Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7410) 15 - 21 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираИван Грозный меняет... пропискуПремьера балета Юрия Григоровича в Опере Бастилии Виктор ИГНАТОВ
В канун Нового года Париж украсили афиши с именем Юрия Григоровича. Время сделало его имя еще более знаменитым. Российский хореограф теперь особенно популярен как подлинный классик искусства балета. И он активно восстанавливает свои спектакли в театрах разных столиц: "Дон Кихот" в Копенгагене, "Щелкунчик" в Вене, "Спящая красавица" в Варшаве, "Каменный цветок" в Стокгольме и Стамбуле, "Спартак" в Риме, "Легенда о любви" в Сеуле. В свою очередь Парижская Опера пригласила Ю.Григоровича возобновить балет "Иван Грозный", который он поставил здесь в октябре 1976 года после блистательной премьеры в Большом театре (февраль 1975-го). Полтора месяца Ю.Григорович, Н.Бессмертнова и В.Рыжов интенсивно работали с солистами и труппой Парижской Оперы. Неутомимый хореограф одержимо вел репетиции и получал наслаждение от труппы, которая с большим энтузиазмом осваивала его трудную танцевальную лексику. Огромный труд увенчался абсолютным успехом. С 12 декабря по 7 января на сцене Оперы Бастилии "Иван Грозный" показан 14 раз. Двухактный балет потрясает драматической силой и танцевальной экспрессией, контрастом светлой любви и страшной трагедии. Его сценическое решение удивительно современно: конструктивный принцип декораций с многоплановой трансформацией пространства, блестяще придуманный Симоном Вирсаладзе, сейчас используют в театрах многие режиссеры. Лаконичные, иконописные декорации позволяют представить все 18 картин балета на едином дыхании, без разрывов и пауз. Талантливый эстонский дирижер Велло Пяхн, возглавивший оркестр Парижской Оперы, так живо и динамично интерпретирует партитуру, что кажется, будто сам Прокофьев писал ее специально для балета Григоровича. Хореограф, бесконечно влюбленный в эту музыку, создал истинный шедевр, который неподвластен времени. Несомненное достоинство спектакля - полифония его развития. Балетное действие охватывает не только всю сцену, но и три дополнительные площадки, в глубине несколько приподнятые и завуалированные внутри трех вращающихся цилиндров из полупрозрачных штор. При открытии новой картины пространство за шторами насыщается светом, и на площадках возникают скульптурные композиции с неподвижными персонажами, которые воспринимаются как живописные фрески декораций. Танцевально-пластический язык балета, отражающий богатство стилистики хореографа, пленяет музыкальностью. Большой мастер массовых сцен, Ю.Григорович потрясает зрительный зал масштабом и динамикой эпических картин, в которых царь Иван борется с полчищами татар и бунтом бояр. Возвышенно и поэтично предстают интимные дуэты царя и его невесты. Грациозный женский кордебалет излучает душевную теплоту и певучую нежность. Главное же озарение Ю. Григоровича - группа звонарей, которые олицетворяют русский народ. Наиболее сильное впечатление производят исполнители главных ролей - царя Ивана, его невесты Анастасии и князя Курбского, ставшего предателем. "Тонкое исполнение французских танцовщиков (Гизерикса, Атанассова и Денара в 1976 и 1977 годах) нам всегда казалось более предпочтительным в сравнении с мелодраматической игрой исполнителей мужских партий из Большого театра, - писала на следующий день после премьеры газета "Фигаро". - И вновь Николя Ле Риш (Иван) и Карл Пакетт (Курбский) снимают чрезмерную утрированность характера с двух основных ролей, мастерски задуманных Григоровичем, и своей выразительной и точной игрой трогают нас, создавая достоверные и живые образы. Все три персонажа захватывают нас своим магнетизмом даже в условных сценах, таких, как любовный дуэт, которым начинается второй акт. Николя Ле Риш феноменален в роли царя, требующей огромной физической силы, в своем танце он соединяет мощь и легкость, глубину и психологическую точность характера своего брутального героя, чье сердце кровоточит и которого преследуют видения. Выбор этой мрачной драмы для спектаклей в период рождественских праздников, сделанный директором балета Брижит Лефевр, мог показаться рискованным. Овации зрителей подтвердили правильность такого выбора. Особых комплиментов заслуживает Элеонора Аббаньято в партии Анастасии. Самая очаровательная солистка труппы наполнила свою роль истинно русской красотой и лиризмом. Ее чувственная, хрупкая Анастасия чарует духовным богатством и удивительной пластикой. Очень убедительно и точно представляет Карл Пакетт образ Курбского, раздираемого ревностью и раскаянием. Для молодого солиста эта роль - важная веха артистического роста. По инициативе хореографа и Брижит Лефевр для главных партий предусмотрены еще два состава исполнителей: великолепные солисты Жозе Мартинез, Дельфин Мусен, Эрве Моро и совсем юные артисты Стефан Бюльйон, Матильд Фрустей, Матьё Ганио (19-летний сын Доминик Кальфуни, которая первой танцевала Анастасию в Париже). Важно отметить, что на премьере "Ивана Грозного" была особая публика. Ассоциация по распространению славы Парижской Оперы (AROP) подарила 500 мест детям Парижа. Юные зрители смотрели балет затаив дыхание и аплодировали так часто, что по числу таких вспышек восторга этот вечер можно было занести в Книгу рекордов Гиннесса. Ну а на поклонах овациям, казалось, не будет конца. Рене Сирвен, балетный обозреватель газеты "Фигаро", в своей статье под названием "Грандиозное и волнующее событие" написал:"Великая драматическая фреска Юрия Григоровича триумфально вернулась в Парижскую Оперу". Вслед за балетом "Иван Грозный" на другой сцене Парижской Оперы, во Дворце Гарнье, предстал балет Ю.Григоровича "Лебединое озеро". Этим спектаклем в Париже открылись гастроли труппы Большого театра, которая показывает также балеты "Дочь фараона" и "Светлый ручей" хореографов П.Лакота и А.Ратманского. Тот факт, что две лучшие труппы мира - Парижской Оперы и Большого театра - почти одновременно представляют балеты Ю.Григоровича, говорит о многом. Таких почестей не знает ни один хореограф мира. Важно и то, что столь высокое признание великий мастер заслужил в Париже - колыбели классического танца, ныне балетной столице мира. На следующее утро после премьеры в Париже Ю.Григорович улетел в Бильбао (Испания), где возглавил гастроли краснодарской труппы, которая показывает его балеты "Баядерка" и "Щелкунчик". Также в рубрике:
|