Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 2 (7113) 22 - 28 января 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Тварь дрожащая? Или право имею?

СО СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

Алиса НИКОЛЬСКАЯ


Театральный процесс, как бы ни кричали отдельные индивидуумы о строгой штучности каждого произведения, - своего рода конвейер: одни заказали, другие поставили, все вместе выпустили. А значит, у всех участников процесса есть юридические обязательства и, соответственно, права. Однако с авторскими правами в театральном искусстве все еще творится беспредел. Расскажем об этом на примере некоего режиссера Иванова, на собственной шкуре познавшего поэтапно все радости, связанные с положением человека, приглашенного на разовую постановку. Называю его Ивановым, умалчивая настоящее имя, поскольку ситуация на данный момент еще не вступила в завершающую фазу, финал остается открытым, а последствия - неизвестными.

Дело

Жил-был театр и вдруг решил поставить детскую сказочку. Внутренних режиссерских резервов на такое эпохальное творение не хватило, и бросил театр клич по городам и весям. И был он услышан режиссером Ивановым. С ним, как водится, заключили контракт на месяц. А энергичный режиссер возьми да и отнесись к делу серьезно: начал репетиции, увлек актеров работой.

Естественно, что по истечении месяца театр к выпуску спектакля готов не был: не решили, кто будет художником на полуготовом спектакле, что уж говорить о готовности декораций или костюмов. И тогда контракт продлили еще на два месяца. К концу второго месяца репетиций в театре наблюдался творческий подъем, и когда стало понятно, что спектакль все-таки придется выпускать, дрогнуло сердце главного режиссера. Он решил проверить, чем же так вдохновенно занят вверенный ему коллектив. Посетив парочку репетиций, главный остался недоволен. Попирая все законы коллегиальности, он начал давать советы, как лучше поставить спектакль. Однако режиссер Иванов упорно продолжал гнуть свою линию. Главному ничего не оставалось, как перейти к боевым действиям, и он публично изложил свое творческое кредо: "А я у вас спектакль не приму!" Таким образом, за две недели до премьеры стала понятна расстановка сил. Полное отсутствие как денег на оформление спектакля, так и самого оформления, загадочное невмешательство в процесс директора театра, темпераментная оппозиция главного, аккуратный саботаж художника - с одной стороны. И по семь часов в день репетирующая группа теперь уже опальных артистов и режиссера - с другой. Скандал разразился накануне премьеры: в девять вечера стало ясно, что завтра два проданных спектакля театр играть не будет. Худсовет прошел за закрытыми дверями и с поразительно отрепетированным единодушием, однако решение коллег неожиданно натолкнулось на активное сопротивление рабочей группы. Артисты проявили завидное упорство, и в десять утра следующего дня играли спектакль так, как его поставил Иванов. Как ни странно, зрителю это понравилось. И тут колесо фортуны повернулось в сторону театрального руководства. Шальной "рафик" на перекрестке сбил режиссера Иванова! Дирекция успокоилась: теперь можно вообще не выплачивать гонорар за постановку. Однако благодаря подключившемуся к ситуации областному управлению культуры Иванов со скрипом получил часть своих денег и обещание выплатить остальное осенью, когда он придет и переделает спектакль. Но осенью спектакль Иванова изменился усилиями главного режиссера до неузнаваемости. Наш герой пришел на премьеру, ужаснулся, а покалеченный спектакль под его именем остался в репертуаре.

И тогда режиссер Иванов, желая защитить свое творение и свое доброе имя, задался вопросом, как это можно сделать? Какие авторские права он имеет? Кому принадлежит идея спектакля, сам спектакль, и в чьей власти вносить в него изменения? Можно ли полагаться на вкус и компетентность заказчика? А с другой стороны, где у самого заказчика гарантия, что на его вложенные деньги некий режиссер Икс не сделает из "Вишневого сада" буффонаду с пиротехническими эффектами? Кто все это рассудит?

Суд

К кому может обратиться режиссер со своими вопросами? Конечно, в Российское авторское общество (РАО). Там ему предложили ознакомиться с вышедшим 9 июля 1993 года Законом "Об авторском праве и смежных правах". Режиссер в данном законе имеет статус "исполнитель" и является "субъектом смежных прав". "В "Комментарии к Закону об авторском праве и смежных правах" отмечается наличие двух видов исполнительских прав: у режиссера-постановщика спектакля возникает исполнительское право на постановку в целом, а у отдельных исполнителей, участвующих в постановке, - свои особые исполнительские права на их исполнение. (...)". Таким образом, то, что режиссер - не "тварь дрожащая", но "право имеет", понятно. Каково же это право? В статье 37 Закона "Об авторском праве..." читаем: "Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

- право на имя;

- право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

- право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки".

