Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 2 (7113) 22 - 28 января 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстНо умный человек не может быть не плутомГВОЗДЬ ПРОГРАММЫИрина АЛПАТОВА Такую реплику в начале века минувшего выдал грибоедовский Репетилов, чем основательно шокировал еще не остывшую от "просветительства" Москву. Ум же, как известно, был тогда мерилом всех мерил, в том числе и синонимом добропорядочного поведения. Но проходит всего лишь несколько десятилетий, и "свежие мозги", с легкой руки Островского, бойко пошли с торгов, оптом и в розницу. Молодой человек Егор Дмитрич Глумов подал блестящий пример "разумной" коммерции, последователи которой и по сей день процветают. Олегу Табакову комедия "На всякого мудреца довольно простоты" показалась весьма животрепещущей, и даже в мировом масштабе. Не случайно он уже опробовал ее в Германии, и с американскими студийцами. Теперь же вернулся в родные пенаты и создал очередную версию на сцене собственной "Табакерки". Кстати, припомнив всех виденных прежде "Мудрецов" (а им несть числа), нельзя не порадоваться тому, что известные герои наконец-то изрядно помолодели. А это, между прочим, не только эстетически привлекательно, но и возвращает комедии ее изначальный смысл. Ведь одно дело, когда пуститься во все тяжкие решает умудренный и разочарованный жизнью человек, другое - если с этого стартуют. Тут, быть может, меньше смеха, зато перспективы - ох, какие. Прямо скажем, страшноватенькие. Хотя, кажется, Табаков их не убоялся, чего и нам, зрителям, пожелал. Более того, все эти циничные "торговые операции" воспринимаются им вполне спокойно и даже обыденно. Они здесь почти доведены до автоматизма. Молодые же актеры азартно "представляют", забавляясь игрой и не слишком-то вникая в психологические подтексты, которых здесь как бы и нет вовсе. Сарказм же сведен к легкой иронии, что замечательно демонстрирует забавная аранжировка Б.Смирновым 40-й симфонии Моцарта, задающая "атмосферный" настрой - то томный вальс, то жгучее танго. Впрочем, в одном из недавних интервью Табаков назвал себя не режиссером, а как раз "руководителем игры", что предполагает не столько жесткую постановочную концепцию, сколько предоставление актерам безграничной свободы. Так оно и вышло, хотя прекрасно видно, что над актерским рисунком изрядно потрудился мастер-педагог. Как виден и ощутимый налет "студенческой" недисциплинированности. Искомая цельность порой дробилась на множество мелких частностей, не всегда складывающихся в общую картину. Так, например, С.Безруков в главной роли был азартен и темпераментен, но сыграл, кажется, массу разных персонажей - от Молчалина до Чацкого, не всегда сводимых к общему знаменателю. Бросался на колени перед томимой страстью Клеопатрой Львовной - М.Зудиной, лебезил перед дядюшкой-златоустом - М.Хомяковым, восторженно внимал громогласно декламирующему Крутицкому - Е.Киндинову, был почти на равных с "демократом" Городулиным, стильно- акварельно сыгранным В.Егоровым. Вокруг же гулял, интриговал и забавлялся пестрый мир Островского. Суетилась маменька - Н.Кочетова, весело ханжила "московская барынька" Турусина - О.Блок- Миримская, нетерпеливо топала ножкой засидевшаяся в невестах Машенька - Е.Захарова, эстрадно "цыганила" Манефа - Л.Ашрафова, ворожила гадалка (блестящая миниатюра Н.Журавлевой). В общем, жизнь шла своим чередом. Такой и осталась, тихо и мирно, лишь с небольшим "скандальчиком" вобрав в себя и Глумова. Мораль? Проста, как известная присказка Карлссона: "пустяки, дело житейское"... Также в рубрике:
|