Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7158) 17 - 23 декабря 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрУтраченные иллюзии"Собачий вальс" Л.Андреева в Театре им.Вл.Маяковского Алиса НИКОЛЬСКАЯ Отношение к творчеству Леонида Андреева у театра двоякое. Любят - за богатство образов, завораживающую печальную красоту, хрупкую элегантность модерна. Опасаются - за перегруженность страстями, туманность некой "основной идеи". И спектакль режиссера Ю.Иоффе в известной степени отражает это противоречие. Особенных сценографических изысканий, как и привязки к конкретной эпохе, в спектакле нет. С первых минут и до трагического финала перед глазами остается милая квартирка с обоями в цветочек и симпатичным салонным пианино, выдающими легкомысленный и простоватый нрав хозяина. Хозяин же, мещанчик Генрих Тилле (С.Юшкевич), старательно соблюдает правила жизни "последнего романтика": украшает жилище картинами (которые так никогда и не найдут своего места на стенах), учится играть на пианино (ничего, что всего лишь "собачий вальс") и часами любуется на портрет своей возлюбленной, будущее семейное счастье с которой составляет смысл всего его дальнейшего существования. Но желаниям не суждено сбыться: известие о замужестве Елизаветы чудовищно преобразовывает Генриха - уже в следующей картине цветущий молодой банковский служащий превращается в холодного монстра с замашками тирана. Он кутит, пьет литрами коньяк, всячески унижает своего подельника Александрова (А.Рогожин), блаженненького человечка с подобострастным взглядом и блуждающей улыбкой. Страшными душевными преобразованиями "Собачий вальс" напоминает другую известную пьесу Андреева - "Екатерина Ивановна". Ярче всего сходство видится в сцене безумной пьяной оргии в квартире Генриха. Некоторая режиссерская неуверенность в этой сцене обретает свой смысл: люди пьют, бесчинствуют и ломают комедию - но понятно, что подобный стиль поведения им чужд, что не привыкли они так жить, и пытаются в этом пьяном угаре не развлечься, а забыться. Страшно становится в момент шутовского свадебного обряда, устроенного Генрихом, где вместо иконы в его руках оказывается фотография некогда любимой им Елизаветы. Прекрасная мечта становится кошмаром - ведь романтическая фотография совсем не соответствует оригиналу. Перед нами выцветшая, разрушающаяся истеричная вдова, способная только платить мужчине, чтобы заставить его быть с ней. Хмельное стремительное танго сменяется все тем же дребезжащим мотивчиком "собачьего вальса", он словно насмехается над иллюзиями, ушедшими безвозвратно. Также в рубрике:
|