Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7429) 27 мая - 2 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Перестарались

"Земное и небесное" на "России"

ПОСОБИЕ

Максим ГУРЕЕВ
Фото автора


Не прошло и года с теперь уже вошедшей в историю встречи в Чистом переулке Святейшего Патриарха Алексия II с экс-министром культуры М.Швыдким, на которой было принято судьбоносное решение о создании циклового аудиовизуального проекта, призванного "ликвидировать пробелы в знаниях россиян своей истории, а также укрепить в вере или даже привести к ней многих и многих соотечественников".

Столь благородная и ответственная задача была возложена, по словам господина Швыдкого, на "одного из ведущих российских документалистов" Сергея Мирошниченко, который безотлагательно приступил к делу. И уже к Пасхе 2004 года в эфир вышел первый фильм из цикла, получившего ко многому обязывающее название "Земное и небесное".

Как известно, именно попытка осмысления "горних" и "дольних" стезей в российской истории в свое время стала основным "умственным вектором" легендарного золотого века русской философии и богословия рубежа ХIХ - ХХ веков. А имена Соловьева и о. Сергия Булгакова, Бердяева и Лосского, Федотова и Флоровского во многом определили эволюцию православной ойкумены в целом и русского архетипа в частности. Правда, по известным причинам труды выдающихся мыслителей стали доступны на родине лишь спустя многие десятилетия, но это ни в коей мере не убавило их (трудов) значимости и актуальности, но, напротив, лишь восхитило прозорливостью, глубиной проникновения в тему и тем, что в богословии называется способностью к синтезу. Иначе говоря, гениальным умением анализировать разнородные явления духовной жизни народа и проецировать их на жизнь земную или социальную.

Естественно, что, вооружившись таким багажом, браться за просвещение соотечественников-современников можно было, разумеется, с дерзновенным волнением, но и с уверенностью, что поставленная Святейшим Патриархом цель будет достигнута.

Но произошло то, что происходит довольно часто, когда серьезное решение принимается в спешке. Да еще и с оглядкой на высокопоставленных заказчиков. "Багаж" перепутали...

И в основу, надо сказать, недешевого сериала от господина Мирошниченко были положены вовсе не "Три разговора" В.С.Соловьева, не "Русская идея" Н.А.Бердяева, не "Трагедия древнерусской святости" Г.П.Федотова, не "Очерки по истории Русской Церкви" А.В.Карташева и не "Пути русского богословия" Г.В.Флоровского, а копеечные брошюрки типа "Светлый отрок", "Антихрист в Москве" или "Деткам о чудесах христианских".

Первую версию столь странного перераспределения смысловых акцентов сериала хочется отклонить сразу - создатели "Земного и небесного" просто не знали ни о существовании перечисленных выше авторов, ни тем более никогда не читали их сочинений. Действительно, если увериться в данном предположении, то тогда в самую пору вновь перелистать "Краткий курс...", а также "Советский энциклопедический словарь", чтобы оттуда почерпнуть до смерти надоевшую еще со времен средней школы информацию псевдоисторического свойства. Опять же, доводя данную ситуацию до абсурда, извлечь из пыльных чуланов телевизионные приемники "Рекорд", "Темп", а если повезет, то можно и КВН, для того, чтобы не только содержание, но и фактура изображения в полной мере соответствовала "преданьям старины глубокой". Иначе говоря, вперед - в прошлое!

Вторая же версия представляется более реалистичной и менее саркастической. Бесспорно, О.Кавун - сценарист сериала, в недавнем прошлом отметившийся как один из активистов благополучно почившего проекта так называемого "малобюджетного" кино на Студии Горького, знал и о Флоровском, и о Соловьеве, и, конечно, о Бердяеве (вполне возможно, читал их), но просто поставленные перед ним задачи были совсем иного свойства.

Какого именно? А вот на этот вопрос мы и постараемся ответить.

Внезапные приступы "исторического ясновидения", периодически нарушавшие мерное течение русской, а впоследствии и советской "повести временных лет", давно перестали быть свидетельством чудесного прозрения как всего российского социума в целом, так и отдельных его представителей в частности. Они (приступы), как известно, свидетельствовали лишь об одном - власть уже больше не в силах произносить щедринскую "потерпите еще братики-солдатики" и, следовательно, не находит ничего лучше, как воззвать к памяти предков. Иначе говоря, заручиться их чудесной поддержкой, благо эти самые предки, давно отошедшие в мир иной, уже никогда не смогут рассудить, кого им стоит поддерживать, а кого - нет.

Вот тут-то и являются на свет Божий былинные богатыри и "братья и сестры", святые подвижники и цари-освободители, министры-реформаторы и писатели-пророки. Все они, словно сошедшие с полотен известного художника Ильи Глазунова и, соответственно, абсолютно лишенные какой бы то ни было индивидуальности, исподлобья смотрят на своих нерадивых потомков, которые высоким думам о том, "как нам обустроить Россию", почему-то всегда предпочитают думы о низком.

