Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 2 (7113) 22 - 28 января 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Скромное обаяние столичной штучки

Беседу вел Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ
Челябинск


Эта страница посвящена жизни театров. Назовем их провинциальными, но исключительно по географическому признаку. Творческая ценность, как известно, не является следствием "прописки". С точки зрения художественных проблем жизнь, к примеру, воронежской или омской Мельпомены мало чем отличается от московской или санкт- петербургской. И все же есть специфика. Количество театров в столице дает и актерам, и зрителям право выбора. Но там, где на город приходится один-два театра, любой успех, неудача или производственный конфликт могут вырасти в неразрешимую проблему. Пространство провинциальной сцены все больше манит столичных режиссеров. Постоянное общение московских постановщиков с артистами и зрителями российских городов и весей рано или поздно расставит все по своим местам. Ведь успехи должны взаимно обогатить, а провалы - развеять чей-то дутый столичный ореол и придать конкретному театру уверенность в собственных силах.

Андрей ЖИТИНКИН вот уже второй раз ставит в Челябинской академической драме пьесу Теннесси Уильямса. Сначала это была "Однажды прошлым летом". Теперь - "Французский квартал".

    

- Вас часто называют "модным режиссером". Что вы сами вкладываете в это понятие?

- Мне нравится, что я не утерял возможности раздражать нервные окончания критиков. Раньше я был не модный, а скандальный. Это было связано с тем, что я всегда ставил пьесы, которые, как правило, боялись ставить другие. Аншлаг - непременное условие выживания нынешнего театра. Чтобы зритель сегодня вечером пошел именно к тебе, а не куда-то - это дорогого стоит.

Служу я в Театре им. Моссовета. На одной площади с ним находится и Театр сатиры. Бывает, что "Милый друг" в Моссовете (две тысячи мест) совпадает с "Полем битвы..." в Сатире. Это еще около двух тысяч. Можно спятить, подумав, что в центре Москвы своим именем ты удерживаешь четыре тысячи человек. У меня в антрактах не уходят. А это раздражает - актеров, с которыми я не работаю, режиссеров, у которых нет таких результатов, критиков, которые считают, что быстро, в западном режиме работать нельзя. Это говорит еще и о моем бешеном режиме. Это значит, режиссер умеет просчитать формулу успеха будущего спектакля. Когда ты замышляешь всю эту историю, нужно просчитать, почему сегодня именно эта пьеса и этот автор. И почему сегодня именно такая актерская команда.

    

- Чем тогда модный режиссер отличается от культового?

- Культовый режиссер может снять только один фильм, поставить один спектакль. На сегодняшний день культовый театральный режиссер у нас один - Васильев. Он поставил спектакль и пропал. Я себя культовым не считаю: мне еще много чего интересно. Я пока еще могу сам себя удивлять. Мне еще нужно много чего поставить. Причем я сужу себя строже, чем все те критики, которые считают, что я этакий плейбой московской сцены.

    

- Почему вы настойчиво ставите пьесы Уильямса?

- Сейчас все ставят Чехова, который славен подтекстом. Можно говорить: "Я вас люблю", - и в то же время ненавидеть человека. Уильямс пошел намного дальше. Он догадался, что текст вообще ничего не значит. Все, что сказано, - неправда. В слове мы можем обмануть в три секунды. И даже в подтексте можем обмануть. Не врет только "физика". В Уильямсе важен не текст, но ремарки. В нем интересна мнемодрама - то, что происходит без текста, когда я, не слушая спектакль, могу понять, что происходит на сцене.

Уильямс выстраивает поток подсознания. Он вытаскивает то, что мучает героев, что ломает их психику, в чем они сами себе боятся признаться.

    

- Но почему Уильямс так важен сегодня именно в Челябинске?

- Чтобы смотреть мои спектакли, ехать в Москву необязательно. Ваши актеры нисколько не хуже. Мне нравится, что художественное руководство театра рискует и ставит пьесу, которая явно не в ряду обыкновенных. В чем-то жесткий, в чем-то необычный, шокирующе откровенный спектакль. Там есть замечательные психологические дуэты Марины Меримсон и Бори Петрова, прекрасная пара Татьяны Скорокосой и Алексея Мартынова. Писателя во "Французском квартале" играет дебютант Олег Плаксин. Это хорошо - соответствует возрасту персонажа. Я люблю всех своих актеров, они просто замечательные. Это и Татьяна Руссинова, и Лариса Брусс, играющие двух леди, которые с наступлением темноты ползают по помойкам. И фотограф, который устраивает оргии (Сергей Олешко). И Скай Венчислова Хотяновского, что открывает Писателю форточку в иной мир. И негритянка Риммы Соколовой, которая является тенью хозяйки.

    

- А как наш академический выглядит на фоне столичных академий?

- Самое главное - это даже не количество зрителей (хотя у вас очень хорошая посещаемость), но стабильность дома. Я очень люблю вашего директора Володю Макарова, его коммерческие мозги. Вы стабильны в зарплатах и аккуратности, в вышколенности цехов.

В Москве есть аншлаговые театры, что смогли сохранить "фирму", это "Ленком", Театр Табакова, "Сатирикон", "Современник" - кстати, любимые театры мэра Лужкова. Люди снова стоят туда за билетами ночью. Как когда-то во МХАТ. А есть множество театров, которые потеряли марку. Не очень хороши дела у бывших фаворитов во МХАТах, у вахтанговцев, на Таганке. А вот мой Театр Моссовета, как ни странно, тоже достаточно стабилен. Он и напоминает вас: не все удачно, но есть жизнь, хорошая дисциплина и замечательная, интеллигентная атмосфера.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;