Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7158) 17 - 23 декабря 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Никого не трогаю, починяю примус

Леонид Броневой в рабочей форме

Беседу вела Татьяна ПЕТРЕНКО


Он проснулся знаменитым после телефильма "Семнадцать мгновений весны". Мало кому в то время было известно, что актером он вообще становиться не собирался и что только чрезвычайные обстоятельства заставили его принять такое решение.

- Дед мой играл на скрипке, бабушка пела и танцевала в варьете, что не помешало ей родить трех дочерей, одна из которых была моей мамой, а вот родители мои никакого отношения к искусству не имели. Оба учились на рабфаке в Киеве. Мама была бухгалтером, а отец после юридического работал в НКВД. Я помню, у него в деревянной коробке с позолоченной табличкой лежал маузер.

    

- Отец не пострадал в годы репрессий?

- В тридцать седьмом его арестовали. Мне было 9 лет. Я ничего не понял, а когда нас с мамой отправили в ссылку в маленький городок, мне там после шумного Киева даже понравилось. Спокойно, куры по дороге ходят, бегать можно, где хочешь. Вот только мама все время плакала и письма писала, хлопотала об освобождении отца. И мне скрипку пришлось забросить, я ведь в музыкальной школе учился.

    

- Мама вам ничего не объяснила?

- Потом она рассказала, что просила отца идти в адвокаты, там бы он защищал людей, а он ей ответил, что врагов надо обвинять. Он был очень предан революции.

    

- Почему вы решили пойти в артисты?

- Сам я хотел стать дипломатом, изучать языки или быть военным, но мама только руками замахала. "Тебе путь всюду заказан, ты сын врага народа, - сказала мама, - ты можешь поступать только в Ташкентский институт театрального искусства: там одна страничка анкеты, и не надо сообщать, где твой папа". Так я и сделал - поехал в Ташкент учиться на артиста.

    

- После окончания остались в Ташкенте?

- Распределили в Магнитогорск. Получал я тогда 69 рублей. Этого едва хватало, чтобы не умереть с голоду. Утром - чай, хлеб, 50 граммов сметаны, в обед одно первое без второго и на ужин чай с хлебом.

    

- Свою первую роль на профессиональной сцене помните?

- Я играл в спектакле "Анна Каренина" швейцара Капитоныча. Мне 22 года, ему 70 лет. Текста - два слова: "Ваше превосходительство". Я старался произносить по-разному, выражая то удивление, то радость, то испуг. Однажды даже сорвал аплодисменты, видно так уж хорошо сказал.

    

- Это правда, что вы написали письмо в Москву Грибову?

- Я уже работал в Оренбурге и как-то по телевизору, тогда еще были кавээны с линзами, увидел спектакль МХАТа "На дне". Грибов играл Луку. Он произвел на меня такое впечатление, что я написал ему, а он, представляете, пригласил меня в Москву.

Встретил его у служебного входа и всю дорогу до его дома читал "Тараса Бульбу". На следующий день собралась приемная комиссия, я опять прочитал Тараса, и вдруг Топорков спрашивает: "Почему у вас такой акцент?" Я говорю: "Так ведь он же украинец, я специально некоторые слова так произношу". Грибов на него набросился: "Ты что же, ничего не понял?" Они очень долго совещались, наконец Грибов выбегает в коридор и кричит: "С тебя пол-литра. Взяли на третий курс!"

    

- И как вы себя чувствовали во МХАТовской школе?

- Те два года, что я провел в ее стенах, не прошли даром. Я многое получил, одни занятия по технике речи чего стоили. В течение трех-четырех часов отрабатывалось каждое словечко. Педагог Елизавета Федоровна Сарычева работала со мной над гоголевской "Шинелью" и рассказами Чехова "Тоска" и "Смерть чиновника".

Со мной учились Ира Скобцева, Галя Волчек, Люда Иванова, Толя Кузнецов, Игорь Кваша. Мне все завидовали, даже как-то неловко было. С Грибовым мы играли на двоих чеховского "Злоумышленника" - я был следователем. Он всячески опекал меня, но после окончания школы меня направили в Грозный.

    

- Там вы сыграли Сталина?

