанием душевного комфорта: театр удовлетворяет. Великих спектаклей, как я думаю, в ближайшее время не произойдет - если же случится, то это будет вещь совершенно неожиданная и дискомфортная.

3, 4. В "Дневнике моих встреч" художника Юрия Анненкова, в главе "Максим Горький", есть дивный эпизод: зима 1919-го, он и Горький просматривают эскизы к намеченным в издательстве книгам (переводить, иллюстрировать - это было добавочным пайком и шансом выжить), и Горький, фыркая, говорит: "Лучше - самый отъявленный футуризм, чем коммерческий реализм" - что он имел в виду, понять нетрудно. Искусство коммерческого реализма, родившееся в XVIII веке, своих свойств не меняет. Сейчас оно главенствует; к добру это или к худу - я не знаю.

    

Артур СОЛОМОНОВ ("Газета"):

1 "Последняя жертва" МХАТа, "Времена года" Някрошюса на фестивале "Балтийский дом", "Психоз" на фестивале NET.

2. "Суперфлю" на фестивале "Балтийский дом".

3, 4. За последние полгода никаких тенденций мной не обнаружено.

    

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ ("Страстной бульвар"):

1. Так получилось, что я видела больше спектаклей немосковских, на фестивалях в Ярославле, Белгороде, и среди них были замечательные удачи - "Кьоджинские перепалки" Ярославского Волковского театра с изумительными актерскими работами, королева Элинор М.Русаковой в спектакле "Вечно живые" Воронежского театра им. А.Кольцова... Потрясением последнего времени стал спектакль "Отцы и дети" А.Шапиро, показанный в Москве в рамках "Балтийского дома", а серьезной удачей среди московских премьер я считаю спектакль Бориса Морозва "Севастопольский марш". В нем не все еще устоялось, но такого ярко выраженного гражданского пафоса режиссера и такой четко сконструированной "большой формы" в нашем театре давно не было. Замечательно дебютировал на московской сцене в "Севастопольском марше" мощный артист из Липецка Андрей Новиков, превосходны эпизоды, сыгранные Юрием Комиссаровым, Германом Юшко.

К удачам сезона я отнесла бы калужский спектакль режиссера Александра Плетнева "Если любишь - найди..." - яркое и грустное театральное повествование об истории нашей страны, возвращающее память к эпохе, прожитой нами с музыкой еще до воцарения на подмостках мюзикла, гастроли Пензенского театра им. А.В.Луначарского с четырьмя спектаклями, продемонстрировавшими вновь сильную, яркую труппу, привыкшую работать с самыми разными режиссерами. Еще к несомненным удачам примыкают гастроли Театра "Гешер" Евгения Арье, особенно спектакль "Деревушка", оставивший ощущение, что традиции русского психологического театра продолжают жить все дальше от российской столицы... А.Кочетков в "Аис".

2. Спектакль, который вызвал наибольшее недоумение, тоже "привозной" - это латышский "Ревизор", показанный в рамках фестиваля "Балтийский дом". Он особенно поражает, когда видишь "амплитуду колебания": фестиваль открывается "Ревизором", а завершается "Отцами и детьми"... Видимо, между этими точками и расположен сегодняшний театр.

3. Среди многочисленных реклам, украшающих улицы города, стал часто попадаться щит с надписью (все никак не могут разглядеть, что именно рекламируется): "Быть живым прикольно!" Наверное, если бы он рекламировал театр, это внушало бы оптимизм: ведь именно этого ощущения часто недостает на спектаклях.

4. Катастрофическое исчезновение театральной культуры. Это сказывается во многом - в невнятной речи, в проникновении на сцену телевизионно-радийной скороговорки, в смазанной интонации, в неумении носить костюмы (особенно исторические), в небрежном гриме... Да и в отсутствии свежих чувств, которых всегда (по старинке!) ждешь в театре.

КОММЕНТАРИЙ

При всем разнообразии высказываний (даже их объемы на сей раз варьируются от мини-статей до телеграфных сообщений) явного конфликта в них не обнаружилось. Так, в разделе "Тенденция" большинство респондентов называют обилие фестивалей и уверенное шествие молодой драмы и режиссуры. Негатив, в сущности, касается этих же "территорий". Превалирует мнение, что не все новое есть искусство и не весь новый европейский театр похож на фестиваль NET. Большинство респондентов сходятся во мнении, что первая половина сезона в московских театрах сложилась не слишком удачно, а большинство ярких впечатлений связано с фестивальными спектаклями. В границах фестивалей расположились и претензии этического характера. Инициатива наказуема, критик, взявшийся организовать фестиваль и при этом лоббирующий в печати им самим отобранные спектакли, попадает, по мнению коллег, в двусмысленное положение. На взгляд многих обозревателей, фестивальный образ жизни более заманчив ныне для театров, чем повседневное репертуарное строительство, и такая ситуация таит в себе опасность для развития исконно российской театральной модели стационара.

Рекордсменами со знаком "плюс" стали по результатам опроса спектакли "Отцы и дети" (Таллинский Городской театр, режиссер А.Шапиро), "Времена года Донелайтиса" (Театр "Мено Фортас", режиссер Э.Някрошюс), "Последняя жертва" (МХАТ им. Чехова, режиссер Ю.Еремин). Далее следуют "Лир" (Театр им. Вахтангова, режиссер В.Мирзоев), "Севастопольский марш" (Театр Российской Армии, режиссер Б.Морозов), "Минетти" (Центр драматургии и режиссуры, режиссер В.Агеев), "Наваждение" (Театр им. Пушкина, режиссер Р.Козак), "Время рожать" (Новый драматический театр, режиссер В.Долгачев), "Я... она... не я... и я" А.Лыкова (спектакль фестиваля "Новая драма"), "Семеро святых из деревни Брюхо" (Театр им. Станиславского, режиссер В.Мирзоев), "Психоз. 4.48" С.Кейн (спектакль фестиваля NET, режиссер Г.Яжина).

Рекордсменом со знаком "минус" стал мюзикл "12 стульев". Знаменитый "Вишневый сад" Э.Някрошюса (российско-литовский проект) набрал поровну "за" и "против", однако актера Е.Миронова в роли Лопахина многие отметили как событие выдающееся. С редким для критиков единодушием отмечена и юная Н.Мотева в роли Джо ("Вкус меда", МТЮЗ, режиссер Г.Яновская), а также названы М.Суханов (Лир), И.Костолевский (Иван Карамазов), С.Удовик (Смердяков), О.Табаков (Прибытков), П.Семак (Астров, "Дядя Ваня", МДТ, режиссер Л.Додин)... Вообще, актерские имена называются часто, притом не только московские и петербургские.

Забавно, но сделавшему скандал на фестивале NET харьковскому хулигану А.Жолдаку - Тобилевичу IV уделено в ответах весьма скромное место. Что лишний раз доказывает: того, кто публично снял штаны, забывают гораздо скорее, чем ему бы этого хотелось.

Вторая половина сезона обещает значительно больше премьер, чем первая. Будем надеяться, что эти премьеры дадут нам более сытную пищу для размышлений или, по крайней мере не сгинут из памяти на фоне грядущего фестиваля "Золотая Маска", грандиозного по программе, ибо десятого, юбилейного.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;