"Интимные отношения"
ЛИКИ ЛЮБВИ
Жанна ВАСИЛЬЕВА
Фильм "Интимные отношения" английского дебютанта Филипа Гудхью - мелодрама, которая стремительно превращается в сатиру нравов, оборачивается триллером, сдобренным традиционным английским черным юмором.
"Интимные отношения" напоминают отчасти "Секреты и обманы" Майка Ли не только вечной темой семейных тайн, но и вкусом к колоритным социальным типажам. Впрочем, Гудхью в отличие от Ли начисто лишен склонности к морализаторству и интереса к утонченным психологическим нюансам. Скорее, он тяготеет к гротеску. Отец, вернувшийся с войны без ноги, проводящий время в пабах и давно переставший быть хозяином в доме (роль Мэтью Волкера). Его жена со следами былой красоты, обеспечивающая семью, обнаруживает натуру темпераментную и неудовлетворенную (роль Джулии Волтерс ). Миловидного юного моряка, пребывающего без работы, а также чьей-либо родственной заботы, она берет под свою опеку, как лиса молодого петушка. Мужественный моряк (его играет Руперт Грейвз) пасует не только перед многоопытной "мамочкой", но и ее юной дочкой в возрасте Лолиты. Девочка, создание в равной степени прелестное и неуправляемое, влюбляется в постояльца и быстро обнаруживает соперницу в лице собственной матери. Моряк по возрасту больше подходит юной Джойс (в исполнении Лауры Садлер), чем ее матери, а в общем, рад был бы сбежать от обеих на службу. В итоге вместо довольно мирных, хотя и драматических "Секретов и обманов" публика получила кровавую драму, где все убивают всех.
Ближе к концу фильма, похоже, начинают звучать мотивы Гринуэя. Гротесковые сцены соединяются с кадрами, выстроенными с геометрической правильностью (например, объяснение героя с "мамочкой" на вышке бассейна). Кровавая развязка веселого пикника остраняется бодрой музыкой и явлением полицейских, которыми так долго стращали друг друга герои и которые похожи на зрителей, необходимых пятому акту трагедии. Заодно они сами представляют живописное зрелище: фигуры "бобби" в черном на фоне зеленой лужайки смотрятся эффектно. Возникшая театральная рамка накладывается на старательно прорисованную временную: белоснежные салфетки на спинке дивана, собака в плетеной корзине, сообщение в хронике о разрыве помолвки принцессы Маргарет - послевоенные годы в английской провинции отмечены викторианской благопристойностью и лицемерным ханжеством. Двойная рама картины создает ту дистанцию, с которой Филип Гудхью холодновато-исследовательским взглядом смотрит на иррациональные страсти, которыми в "Интимных отношениях" охвачены стар и млад. К счастью, он не слишком увлекается ролью исследователя иррационального в психике, для этого он слишком ироничен. Что касается морали, то развязка говорит сама за себя. История, будоражащая воображение обывателей, просто история на 99 минут экранного времени - вот его цель. Морализировать и спорить о причинах трагедии предоставляется зрителю.