- Страшновато было. Малейшая ошибка могла кончиться печально. У меня был хороший грим, и при моем появлении зрители вставали и аплодировали. Идет очередной спектакль. Я выхожу на сцену, в зале гробовая тишина. От неожиданности даже замер, уж не помню, как доиграл сцену, ушел и в гримерной лег на диван. Вошел режиссер Владимир Тихонович и сказал, чтобы я не расстраивался, просто спектакль смотрел городской актив, а им зачитали письмо о культе личности. Назавтра я грим не сделал и с тех пор назывался референтом, хотя произносил тот же текст.

    

- За роль Ленина вы получили квартиру.

- Сыграл вождя в "Третьей, Патетической". После премьеры меня вызвали и предложили на выбор две квартиры, я так растерялся, что выбрал худшую, без балкона, но ничего, это была изолированная квартира, не угол в общежитии и не комната в коммуналке, и ее я впоследствии обменял на московскую. Пошел в "Современник". Мои однокурсники Иванова и Кваша подготовили со мной отрывки из двух спектаклей. Меня прослушали, а потом Табаков вышел и сказал, что мне отказали, потому что у меня нет личностной темы.

    

- И как это понимать?

- Я тоже задал такой вопрос, мне посоветовали обратиться к Ефремову. Я поблагодарил за поддержку в трудную минуту и ушел. Взяли меня в Пушкинский в массовку. Театр собирался на гастроли. Я не был занят в репертуаре, просил взять меня с собой, предлагал поездить по деревням с аккордеоном, грамоты для театра привезти, но ничего не добился. Они уехали, а я на Тверском бульваре все лето в домино деньги зарабатывал.

    

- Вы 16 лет работали с Эфросом. Расскажите о его методике.

- О ней говорить сложно. Он не думал о форме, его волновало содержание. Он предлагал актеру множество вариантов, и никто не знал до самой премьеры, на чем же в конце концов он остановится, причем варианты были один лучше другого.

    

- И все же вы отказывались от участия в его спектаклях.

- Три раза. Я не хотел играть Яго, потому что после Мюллера все знали, как я это сделаю, просил дать мне Отелло. Это могло быть неожиданно, потому что я сам не знал, на что способен. Мне был неинтересен Наполеон, вернее, его взаимоотношения с Жозефиной, вот если бы в пьесе раскрывалось, как человек из революционера, из любимца народных масс превратился в диктатора, я бы, не раздумывая, взялся за это. А Чичикова в спектакле "Дорога" я репетировал, но когда на прогоне Эфрос сказал: "Видите, Броневой - человек отвратительный, а как играет", - я вышел со словами: "Оставляю эту роль вам на память" - и больше не вернулся.

А когда взяли пьесу Дворецкого "Директор театра", Анатолий Васильевич подошел и, не глядя на меня, спросил: "Вы хотели бы сыграть, хотя автор против, он считает, что вы не справитесь?" После моего утвердительного ответа, он сказал: "Считайте, что роль ваша".

    

- Вы дважды играли в одной и той же пьесе, правда, разные роли и в разных театрах.

- Вы имеете в виду "На всякого мудреца довольно простоты"? Во МХАТ после смерти Яншина меня пригласил Шиловский, а в Ленком на роль Крутицкого - Захаров. Причем, когда он мне позвонил, я сказал, что если уж приглашать в театр, то по крайней мере на Короля Лира, а он в ответ: "Приезжайте, послушайте, как я себе его представляю". Я был поражен, как он по-новому открыл Крутицкого, как разобрался в этом властолюбивом характере. Я принял приглашение Марка Анатольевича и теперь, кроме этого, занят еще в трех спектаклях: "Чайка", "Королевские игры", "Варвар и еретик".

    

- Вы человек уживчивый?

- Я человек нетребовательный. С режиссерами не спорю, артистам дорогу не перехожу, никому не мешаю, никого не учу.

    

- Ваш Мюллер постоянно дергает головой - хотели избежать статичности?

- Ничего подобного. Мне жал мундир, и жест этот вначале был непроизвольный. Лиознова обратила на это внимание и решила оставить его как характерную черту.

    

- Леонид Сергеевич, с годами не пропадает желание играть такие роли?

- Да нет, были бы роли интересные, и совсем не обязательно, чтобы они были положительные.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;