В смысле о том, где заработать деньги, как обеспечить семью, воспитать детей и дать им образование, а также прочие в высшей степени суетные и совершенно несовместимые с величием исторической "толщи" помыслы.

Понятно, что в нашем случае перед историками-пропагандистами вовсе не стоит благородная задача по возможности объективно и глубоко осмыслить те или иные исторические события или тех или иных персонажей. Тут вполне хватит знаний, почерпнутых из школьной программы пускай и тридцатилетней давности. Главное - насытить давно избитые истины новым, пугающе актуальным пафосом, например, умело вложить в уста святого Сергия Радонежского или Петра Столыпина слова, которых они не говорили, но при этом не могли бы не сказать...

Плох или хорош такой подход к "ликвидации пробелов в знаниях россиян своей истории"? Разумеется, плох! И казалось, что наша недавняя история, а также историография доказали это. Но, видимо, нет, ничего не доказали - по крайней мере, заказчикам и создателям сериала "Земное и небесное". Следовательно, русская церковная история вновь предстала как собрание абсолютно пустых, никак не связанных друг с другом фактов, лишенных какого бы то ни было осмысления.

Не добавили внятности сериалу и известные (в том числе и своим демонстративным православием) актеры - А.Петренко, В.Заманский, В.Ильин и даже рок-гуру Ю.Шевчук. Впрочем, это и понятно, ибо выяснилось, что играть-то им нечего, просто потому что нет ни мысли, ни ее движения, но есть некие лозунги да разрозненные, крайне непрофессионально прописанные монологи. Вот и пришлось нашим доморощенным просветителям то, загадочно улыбаясь, шептать какую-то абсолютную нелепицу, то а-ля Парфенов после каждой фразы поворачиваться к зрителю спиной и заунывно повторять - "это произошло вот здесь", то, наконец, нести умопомрачительную отсебятину, в большей степени реализуя собственные комплексы (ксенофобские в том числе).

Самым ярким примером последнего "художественного приема" стало совершенно незабываемое выступление господина Петренко в серии, посвященной так называемому "украинскому вопросу" в Русской Церкви.

Известно (но, видимо, не создателям "Земного и небесного"), что данный вопрос является одним из самых сложных и болезненных и для православных, и для католиков, и для униатов. Многовековая борьба за западные территории (имеется в виду за Западную Украину) уже давно стала камнем преткновения в тягостном и, увы, не сулящем никаких перспектив диалоге между Москвой и Римом. Более того, реки пролитой крови православных и греко-католиков до такой степени разъединили и ожесточили христиан (тут, как мы помним, свою державную длань приложил и вездесущий товарищ Сталин), что любое неосторожно брошенное слово по данному поводу может в очередной раз взорвать ситуацию, чреватую самыми мрачными последствиями.

Однако А.Петренко, О.Кавун и С.Мирошниченко с "открытым забралом" принимают "вызов" и не мудрствуя лукаво указывают русскому народу на его заклятых врагов на Украине - католиков и иудеев. Причем последние, по мысли создателей "Земного и небесного", совершенно справедливо были наказаны погромами за их "подрывную", антиправославную деятельность.

А с заклятыми врагами у нас, понятное дело, всегда разговор был короткий...

В данном случае остается только радоваться, что Украина теперь другое государство и где-нибудь во Львове или Черновцах не увидят телевизионных "радений" известного в прошлом исполнителя роли Григория Ефимовича Распутина.

Но, к сожалению, их увидят здесь, в России. Вернее сказать, уже увидели...

Так же как уже увидели и услышали невнятное бормотание В.Ильина (прекрасного актера) в фильме, посвященном Расколу. Об одной из первых русских гражданских войн, которая, как известно, не закончилась и по сей день, было поведано как-то стыдливо-благодушно, мол, были добрый царь и строгий патриарх, а еще был протопоп Аввакум, которого, конечно, сожгли, но он в общем-то тоже был хорошим, потому что был русским и древлеправославным.

В заключение интересно добавить, что сериал "Земное и небесное" предполагается выпустить на лицензионном видео и распространять как учебное пособие в средних школах РФ, а также духовных учебных заведениях ...

Таким образом, что должны означать подобные старания на телевизионном канале, которым руководит человек, славящийся своим прекрасным знанием русской и советской истории, архивов и кинохроники, а также находящийся в курсе последних достижений исторической науки? Сказать трудно, но можно.

Оставим в стороне печальный факт "замусоривания" зрительского сознания идеологическими клише и ярлыками типа "наши" - "чужие", это данность, с которой остается только смириться.

Дело видится в другом, а именно в очередном старании переписать свою историю в соответствии с требованиями (политическими, экономическими) сегодняшнего дня.

И тут главное - не перестараться. Хотя с этим предостережением мы явно опоздали...

Также в рубрике:

ПОСОБИЕ

ПЕРСОНА

КУХНЯ

ЮБИЛЕЙ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;