Иными словами, поставив спектакль, режиссер перестает быть владельцем такового (то есть теряет на свое произведение так называемые имущественные права), и за ним сохраняется только несколько неимущественных прав, упомянутых выше. Получается, что имя - предмет материальный, и с афиши его снять не имеют права, но если заказчик передвинет мизансцену или ликвидирует персонаж, никому ничего не докажешь. С гонораром дело известное: заплатили - и на том спасибо. В крайнем случае гонорар пойдет на оплату судебных издержек.

Однако, как разъяснили в РАО режиссеру Иванову, найти обоснование для защиты собственных прав режиссер должен исключительно для того, чтобы руководством театра с ним был заключен грамотный и подробный договор, предусматривающий права каждого - как заказчика (оговорив с режиссером его трактовку, он уже не имеет права препятствовать созданию спектакля), так и исполнителя (рамки, либо отсутствие таковых плюс исключительное право на возможную переделку спектакля, а также определенный гонорар). Казалось бы - все просто.

На деле, к сожалению, все иначе. Главная проблема в неумении (или нежелании?) сторон каждый раз заниматься столь кропотливой работой, как составление договора.

Крепко призадумался режиссер Иванов: как же теперь правду искать? Ведь сколько на театре всяческих недоразумений. Ну, скажем, человек спектакль поставил, но до зрителя он не дошел. Или наоборот спектакль худсоветом не принят, но до зрителя все-таки дошел, а дальнейший его прокат зависит от силы бицепсов постановщика в тот момент, когда ему выкручивают руки: либо ты спектакль переделываешь, и он живет, либо его переделает заказчик, и тогда снимай свое имя с афиши.

Можно, конечно, режиссеру призвать адвоката и пойти в суд. Но здесь опять грустные варианты. Либо заказчик не является в суд месяцами. Либо является, но представьте себе судью, которому предстоит иметь дело со следующими аргументами: почему главный герой должен стоять не на авансцене, а у боковой кулисы, стоило ли пускать красный свет в финале и т.п. Известное дело - судей у нас на юридическом факультете готовят к разбору дел о кражах, убийствах, на худой конец, экономических преступлений. Но судья-театровед? А не задуматься ли о подготовке спецкадров в связи с появлением дел подобного рода?

Вероятнее всего, аргументами для нашего судьи будут материальные соображения и факты в виде сумм, истраченных на постановку заказчиком. И получится, что заказчик всегда прав.

Комментарий

    

Николай ПЕТРОВ, народный артист СССР, президент Российского общества по смежным правам:

- На мой взгляд, налицо проблема, связанная с различным толкованием Закона "Об авторском праве и смежных правах", а также необходимость уточнения формулировок этого Закона. Я бы порекомендовал г-ну Иванову обратиться к нам, в Российское общество по смежным правам, и заключить типовой договор, который гарантировал бы ему, как и всем обладателям смежных прав, объективное и незамедлительное разбирательство по существу спорного дела. Наше общество создано специально для того, чтобы защищать права исполнителей. Оно управляет имущественными правами обладателей смежных прав: режиссеров-постановщиков, дирижеров, производителей фонограмм и пр. Наши юридические службы помогут исполнителям - обладателям смежных прав - составить договор с полным учетом их интересов, провести экспертизу договоров любого вида.

Я должен сказать, что, основываясь на опыте приснопамятного конфликта вокруг архивов Гостелерадиофонда, мы выяснили, сколь беспомощной оказывается в подобных ситуациях наша юриспруденция. Дела, связанные со смежными правами, настолько специфичны и деликатны, что уложить их в достаточно суконные строки российского законодательства весьма трудно.

    

Элеонора БУРСА, юрист актерского агентства "Крона" при СТД РФ:

- В нашей стране набирает силу система договорного права. Законодательство постепенно реформируется, но нацелено оно на принцип, который условно можно обозначить таким образом: как стороны договорятся, так и будет. Мне в моей практике часто приходится сталкиваться с людьми, желающими разрешить какую-либо конфликтную ситуацию. Они начинают рассказывать суть дела, и выясняется, что у них нет не то что грамотно составленного договора - вообще каких бы то ни было бумаг. Но сегодня значение договора возростает. Да, составить подробный и толковый договор очень сложно, но делать это необходимо в каждом случае. Может быть, творческие союзы могли бы взять на себя такой труд - составить варианты типовых договоров, поручив их разработку своим юристам. Чтобы режиссер-постановщик, скажем, мог бы воспользоваться этой формой, обратив внимание на самое важное с его точки зрения. Оговорить свои права, способы использования произведения, рамки, в которых он разрешает изменять произведение. Большинство конфликтов, связанных, к примеру, с использованием театральной постановки, возникает по вопросам либо ее искажения, либо невыплаты вознаграждения.

В одном из ближайших номеров наша газета намерена выступить с подробным материалом, посвященным ситуации со смежными правами в сфере культуры.

Также в рубрике:

СО СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

БЫЛОЕ И ДУМЫ

  • Свечи на снегу
    Завершился первый Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса

С НАЛОГАМИ

В БИБЛИОТЕКАХ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;