Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7158) 17 - 23 декабря 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраХроника пикирующего арт-рынкаЧто показала ярмарка в Манеже Юрий АРПИШКИН Ярмарка "Арт-Манеж"-98 состоялась вопреки всем пессимистическим прогнозам относительно ее судьбы на фоне экономического кризиса. Пресловутый кризис даже в некотором смысле "способствовал ей много к украшенью". Не то чтобы экспонаты стали лучше, но тенденции стали заметнее. И даже некий логический предел развития российского художественного рынка можно считать достигнутым. Рынок этот не только теоретически и декларативно, но вполне практически осязаемо утвердился в своей главной особенности. Это такой своеобразный рынок, по целомудренному определению организаторов манежного бдения, "некоммерческий". Бредовый, прямо скажем, характер идеи "некоммерческого рынка" компенсируется двумя обстоятельствами. Никто и не воспринимает "Арт-Манеж" как коммерческое предприятие, с одной стороны, а с другой - его устроители вполне довольны, любой арт-бизнес они, кажется, почитают занятием если и не предосудительным, то подозрительным во всяком случае. Спрашивается, зачем же называть это ярмаркой? Но разве все остальное - происходящее "здесь и сейчас" - поддается рациональному объяснению? Итак, среди шестидесяти галерей, представленных на ярмарке, девятнадцать откровенно некоммерческих (то есть их кураторы громогласно отказались от каких-либо претензий на завоевание рынка), остальные такие же, только хуже. В них царят полнейший хаос, абсолютная эклектика и непрофессионализм как художников, так и кураторов. Начав было попытки подзаработать и не преуспев на этом поприще, директора подобных галерей спешно переориентируются на чистое искусство, а потом выставляют в Манеже невообразимые гибридные экспозиции, являющие собой непредусмотренный кич. Они то возрождают какие-нибудь традиции, не имея о них ни малейшего представления, то борются с загрязнением окружающей среды, то культивируют некие новые стили в живописи, графике, интерьере и т.п. Все это - похожими средствами и с предсказуемыми результатами. Таковых стендов на "Арт- Манеже" было большинство. Излишне упоминать о том, что спрос на такую продукцию невелик, точнее - отсутствует. Самым ярким показателем глубокого провала российского арт- рынка, пожалуй, следует считать стремление его "фигурантов" к неумеренной саморефлексии. К литературе о литературе, кино о кино и критике на критику все давно привыкли, но вот привыкнуть к рынку товаров, не востребованных на том же рынке, чрезвычайно затруднительно. Однако нельзя не признать, что выдержанный в этом духе проект "Постскриптум" (кураторы Елена Романова и Александр Якут) имел на "Арт-Манеже" наибольший успех. Как пишут в пресс-релизе, проект этот "объединяет ретроспективные материалы шести московских галерей, появление которых в конце 80-х - начале 90-х годов заметно изменило художественную сцену Москвы и повлияло на развитие арт-рынка в России". Словами "ретроспективные материалы" авторы пресс-релиза называют шесть довольно натуральных надгробий с датами жизни и красными гвоздиками у основания. Шутка получилась не то чтобы слишком удачная, но вполне внятная. Единственное, чего на этот раз организаторам "Арт-Манежа" удалось добиться, - реальное подтверждение международного статуса ярмарки. И хотя количественно зарубежных участников по сравнению с предыдущими двумя ярмарками стало меньше, качество экспозиций зримо повысилось. В основном это за счет прекрасной коллекции немецкого неоэкспрессиониста Ральфа Пенка, представленной кельнской галереей Бригитты Шенк. Бесспорно интересна и выставка группы "Пяти художников" из Швейцарии, побывавшая ранее в Русском музее. Однако коммерческие перспективы и у этих вещей, по общему разумению, отсутствуют. И дело здесь не в эстетической глухоте российских граждан или, скажем, не только в ней. Ведь желание покупать произведения искусства не в последнюю очередь зависит от умения их продавать. От умения, которого в принципе невозможно достичь, если продолжать исповедовать святую веру российских галеристов в то, что имидж и рыночный успех - явления, друг другу противостоящие. Директор Большого Манежа Станислав Каракаш, выступивший, возможно, неожиданно для себя самого меценатом этого праздника высокого искусства, сформулировал кредо своих партнеров- галеристов на редкость бесхитростно: "У них есть какая-то коммерческая часть, но имидж они зарабатывают на некоммерческих проектах". Едва уловимая сочувственная интонация директора выставочного зала очень красноречива. Люди, стремящиеся обмануть самих себя и даже не слишком старательно это скрывающие, и вправду достойны жалости. Беспроигрышной в этом контексте выглядит культуртрегерская программа "Арт-Манежа". Здесь танцуют все. От классиков советского нонконформизма Вячеслава Калейчука и Эдуарда Гороховского до Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского. Их работы покупают редко, но за большие деньги. На этом уровне совершенно безразлично, где они выставляются: на ярмарке или в музее. Более проблематичной представляется выставка Ильи Кабакова. Это первая в России персональная выставка самого успешного, по западным стандартам, отечественного художника. Даже самым просвещенным любителям искусства творчество Кабакова известно весьма приблизительно, его не было в России десять лет. Лучшие работы - на Западе. В Москве лишь случайные фрагменты бесконечных графических циклов и несколько полотен конца 50-х годов. Они и попали на выставку. Более неудачного случая для "первого знакомства" трудно себе представить. Мало того, что эта экспозиция не дает никакого представления о том, чем занимается Кабаков сегодня, она дает вполне превратное представление о том, чем он занимался раньше. Здесь есть два принципиальных обстоятельства: Кабаков не тот художник, о котором можно судить по отдельным хорошим или плохим работам, его эстетика строится на принципе бесконечности текста, взаимодействии всех его элементов, на внутреннем диалоге и внутренней полемике. Если представить Кабакова как живописца или графика, впечатление сложится совершенно неадекватное. Ни цвет, ни линия, ни композиция в этом случае почти никакого значения не имеют. Единственно важным является для Кабакова существование в условиях стихии художественного контекста в стихийном же диалоге с ними. Это может быть интересным. В отличие от того, что мы видели в Манеже. Случайный набор случайных работ... Также в рубрике:
|